АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Асель ТУРЛАНОВА. Специально для «Алтынорды». Рокот космодрома

БВ день, когда казахстанцы чествовали 15-летие Астаны, в столицу Казахстана прибыл российский президент Владимир Путин. С одной стороны, это повод, чтобы еще раз поздравить другого именинника – президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, а с другой – обсудить отношения между странами и определить вектор их развития. Вторая часть поездки Путина включала в себя вопросы развития космодрома Байконур, где не так давно произошла крупная авария.

Взрыв ракетоносителя «Протон М», заметим, не первая крупная катастрофа в истории независимого Казахстана. Но она стала первой особо скандальной за долгие годы для российской космической отрасли. Ракета отклонилась от курса и взорвалась едва ли на стапели. Такое в последний раз было в начале 70-х годов, когда бывший СССР попытался догнать Америку в «лунной гонке», и в начале 80-х годов, когда на стартовой площадке сгорел пилотируемый «Союз». Только удачно сработавшая автоматическая система спасения «вырвала» экипаж из пожара и жертв удалось избежать.

И вот теперь новая авария на космодроме. В нескольких метрах от стартовой площадки упал «Протон М», который в качестве горючего использует ядовитое топливо – гептил. В итоге, размеренная и слаженная жизнь космодрома на время оказалась парализована.

Нынешняя авария, по оценке Владимира Уварова, генерал-майора запаса, в прошлом главного специалиста Минобороны РФ по космосу (1988-1994 гг.) и «Роскосмоса» (2004-2008 гг.) связана с пожаром в самой ракете.

«Произошла разгерметизация или разрыв магистрали подачи окислителя в один из двигателей. Причиной этого может быть разрушение насоса окислителя в турбонасосном агрегате. Поясню: в каждом боковом блоке находится одна двигательная установка. Она же маршевая и рулевая. Поэтому выброс окислителя мог спровоцировать пожар в «юбке» бокового блока», – говорит он российским журналистам.

Окончательные выводы сделает специально созданная комиссия. Как заверил вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин, они будут жесткие. Это и понятно, поскольку, повторимся, такого страшного ЧП на космодроме не было уже 30-40 лет. Другое дело, как события на Байконуре отразятся на отношениях между нашими странами.

 

Зачем России космодром?

Как показывает практика, Казахстан и Россия часто ссорятся из-за аварий «Протона». Но что удивительно, они не разрывают соглашения в космической сфере. Это связано с тем, что оба государства заинтересованы в сотрудничестве, которое время от времени, омрачается катастрофами «космического масштаба». Скорее всего, так будет и в этот раз.

На территории России есть несколько космодромов. Но проблема в том, что с них нельзя осуществлять пилотируемые запуски. Байконур единственная космическая гавань, откуда можно вывести на орбиту обитаемые аппараты. Но самое главное, это уникальная инфраструктура космодрома. Байконур, начали строить в 50-х годах прошлого века, и за это время космодром прошел все вехи развития космонавтики. Здесь впервые в мире на орбиту отправили искусственный спутник и человека. А в конце 80-х годов был выведен беспилотный челнок Буран. Кстати, крылатый аппарат также внес свою лепту в развитие космодрома. Под него на Байконуре специально построили завод по производству водорода.

Б

Как видим, сегодня космическая гавань представляет собой сложный объект с развитой инфраструктурой. Именно инфраструктура привлекает россиян. Строительство аналогичного космодрома на территории соседнего государства потребует очень больших инвестиций.

Так, порядка 50 млрд. долларов до 2020 года власти России намерены выделить на строительство космодрома Восточный, который находиться на Дальнем Востоке, на одной широте с космодромом Байконур. Но даже после таких инвестиций, российский космодром не будет готов к полноценной работе. В то время, как аренда казахстанской «звездной гавани» обходиться всего в 115 млн. долларов, и еще 50 млн. долларов Россия тратит на поддержание объектов космодрома. Разница в цифрах существенная. Поэтому Москва не спешит отказываться от Байконура.

«Затраты на аренду в 115 млн. долларов – это лишь 2-3 процентов от бюджета Роскосмоса, это легко пережить. Роскосмос способен платить такую сумму хоть вечно. Но главное в том, что те системы, которые остались на Байконуре, морально устарели, и России нужен современный космодром», – заметил в 2012 году эксперт журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов.

