АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Батыры нового времени[:]

[:ru]

Казахстанская армия несет в себе славные традиции казахских батыров. Вооруженные cилы Республики Казахстан (ВС РК) были созданы Указом Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева 7 мая 1992 года.

Их основу составили соединения и части бывшего Среднеазиатского военного округа, а также гарнизоны дислоцированных на территории республики отдельных соединений советских армий ПВО и ВВС, штабы которых находились в Ташкенте.

1 ноября 1992 года на базе соединений и частей 32-й армии бывшего Туркестанского военного округа был создан первый в Казахстане армейский корпус со штабом в Семипалатинске. Позднее на его базе сформирован Восточный военный округ, реорганизованный 13 ноября 2003 года в ныне действующее региональное командование «Восток».

В те годы страна обрела немалую часть РВСН и стратегической авиации. Однако Президент Назарбаев согласился отдать это оружие России в обмен на несколько десятков истребителей Су-27 и МиГ-29 и штурмовиков Су-25, без которых казахские ВВС были чисто символическими.

В результате проведенных реформ численность Вооруженных сил была сокращена. Их состав, дислокация и назначение были оптимизированы. Проблемы с офицерскими кадрами для казахстанской армии постепенно были решены. 11 февраля 1997 года в Алма-Ате на базе бывших советских военных училищ была образована Военная академия Вооруженных сил, которая готовит офицеров по 11 военным специальностям.

Это было рождение новой армии, цели и задачи которой определены защитой собственной территории, аналогично целям и задачам, которые во все века ставили перед собой казахские батыры и полководцы. 

Во времена Казахского ханства у казахов имелись военные отряды, возглавляемые батырами (в русском переводе богатырями), которые на поле сражений показывали свое истинное бесстрашие и воинский дух. Большое социальное и политическое влияние в казахском обществе в период XVIII – первой половины XIX веков имела социальная группа батыров – военных вождей. Тюрко-монгольское слово «батыр», «багатур», «бахадур» первоначально означало храбреца, вызывающего врага перед битвой на противоборство.

 

В этой транскрипции оно еще в XIV веке проникло в русский язык, потеснив более ранний, автахтонный термин южнославянской книжности «храбр», т.е. «воитель».

Наряду с русской калькой данного термина – «богатырь» – в Московском государстве конца XV – первой трети XVI веков для обозначения иноземных храбрых воинов уже использовался собственно тюркоязычный термин «батыр», подтверждением чему могут служить отдельные замечания небезызвестного автора «Записок о Московии», германского посла Сигизмунда Герберштейна (1486–1566), впервые услышавшего это наименование от русских людей.

 

Со времени Чингиз-хана термин «бахадур» многократно присваивался как титул представителям военизированной тюрко-монгольской знати. В этом значении многочисленных бахадуров в ханстве Абулхаира (1428–1455) упоминают в своих сочинениях Масуд бен Усман Кухистани (дата смерти 1590 год), Камал ад-Дин (Шир)-Али-Бинаи (1453–1512) и другие восточные авторы. Довольно часто он использовался в качестве почетного титула, получаемого ханом или султаном за личную храбрость, либо за умелое руководство военными действиями в борьбе с внешними врагами.

 

В данном случае звание «бахадур» прибавлялось к полному собственному имени какого-либо знатного кочевого правителя. В частности, в XVIII веке этот титул имели казахские ханы Тауке, Каип, Абулхаир, Аблай и некоторые другие.

 

Однако батыр – это не только титул храбреца, но и наименование лиц, преимущественно занятых осуществлением военных функций. Батыром казахи называли любого храброго и опытного воина как из социальной группы «черной кости», так и наследственной аристократии, особо прославившегося в набегах и сражениях. По определению путешественника К. Мейендорфа, батырами именовались в казахском обществе «люди храбрые, справедливые и предприимчивые, во время войны – это наездники».

 

Звание «батыр» никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами. Но вместе с тем нередко возникали ситуации, когда батырами становились сын и внук того или иного батыра, заметно проявившие себя на военном поприще. В кочевом обществе каждый мужчина – это воин. Храбрых и смелых воинов было много, но не каждый становился батыром. 

Таким образом, в доколониальный период у казахского народа имелись свои вооруженные силы, которые возглавлялись храбрыми и опытными военачальниками – батырами и ханами. В колониальный период все элементы независимого кочевого государства, в том числе и институт ханства и батырства были полностью уничтожены. Тем не менее в народной памяти до сих пор остались имена ханов и батыров, которые были истинными патриотами своей страны и народа. Помнить их имена и подвиги нацеливает нас и президентская программа «Рухани жаңғыру».

Керимсал ЖУБАТКАНОВ, 
руководитель научно-исследовательского центра «Рухани жаңғыру» КРМУ

Фото: Павел Михеев

 

[:]