История борьбы власти с национализмом это последняяя страница борьбы империи с национал- уклонизмом. Эти последние несколько лет до получения независимости были особенно примечательными и непродуктивными для власти, но удивительно креативными для неформальных умников. До сих официальные властные персоны не вполне осмеливаются фундаментально опубликовать основные тезисы. Спасибо, что смогли хотя бы озвучить тезисы конца 1989-хгг. Это тезисы о голодоморе и геноциде казахов в 1929-1934 гг., о необходимости цельной государственной политики деколонизации. Борьба тогдашней госвласти с национализмом была неэффективной и только подзадоривала неформальных интеллектуалов. Но эта борьба перетекла в борьбу с теми же акторами уже в независимом Казахстане. Это была борьба с неким экстримом. Власть независимого Казахстана не сажала последних в тюрьмы, но сдерживала неодобрением и публично начала флирт с идеей неоевразийства. Новая послеколбиновская элита была не только русскозычной, но и русофилской. Эта элита была выпестована Кремлем. Кремль создал и рекрутировал политические элиты во всей Средней Азиии, но казахская элита оказалась другой. Казахская элита оказалась способной разрушить старые производственные отношения- командно-административную экономику и построить новое рыночное общество и новые институты. Эта работа удалась и в 2002 году госдепартамент США признал этот процесс состоявшимся.На постсоветском пространстве это удалось только Прибалтике и России.
Итак ,успешное экономическое строительство сопровождалось торможением процесса деколонизации и в, частности борьбой с «Қазақ тілі қоғамы» на местах. Властями предполагалась только экономическая и социальная модернизация, задачи политической и национальной модернизации были отодвинуты на потом. Первые две модернизации дали приватизацию крупной и средней собственности –заводы и фабрики, нефтяной сектор и прочее перешло в частные руки –номенклатурному бизнесу и инвесторам. Постколониальная номенклатура работала под контролем Кремля. Высшим пиком этого процесса был Евразийский проект. Евразийский проект оказался чрезвычайно жизнеспособным – за короткое время создали институты- Таможенный Союз, Единое экономическое пространство и Евразийский союз, последнее предполагало доминирование интересов Москвы. Далее предполагалось создать Общий Парламент и Общую валюту и Единые органы управления. За нарушения правил Таможенного Союза предполагались посадки и они реализовывались. Но тут начались накладки-возмутилось США (Предупреждение Х.Клинтон о нежелательности Таможенного Союза), и возмутились национальные интеллектуалы. Одновременно оживились локальные кризисы, социальные возмущение отдельных групп населения привели к самому неприятному — началось отчуждение национальной элиты от власти. Это грозило десокрализацей власти. Подобное негативное настроение были уловлены частью казахоориентированной элиты. Их недовольство правительственным курсом стало вызывать тревогу. Удельный вес проказахской части номенклатуры составил примерно от 1/3 до 2/3. Вместе с тем русскоязычная часть номенклатуры стала вырождаться, приватизация в Казахстане сказочно обогатила их и они стали вести себя не совсем адекватно. Стала разворачиваться эпизодическая борьба-проба сил потенциальных оппонентов.Таким эпизодом был судебный процесс вокруг одной темиртауской школы, которую, несмотря на грозный окрик из Ак Орды ,все же судебным решением передали казахской школе. Фигуранты противостояния политически обозначили себя- тогдашний Премьер и местная власть. Далее появилось много поводов для подобных столкновений более откровенного порядка. Российские интересы стали сперва подспудно, а затем и открыто игнорироваться. Так произошло с конфликтом по Байконуру. Хотя интересы России не особенно пострадали,но они были поставлены под сомнение. Символической точкой отсчета игнорирования мнения Кремля стало установление памятного камня в память о голодоморе 1930-х. Прежде было много унизительных вещей, играющих в пользу превалирования интересов Москвы, однако тема государственного суверенитета Ак Орды перед Кремлем стала всплывать все чаще и чаще.
Теперь спрашивается, может ли Казахстан потерять независимость, если Москва начнет играть против нас? Да, только теоретически. Россия сейчас слаба. Россия сегодня десятое или даже одиннадцатое государство в объему ВВП. Внутри России большая часть интеллегенции открыто выступает против режима Путина. США, Европейский Союз, Япония и Китай также смотрят на путинскую Россию с молчаливым неодобрением. Милитаристская, кривобоко мыслящая путинская Россия часто выступает против интересов, как собственного населения, так и мирового сообщества, поддерживая наиболее одиозные режимы, набившие оскомину у самих россиян. Многим русским, в отличие от Путина, не нравиться такая опасная гэбешная политика, выставляющая РФ в глазах мирового сообщества в совершенно невыгодном свете. В качестве империи зла. Как это было в случае с Муамаром Каддафи. Обновленный путинский Союз несомненно выступит против США и его союзников.
Но и Запад уже не тот. Это вам не разрозненная Европа после первой Мировой войны. Никто не позволит России сколотить альянс против стран НАТО.