Не будем спорить с авторитетным специалистом, но заметим, что инфраструктуру создают под конкретную ракету. А в России вся космическая техника пока несет штамп Советского Союза. Тот же «Протон» впервые оторвался от Земли в 70-х годах ХХ века, и пока ему нет достойной замены. Соответственно и Байконур с его инфраструктурой востребован.

 

Не река и не гора, «Ангара»…

Казахстан, как и Россия, заинтересован в модернизации Байконура. Но на деле не все так просто. В последнее время вокруг космодрома много шума, а аварии «Протонов» только подливают масла в огонь. А между тем «битва» идет не за «Протон», а за «Ангару». Это новый перспективный ракетоноситель ХХI века, который строят в России, и который обещает укрепить позиции страны в мировой космической отрасли и может дать «второе дыхание» Байконуру.

«Ангара» в состоянии выводит на орбиту от 1,5 до 35 тонн полезного груза. В этом классе она может соперничать с ракетоносителем «Протон». Но между двумя аппаратами имеется существенная  разница. «Протон» известен казахстанцам по неудачным стартам и ядовитому веществу гептил, использующегося в качество топлива, что вызывает возмущение среди экологов и общественности Казахстана. Керосин тоже является токсичным веществом, но в отличие от гиптила, он не настолько агрессивен. Керосиновая «Ангара» является новым направлением ракетостроения. Она создается по модульной схеме, что позволяет использовать ее для вывода на орбиту как легких, так и тяжелых аппаратов.

Еще в 2004 году Казахстан и Россия подписали соглашение по ракетно-космическому комплексу (РКК) «Байтерек». Идея проста, Астана предоставляет космодром, а Москва ракету. Обе страны получают дивиденды от коммерческих пусков. В качестве бонуса выступает модернизация инфраструктуры Байконура. Но в последние годы тучи сгустились над совместным проектом. Российская сторона назвала сумму, необходимую для строительства наземного комплекса ракеты «Ангара», которая составила 1,6 млрд. долларов.

«Мы подсчитали, провели технико-экономическое обоснование… это стоит 1 миллиард 600 миллионов долларов. Эта цифра вполне обоснованная, потому что мы такой же комплекс создали в Плесецке… В соответствии с соглашением, плату должна делать казахская сторона», – сообщил в марте прошлого года глава «Роскосмоса» Владимир Поповкин.

Средства на реализацию проекта оказались большими, и важно, чтобы деньги не были выброшены на ветер. Повторюсь, Россия на Дальнем Востоке строит космодром Восточный, который в перспективе обеспечит ей «выход в космос» и позволит отказаться от аренды Байконура. К слову, ракетоноситель «Ангара» как раз и планируется использовать на этом космическом объекте России. В таком случае, у Байтерека появился серьезный конкурент, поскольку Москва заинтересована в том, чтобы обеспечить себе стабильные запуски, и ни от кого не зависеть.

Ясно, что в таком случае, Казахстан проинвестирует 1,6 млрд. долларов в пустоту, в строительство своей стартовой площадки, а запуски «Ангары» будут осуществляться с нового российского космодрома.

«Могу однозначно твердо сказать: если российская сторона будет строить космический ракетный комплекс на базе ракеты-носителя «Ангара» на космодроме «Восточный», то Казахстану нет смысла строить космический ракетный комплекс «Байтерек» на космодроме Байконур», – заявил в марте прошлого года заместитель председателя «Казкосмос» Мейрбек Молдабеков.

Опасения казахов носят не беспочвенный характер, поскольку космодромы расположены на одной широте. А значит, себестоимость (чем южнее космодром, тем больше полезного груза можно вывести на орбиту Земли, – ред.) запусков у них одинаковая. Но российская сторона развеивает сомнения и тревоги своих казахстанских коллег.

«Нам нет никакого смысла конкурировать со своим основным стратегическим партнером. В этом случае, видимо, придется свернуть проект «Байтерек», – заметил Поповкин.

Как видим, не все так просто в вопросах космического сотрудничества Казахстана с Россией. Нам нужны железные гарантии российской стороны под «Байтерек». И если российские партнеры действительно отвечают за свои действия и слова, то может им стоит подписать специальное соглашение, по которому в случае форс-мажорных обстоятельств они обязуются возместить потраченную Казахстаном сумму в размере 1,6 млрд. долларов. Тем более, как сказал в конце 2012 года Поповкин: «Мы (Россия, – ред.) можем ждать, честно говоря, до начала летных испытаний Ангары». Давая понять, что после этого Москва самостоятельно будет реализовать проект, без участия Казахстана. К слову, о начале летных испытаний в январе этого года сообщил и вице-премьер российского правительства Рогозин.

