АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Асель ТУРЛАНОВА. Семейные ценности

назарбаев.jpgюПроблемы семьи в последнее время привлекают пристальное внимание не только социологов, но и широкой общественности во многих странах мира. Актуальность этого вопроса в Казахстане сегодня определяется не только демографической ситуацией и необходимостью увеличения численности населения, но и сформировавшейся в сознании людей новой модели современных семейных отношений. И если в жизни предыдущих поколений семья играла роль крепости, где они были со всех сторон защищены от бурь и невзгод, то сегодня на первый взгляд можно заметить что это понятие несколько утратило свое первоначальное значение. С этим согласен также известный казахстанский писатель Герольд Бельгер. Он считает, что институт семьи постепенно теряет свои позиции.

– Совершенно очевидно, что семья важнейший институт общества, – говорит он. – Семья — это культ. Я вырос в ауле, где обычно проживают  большие семьи от восьми до двенадцати человек. В таких семьях все воспитывались в духе единства. И что меня прельщало в них — это то, что у них был культ семьи. Члены таких традиционных семей — дед, бабка отец, мать и внуки. Иногда и правнуки все жили под одной крышей. Это приятно и важно. Вырос я в северном Казахстане. А работал учителем на юге. И там тоже  сталкивался с тем же самым. То есть то, что было, мы стали понемногу терять. Институт семьи катастрофически теряет свои позиции. Сейчас пошли малые семьи, неполные семьи, гражданские браки.

назарбаев.jpgю.jpgт

Что касается неполных семей, то сейчас много браков и разводов. Это печально и трагично, говорит писатель, как сторонник традиционного отношения и в семье, и в быту, и в браке. В культуре, в искусстве и книгах всегда культивировали полноценную настоящую семью. Сейчас такие проблемы есть не только у европейских народов, но и у азиатских стран. Старики доживают свой век где-то в аулах, в домах для престарелых. А дети пробиваются в люди в городах. То есть семьи катастрофически рушатся.

Но, несмотря на первые признаки такого симптома, казахстанцы все же делают оптимистичные прогнозы касательно будущего института семьи.

Так, по данным проведенных социологических исследований Институтом философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК среди представителей разных возрастных групп, для 43,9 выбранных респондентов, семья по – прежнему является важнейшим ценностным основанием жизненной стратегии.  По их мнению, рост разводов обусловлен экономическими причинами, в частности, неспособностью мужчин содержать жену и детей.

— Как показывает практика, 25 процентов респондентов связывает эту тенденцию с гендерными изменениями, возрастанием роли женщин в жизни семьи и в обществе, — констатирует Бурова Елена – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК. — Часть респондентов указала на то, что традиционное понимание семьи в обществе устарело, очевидно, понимая под этим трансформацию традиционной семьи, ее уклада, перераспределение функций между ее членами.

Между тем, говорит профессор, опрошенные респонденты всех возрастных групп сошлись во мнении о том, что значение семьи будет возрастать, и она будет становиться все более стабильной. Выявилась также тенденция: чем моложе респонденты, тем больше уверенности в том, что значение семьи в дальнейшем будет возрастать. Те, кому от 18 до 29 лет в 48,6% думают именно так. Тенденция проявляет стремление молодых поколений наших сограждан к созданию семей, как стабильной и успешной группе родных людей, способных слушать, идти на компромисс, заботиться о старших, создавать должные условия для социализации молодых поколений.

Почти для всех респондентов в качестве ценностной матрицы современной успешной семьи выступает финансовое состояние «ячейки общества». Анализ ответов  показывает выстраивание ценностной структуры успешности современной семьи, в которую входят любовь между родителями, забота о старших, воспитание и определение будущего детей. У казахстанских респондентов учитываются интересы трехпоколенной структуры семьи, что свидетельствует о традиционном представлении об ответственности и преемственности между ее членами.

Рост числа разводов и гражданского брака также не могут не волновать казахстанское общество. Поскольку такая тенденция носит характерную угрозу демографическому и социальному будущему страны. Сегодня это явление не в диковинку и многие относятся к нему сдержанно. Но, тем не менее, отрицательные воздействия на моральный и правовой климат в данной сфере невозможно отрицать. И если сегодня невозможно привести точную статистику по числу гражданских браков, все же нетрудно догадаться о масштабах этой проблемы внутри страны. Последствия простых, ни к чему не обязывающих отношений чаще всего становятся плачевными особенно для слабой половины человечества, нежели сильной. Как показывает опыт, крайне редко женщины, вступавшие в «незаконные» супружеские отношения, приобретали материальную стабильность, не говоря о личном счастье. В такой ситуации они оказываются незащищенными ни юридически, ни морально. Такие женщины чаще всего, даже если осознанно идут на такую связь, все равно на подсознательном уровне будут чувствовать себя морально подавленной, убеждает врач-психотерапевт Меруерт Кабыкенова.

