АЛТЫНОРДА
Главные новостиНовости Казахстана

Астана в обход Москвы

Россия разрушила привычную логистику между Азией и Европой. Казахстан и его партнеры спешат построить новую, рассказывает Altyn-Orda.kz.

С началом немотивированной агрессии России против Украины Евразийский континент оказался в логистическом тупике. Коридоры, десятилетиями соединявшие производственные мощности Азии с потребителями в Европе, оказались парализованы, а сама Россия — изолированной от глобальных транспортных потоков. В этих условиях в центре новой архитектуры евразийской логистики оказался Казахстан.

Средний транспортный коридор (ТМТМ), известный также как Транскаспийский маршрут, стремительно трансформируется из вспомогательной альтернативы в стратегически значимую магистраль, связывающую Китай, Центральную Азию, Южный Кавказ и Европу. Его актуальность подтверждена недавним докладом Всемирного банка, который призывает утроить объёмы грузопотока к 2030 году и вдвое сократить время доставки. Для Казахстана это окно возможностей — но также и экзистенциальный вызов.

 

Казахстан как связующее звено

Потенциал ТМТМ огромен: приоритетный маршрут, пролегающий в обход геополитических рисков, получает всё большее внимание со стороны международных инвесторов. Казахстан — ключевой участник и бенефициар этого проекта. Его территориальная протяжённость, уже существующая инфраструктура, стратегическое партнёрство с Китаем и Азербайджаном превращают его в логистическое «сердце» евразийского транзита.

Тем не менее, чтобы превратить географическое в устойчивое конкурентное преимущество, необходимы срочные реформы и инвестиции. Речь идёт не только об асфальте, железнодорожных путях и портах. Главные «узкие места» — это не физическая, а административная инфраструктура: устаревшие документы, несогласованные процедуры, задержки на границах.

 

Цифровизация и институциональные реформы

В последние месяцы Казахстан и Азербайджан демонстрируют прогресс в этом направлении. Совместный проект «Цифровой коридор», включающий платформу Tez Customs, уже начал менять правила игры. Таможенные процедуры автоматизируются, документы переводятся в электронный формат, логистика становится прозрачной и предсказуемой.

В соответствии с рекомендациями Всемирного банка и ЕБРР, страны-участницы ТМТМ начали работу по унификации тарифов, упрощению процедур регистрации и повышению координации между ведомствами. Всё это не только ускоряет транзит, но и позволяет эффективнее использовать ранее вложенные в инфраструктуру миллиарды долларов.

 

Почему это должно волновать Европу и Азию

Для европейских потребителей и азиатских производителей Средний коридор — не просто удобный маршрут, но и средство снижения рисков, связанных с санкционными режимами, политической нестабильностью и энергетическими шоками. В условиях, когда Северный маршрут (через Россию) оказался под угрозой, а Южный (через Иран) страдает от перегрузки и инфраструктурных ограничений, ТМТМ приобретает ценность как надёжная альтернатива.

Согласно прогнозам, к 2030 году объёмы грузоперевозок по этому маршруту вырастут в несколько раз. Ожидается, что инвестиции, сделанные сегодня, начнут окупаться уже в среднесрочной перспективе. Учитывая стратегическую роль Казахстана в этом процессе, его усилия по усилению транспортной безопасности региона заслуживают самой широкой международной поддержки.

Мы — наш. Мы — новый мир построим

Казахстан стоит перед историческим выбором — или остаться транзитной территорией второго ряда, или стать полноправным архитектом новой евразийской логистики. Для этого необходима политическая воля, гибкость в регулировании, активное участие в международных институтах и координация с соседями. В условиях разрушенной старой системы именно такие усилия могут заложить фундамент новой, более устойчивой и справедливой логистической архитектуры, где центральное место займёт Астана — как новая точка притяжения для Евразии.

Altyn-Orda.kz.