АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Асет ДАЛЕЛХАН. Казахстан строит мост между Европой и Азией

Я знаю, город будет...
Я знаю, город будет…

На строительных объектах СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» побывали руководители дипломатических миссий в сопровождении иностранных и казахстанских журналистов.

На днях по инициативе МИД РК и нацкомпании «Қазақстан темір жолы» состоялся необычный пресс-тур на территорию СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», где сейчас полным ходом идут строительно-монтажные работы. Необычность поездки в том, что впервые в истории нашей страны большое число зарубежных дипломатов, а также работников «пера и микрофона» пожелали посетить окраинный уголок нашей необъятной Родины, периферийный в прошлом Панфиловский район Алматинской области.

Чартерный поезд выехал ранним утром маршрутом Алматы-Алтынколь в направлении казахстанско-китайской границы. В числе пассажиров находился почти весь дипломатический корпус, аккредитованный в Казахстане: Чрезвычайные и Полномочные Послы Бельгии, Германии, Греции, Грузии, Индии, Испании, Кыргызстана, Литвы, Малайзии, Пакистана, России, Саудовской Аравии, Эстонии, ЮАР, Японии, а также генеральные консулы еще 10 государств. В пути коллег сопровождал министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов. А в соседнем вагоне ехала большая группа журналистов из Афганистана, Беларуси, Вьетнама, Германии, Ирана, Китая, Польши, России и Украины.

Прямо в поезде иностранцев проинформировали о том, что они едут по новой железной дороге Жетыген-Коргас, которая является одной из составляющих большого транспортно-логистического проекта. В сжатые сроки на всем протяжении железнодорожной ветки построен ряд новых станций и разъездов, мостов и путепроводов. И все это появилось на некогда пустынной земле с непроходимыми болотами, бурными реками, холмами и оврагами.

На станции Алтынколь делегацию зарубежных гостей встречали представители акимата Алматинской области, АО «НК «КТЖ». Знакомство с приграничной территорией началось с презентации железнодорожного узла, который стал вторым пограничным переходом с Китаем в дополнение к действующему Достыку. Сегодня через него проходит большой поток контейнерных поездов, и он также служит компонентом создаваемого здесь транзитного хаба. 

В приветственной речи глава МИД РК Ерлан Идрисов подчеркнул своевременность запуска масштабного хаба в контексте реализации программы «Нұрлы жол», недавней ратификации Президентом Нурсултаном Назарбаевым протокола о присоединении Казахстана к ВТО и развития транзитно-транспортного потенциала страны. «С началом функционирования СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» создается новое окно возможностей для расширения торговли, увеличения перевозок на огромном пространстве между Китаем, Европой, странами СНГ и Ближним Востоком», – подчеркнул Е. Идрисов, призвав дипломатов донести до зарубежных столиц и деловых сообществ все преимущества сотрудничества с Казахстаном в этой сфере.

К слову, Казахстан – самая крупная в мире страна, не имеющая выхода к морю. Но выгодное географическое расположение между Европой и Азией дает республике целый ряд преимуществ. По прогнозам, к 2020 году объем трансконтинентальной торговли превысит 1 трлн. долларов. Именно поэтому в казахстанско-китайском приграничье создается мощный транзитный центр с привлечением самых современных технологий и мирового опыта. В ближайшие годы на этом месте появится крупный логистический узел с железнодорожной станцией, подъездными путями, индустриальной площадкой.

Аким Алматинской области Амандык Баталов отметил, что проект придает огромный импульс экономическому росту Семиречья. Панфиловский район, где среди нетронутых десятилетиями песчаных барханов развернулось бурное строительство инфраструктуры, становится одной из опорных точек нового Шелкового пути. Вскоре на месте поселка Нуркент вырастет город-спутник СЭЗ, население которого, по прогнозным оценкам, к 2035 году достигнет 100 тыс. человек. Большинство местных жителей получили работу на объектах приграничной зоны, что позитивно сказывается на социальном самочувствии людей.  

В свою очередь вице-президент нацкомпании КТЖ Канат Алпысбаев сообщил, что транспортный потенциал сухопутного коридора позволяет обеспечить перевозки в объеме свыше 40 млн. тонн. За последние пять лет транзит по маршруту Китай – Европа вырос в 17 раз. В технологической увязке с железными дорогами Жетыген – Коргас, Жезказган — Бейнеу, автотрассой Западная Европа — Западный Китай и портом Актау СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» станет центром консолидации и дистрибуции грузопотоков и способствует дальнейшей интеграции Казахстана в мировую транспортную и торговую системы. Уже прорабатываются новые направления перевозок в страны Кавказа, Персидского залива, Турцию.

