[:ru]
Пять самых крупных городов Казахстана станут экономическими локомотивами, которые потянут за собой все остальные регионы страны.
Полюсы роста — центры притяжения
В ближайшие годы Алматы, Астана, Актобе, Шымкент и Усть-Каменогорск станут городами-хабами национального и международного уровня. В соответствии с Госпрограммой «Нұрлы жол» они определены центрами макрорегионов, в которых сконцентрируют капитал, ресурсы, передовые технологии и услуги. Сити-хабы будут способствовать естественной урбанизации республики и начнут притягивать миграционные потоки.
Ускоренный рост таких центров деловой активности позволит сформировать единый экономический рынок, сгладить диспропорции между регионами. Ведь не секрет, что сегодня во многих областях страны наблюдается разный уровень промышленного и аграрного развития, имеется недостаток транспортных каналов, обеспечивающих движение товаров, трудовую миграцию. Есть также проблема дефицита рабочих рук на севере республики, и их избыток на юге, неравномерно развиваются системы жилищно-коммунального хозяйства и социальная сфера.
По оценкам Министерства национальной экономики РК, одним из ключевых приоритетов государства был и остается региональный фактор: без стабильного развития всех областей невозможен устойчивый рост экономики. Цель руководства страны – обеспечить рациональное территориальное обустройство.
Так, хаб северного макрорегиона — город Астана — выступит центром, связывающим все макрорегионы. Хабом центрально-восточного макрорегиона определен Усть-Каменогорск, в котором формирование эффективной транспортно-логистической системы даст новый импульс в развитии транспортной инфраструктуры, трансграничной торговли.
Город Актобе станет хабом западного макрорегиона, крупным транспортным и транзитным узлом, через который проходят основные железнодорожные линии и международные автомагистрали. Шымкент и Алматы станут хабами южного макрорегиона. Развитие хаба Алматы будет связано с формированием Алматинской агломерации как сетевой зоны роста с вовлечением в нее городов третьего уровня и прилегающих районов Алматинской области.
По мнению экспертов-экономистов, в мировой практике разработан широкий инструментарий региональной политики, в том числе меры по устойчивому территориально-пространственному развитию. При этом в развитых государствах основной упор делается на подтягивании слабых регионов к сильным, широко используется политика развития перспективных полюсов роста и одновременного выравнивания социально-экономических диспропорций.
Именно этот принцип принят при разработке госпрограммы «Нұрлы жол», согласно которой предусмотрено развитие городов-хабов. Они станут центрами экономического роста, обеспечат продуктивное использование человеческого капитала за счет предоставления образовательных, информационных и транспортных услуг высокого качества, повышения конкуренции, создания привлекательных условий для иностранных инвесторов.
Ряд отечественных экспертов и высокопоставленных чиновников признают, что ранее разработанные и реализованные в Казахстане программные документы были слабо сфокусированы на приоритетах государственной региональной политики. В результате мы имеем регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры. В числе острых проблем – низкий уровень ВВП, дохода на душу населения, слабая обеспеченность жильем, недостаток питьевой воды, электроэнергии, высокий уровень бедности, материнской и младенческой смертности.
В некоторых областях более половины автодорог находится в неудовлетворительном состоянии, слабо развит малый и средний бизнес. К примеру, Алматы – один из лидеров по уровню доходов, здесь самая высокая доля МСБ. Город создает пятую часть экономики страны и является финансовым донором республиканского бюджета. Вместе с тем из-за неконтролируемой миграции, в особенности из южных регионов, местные власти неспособны обеспечить население необходимой инфраструктурой. Растет безработица, дефицит мест в школах составляет 10 тыс., в детских садах – 50 тыс. человек.
Понятно, что быстро исправить такое положение вещей в силу ограниченности ресурсов и масштабов территории страны не получится. Тем не менее первые шаги по равномерному развитию регионов сделаны. Имеется ввиду так называемый «лучевой» подход, ведущий от Астаны на Юг, Восток и Запад. Началось строительство базовой инфраструктуры (дорог, портов, энергетических сетей), которое уже оказывает положительный эффект для производства стройматериалов, развития туризма, обрабатывающей промышленности. Только за два последних года в Казахстане построено около 2,5 тыс. км новых автодорог.
Согласно данным за текущий год, объемы строительных работ увеличились на 7,1%, темпы ввода в эксплуатацию жилья возросли на 25,3%. В разрезе регионов лидерами в этой сфере являются Павлодарская, Восточно-Казахстанская и Актюбинская области. Заметный прогресс отмечается также в секторе торговли, информатизации и связи. Новые сети дорог способствуют увеличению объемов грузовых и пассажирских перевозок.
