17 февраля 2025 года нефтетранспортный объект Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) – нефтеперекачивающая станция (НПС) «Кропоткинская» – подвергся атаке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), сообщает Altyn-Orda.kz. В результате атаки, совершённой семью дронами, объект был временно выведен из эксплуатации. Хотя утечки нефти удалось избежать, это событие вновь поставило под вопрос надежность маршрута экспорта казахстанской нефти через территорию России.
Казахстанская нефть под угрозой?
КТК остаётся ключевой артерией экспорта нефти Казахстана. На его долю приходится более двух третей экспортируемого сырья страны. Однако усиление геополитической напряжённости и военные действия в регионе ставят под угрозу бесперебойную работу трубопроводной системы, что вынуждает Астану задуматься о диверсификации маршрутов поставок.
Министерство энергетики Казахстана заявило, что казахстанская нефть продолжает транспортироваться в штатном режиме, несмотря на атаку. Однако события последнего времени свидетельствуют о высокой степени риска. В 2022–2023 годах КТК уже сталкивался с проблемами – от технических неисправностей до решений российских судов о приостановке работы морского терминала. Теперь, на фоне эскалации военного конфликта, угрозы транспортной безопасности приобретают новый уровень.
Альтернативные пути: новые маршруты для казахстанской нефти
Казахстан не впервые рассматривает альтернативные пути транспортировки нефти. Среди возможных вариантов:
-
Транскаспийский маршрут (через Азербайджан, Грузию и Турцию). Этот маршрут требует активного развития портовой инфраструктуры и увеличения мощностей танкерного флота.
-
Китайский вектор. Увеличение экспорта нефти в Китай по существующим трубопроводам может стать ещё одним выходом, однако это снижает возможности поставок в Европу.
-
Южный маршрут через Иран. Этот путь остаётся спорным из-за санкционного режима, однако теоретически Казахстан мог бы воспользоваться транспортными мощностями Ирана для выхода к Персидскому заливу.
Вопрос о новых маршрутах стоит особенно остро, учитывая растущий интерес Европы к казахстанской нефти. В 2023 году Казахстан уже предпринимал шаги по экспорту нефти через Азербайджан, но объёмы поставок остаются ограниченными.
Будущее КТК и нефтяной политики Казахстана
События 17 февраля ещё раз напомнили о том, что Казахстан должен ускорить реализацию стратегии энергетической независимости. Полагаться исключительно на КТК в условиях нестабильности становится всё более рискованно. Власти страны уже объявили о планах расширения сотрудничества с Азербайджаном и рассмотрении дополнительных маршрутов. Однако диверсификация требует значительных инвестиций и времени.
Пока Казахстан продолжает экспорт нефти через КТК, но вопрос о новых путях поставок становится неотложным. В условиях текущей геополитической ситуации промедление может стоить слишком дорого.