А тут и казахи вспомнили о собственном национальном интересе. Казахстан, в отличии от других стран Средней Азии , достаточно благополучен. Казахи на стадии пассионарного подъема растут численно, растет экономический потенциал, налицо социальное и межэтническое умиротворение. Тогда как вхождение казахов в состав России может привести наших соплеменников к джихаду, национально-освободительному движению, которое будет трудно остановить.
Я писал о нациях- «спящих», «уставших» и пассионарных. Спящими нациями являлись нации в СССР,представлявшие союзные республики. В Индии ряд крупные наций являются «спящими». Но и они проснутся и разбудят друг друга. И будет у них, как в СССР накануне 1990-х. «Уставшими» нациями можно назвать мордовцев,украинцев в России и возможно коренное население Беларуссии. Они готовы отказаться от своей этничности в пользу русской. Пассионарные нации тоже бывают разные. Пассионарии — казахи передоверились своей элите,каковыми были русофилы во власти начала и конца девяностых. Но прозрение наступило.
Что успели казахи за 22 года суверенитета.
1)Успешно провели праволиберальную экономическую и социальную реформы;
2)Провели социальную модернизацию. Образовался класс крупных и средних собственников в городском и сельском населении;
3)Демографическая модернизация. Казахи уже стали составлять две трети в удельном весе всего населения, 57% казахов живут в городах. Даже на севере казахи составляют относительное большинство или близко к этому;
4)Межэтническое умиротворение при достаточной административной устойчивости. Крикливое шовинистическое меньшинство, которое прежде пугало, теперь смешит и тешит;
5) Казахи построили национальное государство и не допустили сепарации регионов. Правда, пожертвовали национальной модернизацией. Надеемся нагнать упущенное: время и темп.
Что не успели казахи за 22 года суверенитета.
1)Национальная модернизация не осуществлена. Можно сказать о завершенности некоторых вопросов деколонизации.Предстоит решать вопросы нациостроительства:
а) Преодолеть возможность создания субэтнической группы-шалаказах(русскоязычных) и шокынган казах(крещенный казах);
б) Не провели ассимиляцию адаптированных тюркоязычных этносов-приезжих киргизов,каракалпаков и части уйгуров и узбеков;
2) Не создали проказахскую неказахскую элиту из числа казахоговорящих неказахов;
3) Не создали казахскую Книгу книг «Нұрсұлтанның нұрлы жолы», кодекс казахских правил геополитического выживания казахов в 21 веке, концепцию вызовов и угроз национальному существованию, сохранения и преумножения духовных ценностей казахского нации;
4) Государственный язык не стал государственным де-факто. Необходимо замещать английским русский язык. Осуществить переход Казахстана из русскоговорящей страны в англоговорящую страну при развитии государственного языка;
5) Нужна новая историография и новые западнические концепции общественных наук;
6) Необходимо всячески поддерживать традиционный ислам, создать самодостаточные институты финансового укрепления и развития ислама. Воссоздать казахскую мечеть как основу традиционного ислама. Создать интеллектуально богословскую базу и научные основы традиционного ислама, на основе казахских мечетей, медресе и академий.
7) Производить отбор лучших богословов и ученых для повышения уровня контингента профессоров из топ 200 высших исламских учебных заведений мира. Сохранять казахский язык, как основу языка обучения и проповедей.
Ресурсные кризисы.
1) Технологический кризис.Технология индустриального общества — это ловушка, которая загонит нас в технологический провинцианализм. Нужна программа и дорожная карта пост-индустриального развития Казахстана;
2) Минерально-сырьевой, водный и экологический кризисы. Месторождения меди, урана, нефти иссякают в локальных проявлениях. Ряд минерально-сырьевых ресурсов перестают быть востребованными на мировом рынке. Так случилось с ураном, так случится с другими углеводородами, сланцевая революция снизит цену на углеводороды. Зато усиливается недостаток водных ресурсов;
3) Политический кризис. Чтобы не допустить эскалации политической реформы нужно провести реформу местного самоуправления и судопроизводства в сторону независимости судов от властной вертикали. Необходимо периодически сажать коррупционеров. В первую очередь высокопоставленных;
4) Наблюдается обезлюдение целых регионов. Обратите внимание на ВКО и на некоторые северные области, нужно заселять их оралманами и компактно проживающими этническими меньшинствами, создать фонд внутриказахстанских переселений из трудоизбыточных в трудонедостаточные города. В городах нужно строить для имеющих работу, арендное и ипотечное жилье с уплатой в рассрочку;
5) Видимо придется оставить некоторые монофункциональные города, переселив часть активного населения в перспективные населенные пункты;
6) Социальный кризис опасен по причине существования многочисленного самозанятого населения, которое является опасной пороховницей. Эту категорию нужно переселять в крупные города и при получении работы, предоставлять жилье в рассрочку, пусть и не новое. Уровень показателя урбанизированности казахов необходимо довести до 70-80%. В аулах и малых городах должно жить не более 20% населения.