«Я не оракул, но мы все делаем для того, чтобы космодром «Байконур» продолжал жить и развиваться. Один из первых шагов, чтобы он не пришел в негодность, как утверждают многие – это продление договора об аренде с Российской Федерацией на новых условиях», – в свою очередь, сообщил в декабре 2012 года глава «Казкосмоса» Талгат Мусабаев.

«Новые условия» в российских СМИ произвели взрыв, сравнимый разве что со взрывом от падения очередного «Протона». Даже заговорили о том, что Астана хочет приостановить аренду космодрома. Такой посыл абсурден и не отвечает интересам нашей страны. Казахстан заинтересован в сотрудничестве с Россией, и более того, республика заинтересована в том, что с площадок космодрома стартовала «Ангара», а не «Протон».

Б

 

Обреченность на партнерство

«Байтерек» – это не просто совместный проект, это модель развития отечественной космической сферы. Казахстан самостоятельно не сможет «пробить» дорогу в космос. Да в принципе, в этом нет и необходимости. В эпоху глобализации усилился тренд партнерства на земле и в небе, осуществляется обмен знаниями и технологиями между странами. К примеру, первая ступень ракетоносителя «Ангара» используется в южно-корейской ракете KSLV-1. И в этом нет ничего предосудительного, поскольку это эффективно, позволяет сокращать время и экономить средства. Очевидные выгоды хорошо заметны по проекту Международной космической станции, где участвует сразу 15 государств. Аналогичным образом поступает Казахстан. Кроме России, мы сотрудничаем в космосе с Францией.

Зачем Казахстану космос? Вопрос риторический по меркам сегодняшнего дня, и скорее заглядывает в завтрашний день. Уже сейчас можно заметить, что космос перестает быть монополией ведущих держав. На орбиту устремляются Южная Корея, Индия, Иран, Япония, Китай. Сегодня на земной орбите никто не проводит различий между развитыми и развивающимися странами. Это связано с той ролью, которую играет космос в жизни Землян. Развитие многих отраслей экономики невозможно представить без спутников. Более того, этот фактор обеспечивает конкурентоспособность стран, а в будущем их лидерство на мировой арене. Так, что дело не только в престиже. И Казахстан спешит вскочить на подножку уходящего поезда.

Но говоря о сотрудничестве с Россией или Францией, не стоит упускать из виду еще один тренд. Сегодня нарушается монополия государства на космос. В 2010 году американская компания «SpaceX», основанная Элоном Маском, успешно запустила на орбиту ракету «Falcon». До этого, в 2004 году, частный пилотируемый аппарат «SpaceShipOne» достиг суборбиты. Все говорит о том, что в ближайшие десятилетия мы станем свидетелями глубоких перемен в космосе, где роль революционеров отводиться частным инвесторам.

Есть еще одна любопытная особенность. Копания «SpaceX», которая делает ставку на частных инвесторов, основана в 2002 году. Примерно в то же время, когда в России стали обсуждать проект ракетоносителя «Ангара». Сегодня компания имеет не только модульный ракетоноситель «Falcon», но и космический аппарат «Dragon», который в прошлом году состыковался с МКС. В то время как «Роскосмос», с большим бюджетом, только приступает к летным испытаниям ракетоносителя «Ангара». Кстати, цена запуска «Falcon», по словам Элона Маска, составила 7 млн. долларов. Для сравнения, аналогичная стоимость запуска государственной ракеты, в десятки раз больше. Разница во времени и низкие расходы еще раз говорят о том, что коммерческая космонавтика более успешна. А значит, у нее в будущем имеется хороший потенциал роста. И уже сегодня стоит думать над тем, чтобы привлечь на Байконур частные компании.

Другое вопрос: как это сделать? Преимущество Байконура – это инфраструктура. Как показывает опыт США, первое, что нужно сделать – это нарушить монополию государства. Оно должно регулировать и мотивировать деятельность частных отраслевых компаний, а не контролировать их. Для этого в Америке несколько лет назад внесли поправки в действующие законы.

Второе – необходимо сохранить инфраструктуру Байконура и сделать ее «открытой» для частных инвесторов.

И еще один аспект, сотрудничество не только с государствами, но и с частными компаниями, которые проявят интерес к казахстанскому космодрому. В таком случае, один из первых космодромов планет – Байконур, может получить путевку в новую жизнь, не затерявшись в бескрайней казахстанской степи.