По данным Energyprom, в 1 кв. 2016 года автопром Казахстана обрушился: выпущено всего 428 легковых автомобилей против 5522 годом ранее. В стоимостном выражении производство транспортных средств сократилось почти на 80%
Объем выпуска в секторе за 1кв. 2016 года в денежном выражении составил всего 6,5 млрд тг, против 31 млрд тг годом ранее. В свою очередь данные 1кв. 2015 года уже уступали 2014 более чем на четверть.
В целом за 2015 год производство автотранспортных средств сократилось в сравнении с 2014 сразу более чем вполовину (на 57,4%)
Самый резкий спад производства в натуральном выражении отмечен в сегменте легковых автомобилей — их выпустили за три месяца текущего года в 13 раз меньше, чем годом ранее — всего 428 штук.
Вполовину снизилось производство автомобилей для перевозки десяти и более человек — с 55 в 1кв. 2015 до 27 в 1 кв. 2016.
Грузовых автомобилей было произведено 247, на 14,2% меньше, чем годом ранее, прицепов и полуприцепов — 114, на 8,8% меньше.
По итогам первых двух месяцев* спрос на легковые автомобили снизился в почти 5 раз к аналогичному периоду прошлого года, производство — в 13,4 раза. Более 91% рынка пришлось на импорт. При этом экспорт составил всего 2,9%, оставшиеся 97,1% были реализованы на внутреннем рынке страны.
Спрос на грузовые автомобили уменьшился в 4 раза. В этом сегменте казахстанские производители обеспечили 24,1% рынка.
События: Ассоциация Казахстанского Автомобильного Бизнеса (АКАБ) озвучила итоги продаж за февраль 2016 года: официальный казахстанский рынок новых автомобилей реализовал 3489 авто, что на 62,2% ниже прошлогодних февральских продаж. По итогам первых двух месяцев реализация официально представленных автомобилей в Казахстане составила 6991 машин — на 59% меньше, чем в аналогичном периоде годом ранее.
Лидером по реализации автомобилей второй месяц подряд остается Toyota (623 авто в феврале и 1384 авто с начала года). Второе место заняла Lada (600 авто в феврале, 1114 — с начала года), третье — Renault (486 машин в феврале и 1045 — с начала года).
*учитываются оперативные данные балансов, расчет ведется по объемам производства в натуральном выражении.
В региональном разрезе наибольший объем производства в секторе в стоимостном выражении пришелся на Костанайскую область (большая компания, расположенная в регионе — «СарыаркаАвтоПром», совместное предприятие Allur Auto и АО «СПК Тобол», реализуются 2 проекта по крупноузловой серийной сборке автомобилей «УАЗ» и «IVECO», также в области расположены производители сельскохозяйственных машин: «ДорМаш», «АгроТехМаш» и «АгроМашХолдинг»). За год объемы выпуска в регионе сократились на 30,6%, до 2,6 млрд тг.
Также в тройку лидеров входит ВКО (крупный игрок — группа компаний «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» в Усть-Каменогорске, выпускаются автомобили марки Škoda, Chevrolet, KIA, Lada, также здесь расположен завод по производству тракторов «Семаз» и производитель сельскохозяйственных машин — «Семипалатинский Машиностроительный Завод»). Объем выпуска в области сократился за год почти вдвое, до 1,3 млрд тг.
Замыкает ТОП-3 Акмолинская область (крупное предприятие — АО «КАМАЗ-Инжиниринг», совместная казахстанско-российская компания в Кокшетау по сборке грузовиков, самосвалов и спецтехники на шасси КАМАЗ). Регион показал значительный прирост (почти на треть), и достиг в 1К2016 объемов выпуска в 1,2 млрд тг.
Кроме Акмолинской области прирост отмечен также в ЮКО — плюс 10,4%, до 13,1 млн тг (здесь расположен производитель сельскохозяйственных машин «ЮКМЗ»).
В аналогичном периоде прошлого года в тройку лидеров входил Алматы, однако в 1 кв. 2016 производство сократилось на 43,3%, до 1,1 млрд тг (крупный завод — Hyundai Trans Auto, формация КМК «Астана Моторс», где собирается полный модельный ряд грузовой, коммунальной и специальной техники Hyundai и автобусов County — бортовые грузовики, самосвалы, фургоны, рефрижераторы, мусоровозы, водовозы, манипуляторы и другая коммунальная и сельскохозяйственная техника).
События: Компания по привлечению инвестиций Alatau Invest Capital, принадлежащая Кайрату Сатыбалдыулы, и Allur Group, в состав которой входят две автомобилестроительные площадки в Костанае — СарыаркаАвтоПром и АгромашХолдинг, подписали меморандум о привлечении инвестиций и стратегическом партнерстве в рамках развития Национального Казахстанского автомобильного кластера. Меморандум предполагает осуществление инвестиций в нескольких направлениях: производство в Костанае пассажирских автомобилей, легких коммерческих грузовиков, тяжелых грузовиков, автобусов; создание национального казахстанского автомобильного бренда; создание и развитие индустриальной зоны в Костанайской области общей площадью 400 га; создание научно-исследовательской и конструкторской базы.
На первом этапе сотрудничества будут реализованы два крупных проекта: CKD-проект легковых автомобилей JAC и Peugeot (инвестиции в основной капитал — 5,9 млн тг, из которых 20% профинансирует Alatau Invest Capital, и 80% — China National Machinery IMP&EXP), и CKD-проект коммерческой техники и автобусов (инвестиции в основной капитал — 5,1 млн тг, которые инвесторы вложат пополам).
Ранее решение развивать индустриальную зону в Костанай закрепили трехсторонним соглашением Акимат Костанайской области, компания China National Machinery и Allur Group.
Группа Компаний «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» приступила к поставкам автомобилей LADA на Центрально-Азиатский рынок. Официальные поставки LADA начались из Казахстана в Туркменистан. Холдинг подписал соглашение с ОАО «АВТОВАЗ» о совместной деятельности на рынках стран Центрально-Азиатского региона. Группе предоставлено право на осуществление дистрибуции, розничных продаж и послепродажного обслуживания автомобилей LADA на рынках Монголии, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана.
Компания «Астана Моторс» в рамках действующего соглашения с официальным дистрибьютором коммерческой техники Hyundai в России (Восточной части Урала и Сибири) ООО «Hyundai Truck Siberia» произвела отгрузку первой партии — 44 грузовых автомобиля казахстанского производства. В первом квартале текущего года компания «Астана Моторс» планировала экспортировать в Россию более 190 единиц грузовых автомобилей Hyundai казахстанского производства, и в дальнейшем наращивать этот объем.
При сборе новостей использовались данные официальных сайтов: www.akab.kz, sap.com.kz, www.aziaavto.kz, tb.hyundai.kz, www.astana-motors.kz