Таким образом, программа «Нұрлы жол» становится драйвером роста экономики. Она не только придает импульс производству товаров и услуг, но и существенно влияет на сохранение социальной стабильности: в том же автодорожном строительстве созданы 75 тыс. новых рабочих мест, благодаря проектам страна получила сотни квалифицированных инженеров.
Важно, что указанные выше крупные города образуют вокруг себя агломерации. Они будут развиваться как долгосрочные полюсы роста – центры предоставления медицинских, образовательных, культурных, финансовых, транспортно-логистических и телекоммуникационных услуг. Иначе говоря, эти города превратятся в центры научно-исследовательских разработок, инновационных ноу-хау. В данных агломерациях будут созданы условия для производства конкурентоспособной продукции, внедрения «зеленых» технологий, перехода качества жизни населения на новый уровень.
Технополисы-миллионеры и города-спутники
За последние годы ученые-архитекторы, а также представители министерств и ведомств провели большой анализ вопросов урбанизации республики. По результатам этой работы определены приоритетные специализации каждой агломерации.
Так, Астанинскую агломерацию предлагается позиционировать как центр высоких технологий и инноваций на базе Назарбаев Университета, медицинского кластера и формирующейся индустриальной зоны. Причем она рассматривается как сетевая «зона роста» с учетом близости и перспектив развития Караганды и Щучинско-Боровой курортной зоны.
Алматинская агломерация будет развиваться как торгово-логистический, туристический и финансовый центр, инновационный кластер на базе парка информационных технологий «Алатау» и крупнейших университетов. Данную агломерацию планируется развивать с учетом строительства городов-спутников G 4 Сity и МЦПС «Хоргос». В перспективе не исключается слияние Алматы с такими городами, как Талгар, Каскелен, Капшагай и другими населенными пунктами.
Шымкент — единственный из городов Казахстана, чье население за последние годы резко увеличилось, достигнув 943 тыс. человек. Имеется большая индустриальная зона, СЭЗ «Оңтүстiк». В зону притяжения Шымкента входят Ленгер и Арысь.
Быстрыми темпами растет и Актобе — урбанистический центр Западного Казахстана. Его будущее связано с совершенствованием территориального устройства, экологическим позиционированием, комплексным развитием инфраструктуры. Все это позволяет создать точки роста, имеющие прочную индустриальную основу и инновационные заделы.
Ученые разработали экономико-математическую модель развития Актобе, согласно которой к 2040 году он станет городом-миллионером, т.е. население должно вырасти почти в 2,5 раза (сейчас составляет 417 тыс. человек). И достичь данного статуса возможно только в том случае, если здесь активно будет выполняться стратегия индустриально-инновационного развития. Должны появиться новые объекты горно-металлургической, нефтеперерабатывающей промышленности, строительной отрасли, наукоемкие производства.
Словом, Актобе должен стать большим технополисом. С учетом этого в городе строится жилой массив «Нур-Актобе», который состоит из пяти микрорайонов с домами повышенной высотности 9-25 этажей. Агломерация Актобе включает в себя города Алга, Хромтау и Кандыагаш.
Правительство РК планирует обеспечить скоординированное развитие агломераций. К примеру, в районах, прилегающих к Алматы, сегодня проживает около 1,2 млн. человек или 60% населения всей Алматинской области. Ежедневно на работу в мегаполис из близлежащих поселков прибывает почти полмиллиона человек, заезжает свыше 300 тыс. автомобилей. Глубокая экономическая связь области и города налицо, именно поэтому проблемы развития пригородной зоны приобрели большую актуальность.
В общем, в ближайшие годы произойдет кардинальное изменение инфраструктуры Алматы и его окрестностей. В межрегиональную схему агломерации войдут проекты по строительству жилья, промышленных и аграрных производств, газоснабжению, обеспечению жителей питьевой водой. Не останутся без внимания торговая сфера, отрасли туризма и энергетики. Основные критерии в данном контексте — демографическая емкость и административный статус города-ядра, а также его логистический и экономический потенциал.
К слову, в мире самыми крупными агломерациями считаются Токио-Иокогама с населением 37,9 млн. человек, Джакарта (Индонезия, 31,7 млн.) и Дели (26,5 млн.). По оценкам экспертов, сдвиг в сторону урбанизации характерен для стран либо регионов, вступающих в период быстрого экономического роста. Один из ярких примеров – агломерация Силиконовой долины США, в короткий срок ставшей крупнейшим в мире центром разработки и производства электронной техники и технологий.
Алтынорда
[:]