Затем руководители посольств и консульств приняли участие в деловом форуме, в ходе которого генеральный директор ТОО «KTZ – Khorgos Gateway» Карл Гейсен рассказал о сотрудничестве с крупнейшим в мире логистическим оператором Dubai Port World. По словам докладчика, мультимодальный хаб возрождает Шелковый путь, соединяя Азию и Европу, а также в корне меняет экономическую ситуацию в регионе и за его пределами. Khorgos Gateway — первый наземный порт в Казахстане, а также самый крупный логистический парк в Центральной Азии. Его погрузочно-разгрузочные возможности предлагают эффективную и экономичную транспортировку товаров через Новый Шелковый путь. К настоящему моменту подписаны договоры с компаниями HewlettPackard, Toyota, FESCO, DBSchenker, BRAVIS по формированию контейнерных поездов транзитом через станцию Алтынколь и обработкой на СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».

Сухой порт займет площадь в 149 га, где уже имеются контейнерная площадка, терминалы, подведены железнодорожные пути узкой и широкой колеи. За последние два месяца здесь переправлено более 10 тыс. контейнеров, намечена перевозка продукции автопрома из Европы в Китай и обратно.

Еще одной из частей СЭЗ является международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», который открыл дополнительные возможности для развития торговли и туризма. На объекте предусмотрен 30-дневный безвизовый режим, что означает свободное перемещение людей, грузов и транспортных средств между казахстанской и китайской частями МЦПС. При этом товар, ввозимый на территорию РК, не облагается таможенными пошлинами, если его стоимость не превышает 1 500 евро, а вес не более 50 кг.
Здесь регулярно проводятся торговые ярмарки, привлекающие граждан Казахстана, Китая, России, Кыргызстана, Монголии, Узбекистана. По информации управляющей компании, только за первое полугодие текущего года центр посетило свыше 242 тыс. человек. В ближайшие годы на территории МЦПС планируется построить Конгресс-холл, Казахстанско-Китайский университет с кампусом и театром, городок ремесленников, отели, спортивно-оздоровительные комплексы, парк развлечений. Общий объем инвестиций проектов первой очереди составил 300 млн. долларов.

Впечатлил масштаб строительных работ

Экскурсионный тур продолжился посещением объектов СЭЗ и поселка железнодорожников Нуркент. Гостям показали процесс перегрузки платформ на контейнерной площадке, ознакомили с современными технологиями, ускоряющими транспортировку грузов. Представителей дипкорпуса, а также иностранных журналистов впечатлил размах «стройки века», ее высокий транзитный потенциал.

Как отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в РК Михаил Бочарников, он уже посещал строительную площадку СЭЗ в прошлом году, и с тех пор появилось много новых объектов. Реализация проекта важна для сбалансирования товарных потоков, которые идут из Азии в Европу по территории Казахстана и России. Высокую оценку созданной в Хоргосе инфраструктуре дал также Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в РК Масаёси Камохара. По его словам, крупная японская транспортная компания SENKO уже присутствует здесь, ведутся переговоры о сотрудничестве с Toyota-Tsusho и другими предприятиями.
А германский коллега предыдущих спикеров Гуидо Херц сравнил создание СЭЗ со строительством Астаны. Такое же будущее ждет и Хоргос, отметил дипломат, высоко оценив перспективы проекта по запуску контейнерного поезда Чунчин-Дуйсбург.

По общему мнению гостей, создаваемый транзитный хаб значительно сократит время доставки товаров, и этим преимуществом необходимо воспользоваться представителям деловых кругов. Немаловажно, что на территории СЭЗ создается индустриальная зона, где предусмотрен запуск производств по выпуску продуктов питания, машин и оборудования, кожаных, текстильных, металлических изделий.  Примечательно, что потенциальные инвесторы освобождаются от уплаты всех видов налогов и таможенных пошлин, а земельные участки предоставляются им безвозмездно сроком на 10 лет. Тем самым создаются благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса.

Завершив увлекательную экскурсию, дипломаты отправились в обратный путь. Они пожелали скорейшей реализации мегапроекта, который принесет пользу не только Казахстану, но и всем государствам-партнерам. Новый шелковый путь, ключевой точкой которого будет СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота», вновь соединит города, страны и континенты, станет транспортным мостом между Европой и Азией.

Своими глазами
Своими глазами

Перегрузка контейнеров
Перегрузка контейнеров

В дорогу
В дорогу

Мост между Западом и Востоком
Мост между Западом и Востоком