— Гражданский брак довольно распространенное явление в нашем обществе, — говорит она. – Чаще всего последствия таких отношений бывают плачевными. Нельзя здесь винить только одну сторону – мужчин, которых мы привыкли обвинять в бедах женщин. Это следствие безответственности обеих сторон.

Гражданский брак несет в себе опасность не только отдельным людям, но и детям, появившимся на свет в таких семьях. Такие дети часто рождаются физически слабыми, уязвимыми. Потому что, во время беременности женщины, состоящие в таком браке, на подсознательном уровне часто чувствуют себя ущемленными морально. А это, как правило, не может не отразиться на здоровье малыша.

назарбаев.jpgю.jpgт.jpgю

Несмотря на такие минусы в развитии института семьи, в Казахстане все же наблюдается положительные моменты. Наша страна, позиционируя себя социальным государством, постоянно проводит политику поддержки семьи. Насколько достаточно государство прилагает усилия в этом направлении и каковы ожидания граждан в дальнейшем развертывании такой политики?

Респонденты всех возрастных групп считают меры государственной политики в отношении семьи важными, но в то же время, требующими как совершенствования, так и инноваций. Ответы представителей разных поколений близки во мнении, что важным приоритетом государственной политики в отношении семьи становиться, прежде всего, выплата материнского капитала при рождении ребенка. Далее они называют доступное жилье для молодых семей, увеличение размера пособия многодетным семьям, повышение социального значения материнства,  государственный контроль над содержанием телевизионных программ, касающихся семьи (запрет пропаганды абортов, транссексуальных ориентаций и т.д.), совершенствование законодательства, способствующего повышению роли отца в воспитании детей, стимулирование рождаемости, пропаганда семейных ценностей в СМИ, в системе образования.

По словам Буровой, в ходе исследований были выявлены также проблемные области разработки и реализации государственной семейной политики.

— В целом в Казахстане наблюдается позитивная тенденция функционирования института семьи, — рассказывает Кабыкенова. — Эта тенденция выражена в стремлении граждан трансформировать прежние семейные отношения с проекцией на новые социально-экономические условия жизни общества, рыночные в своей основе. Большинство респондентов называет «болевой точкой» казахстанской семьи недостаточную социальную поддержку государства, слабое стимулирование рождаемости и недостаточность усилий по повышению социального статуса материнства.

Респонденты всех этносов, возрастных групп, социальных слоев считают, что необходимы специальные программы поддержки семьи, где бы красной строкой были выделены усилия государства для многодетных семей и семей, где есть инвалиды, в том объеме, который бы позволил им обеспечить средний уровень жизни.

Для реализации задачи упрочения семьи важно развитие семейных центров досуга (оздоровительно-культурных комплексов) – доступных как в шаговой близости, так и центрированных в микрорайонах проживания. Услуги этих центров должны быть доступны бедным слоям населения. В таких центрах может быть инициализирована так называемая «народная» инициатива и на добровольных (волонтерских) началах все желающие могли бы делиться своим опытом в ведении домашних дел, в обучении молодежи экономике семьи, ремесленным навыкам, в развитии художественных способностей, обучением в материнской школе и проч. Здесь можно использовать потенциал гражданского общества, волонтеров, общественных объединений. Результаты исследований выявляют высокий гуманистический потенциал казахстанского общества и единство нравственных императивов различных групп в отношении оценки статуса и роли семьи, ее ответственности и возможностей быть основой стабильного и устойчивого развития общества.

У писателя Герольда Бельгера есть свои предложения по спасению института семьи. Он считает, что возродить культ «домашнего очага» можно в самих семьях, посредством сохранения и почитания лучших давних традиций. Нужны постоянные воспитательные работы, «внутрисемейная идеология».

— Вот я знаю, что в Европе происходит с семьями. К сожалению, мы тоже идем этим же неблаговидным путем, — говорит он. — Мы упустили это из виду. Но чтобы это все не сложилось плаченым образом нужно срочно цепляться изо всех сил к тем традициям, которые были заложены давней историей, культурой народа. Другого выхода нет. Ценности семьи важно пропагандировать в кино, в литературе. Благородство, высокие позиции настоящей полноценной семьи сегодня катастрофически требуют своего восстановления. В этом нуждается современное общество. В этом нуждаются отдельные люди.

Хотя материалисты уверены, что бытие определяет сознание. Но все таки не стоит пренебрегать и духовной стороной. Тем более, что семья покоиться не только на материальном благополучии, но и на вере ее членов друг в друга и взаимной ответственности друг перед другом. Конечно, казахстанская семья пережила много исторических смен эпох, это и советский период и обретение независимости, но наряду с переменами важно сохранить и лучшие ценности прошлого: уважение к родителям, людям преклонного возраста, заботу о детях и подрастающем поколении. Тем более, что речь идет не только о семье, но и о здоровом духовном климате общества, без которого невозможно говорить об успешности развития страны.