АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Бауыржан Байбек: Пока будет существовать город, транспортной реформе быть[:]

[:ru]

Акимат вдохнул реальную жизнь в международные рекомендации и дал свое казахстанское содержание.

 
В Алматы началась двухдневная финальная конференция проекта ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт города Алматы», сообщает Zakon.kz.
 
На мероприятии будут озвучены результаты, достигнутые проектом и его партнерами за 6 лет работы, и даны рекомендации по дальнейшему продвижению устойчивого транспорта и городской мобильности для низкоуглеродного развития городов Казахстана.
 
Данный проект был запущен в 2011 году по инициативе акимата г. Алматы, Программы развития ООН (ПРООН) и Глобального экологического фонда (ГЭФ).
 

За эти годы в южном мегаполисе было спроектировано более 10 км велодорожек, появились первые выделенные полосы для общественного транспорта, а количество автобусов, работающих на природном газе, увеличилось с 10 до 44%.

 
На конференции присутствовал и выступил аким Алматы Бауыржан Байбек:
 
— Я внимательно изучил программу конференции, название очень интересное, емкое – «Устойчивый транспорт города Алматы. Передаем опыт. Движемся дальше». Из названия видно, что транспорт уже в каком-то смысле устойчивый и мы уже передаем опыт. То есть у нас есть свой опыт, те ошибки, которые мы набили и те успехи, о которых тут сказали — четко, в цифрах, а не абстрактные. Ну и, конечно, мы движемся дальше не абстрактно, а в прямом смысле — и транспорт, и город.
 
По мнению Байбека, устойчивость — это, в первую очередь, вопрос экологии, а экология — это удобство для горожан, безопасность.
 

«Мы знаем, буквально недавно был озвучен манифест, более 15 тысяч ученых предупредили человечество об опасности. Действительно, с ростом благосостояния населения, количества людей, рождаемости, продолжительность жизни у нас растет, но в целом мир и мы, крупный мегаполис, сталкиваемся с серьезными экологическими угрозами и нас это не может не тревожить», — выразил обеспокоенность градоначальник и привел цифры.

 
За годы независимости ВРП Алматы вырос в сто раз, количество автомобилей — в 10 раз, жилищный фонд – в 2 раза, доходы населения – в 17 раз. Но, как известно, рост благосостояния несет с собой определенные риски. Когда, к примеру, не было машин, не было и тех проблем, которые появились в связи с их увеличением. Рост благосостояния сопровождается ростом потребления и развития города. Так, территория Алматы за последние три года увеличилась в два раза, заметно повысилось и количество населения. Сегодня в Алматы проживают, по официальным данным, 1,7 млн человек, а фактически — 2,2 млн. Многие казахстанцы тянутся в южный мегаполис. Этому, по мнению акима, способствуют два фактора – миграционные процессы и привлекательность города. Чем больше мы делаем в плане устойчивости транспорта, города, улучшения условий, тем более привлекательным он становится, отметил Бауыржан Байбек.
 
Аким считает, что в целом это хороший тренд, потому что город должен быть привлекательным. «Если город перестает быть привлекательным для людей, если не является для них магнитом, не притягивает к себе молодых энергичных умных людей, тогда он останавливается в своем развитии. Поэтому вопрос устойчивого транспорта для нас очень важен».
 
— Акимом Алматы я только третий год работаю, и до моего прихода была проделана большая работа. Помню, когда партнеры ПРООН первый раз показали мне проект, – вспоминает градоначальник. — Была осень, и был второй месяц моего пребывания акимом, было много проблем в тот момент, кризис был серьезный и, помню, как они рассказывали мне об устойчивом транспорте, впервые презентовали мне программу «Онай». Название такое хорошее, яркое – легко, онай, но на самом деле сказать легко, а сделать трудно. Основные принципы были сформулированы, времени на раскачку не было, нужно было двигаться вперед. Как наш президент иногда говорит, главное, ввязаться в драку, а там посмотрим. И мы поверили нашим партнерам. Это не первый мой опыт сотрудничества с ПРООН, я с ними работал, будучи в Администрации Президента по проекту развития местного самоуправления, также мы очень широко внедряли опыт Канады, систему оценки госорганов в Казахстане, вопрос рейтинга акимов и этот проект вошел в итоговый отчет ПРООН, как один из лучших проектов. До этого мы работали с ними по реформам в Казахстане, а сейчас я работаю с ними в качестве акима. О проекте могу сказать только положительно, ибо тот опыт — опыт взаимодействия, который ПРООН приносит Казахстану, очень продуктивен.
 
Алматинцы — народ живой, энергичный, с активной жизненной позицией, они всегда высказывают свое мнение по любым инициативам, реформам, проектам, которые проводятся в их любимом городе и если надо, критикуют. Но аким к этому относится адекватно: «Большой город он должен высказывать и иметь разные мнения. Если нет разных мнений, значит, это не живой город, поэтому мы всегда рады открытости горожан и нормально воспринимаем критику. Вы знаете, два года назад, когда я только пришел, уже формировалась программа развития Алматы-2020. Мы первый город, регион в Казахстане, который обсудил эту программу с населением открыто, со всеми группами, экспертами, международными институтами, бизнесом-сообществом, общественными организациями и там все конкретно прописали. Вот тогда, помню, была критика, зачем искать денег…, иностранные компании…, у нас же есть свои ресурсы…. Но! Мы должны понимать, если мы проводим реформы, то есть простое правило менеджмента – глобально мыслить, локально действовать. Если вы принимаете какие-то меры, но не видите глобально, к чему вы должны стремиться, то обязательно будет риск того, что вы будете ошибаться, тратить ресурсы. Соответственно, мы привлекли международную компанию и она с учетом своего большого опыта, дала нам конкретные рекомендации, которые мы адаптировали. Заслуга акимата Алматы в том, что мы в эти документы, международные рекомендации вдохнули реальную жизнь и дали свое казахстанское содержание. То есть организации международные только советуют, а делать нам, мы за это отвечаем и для нас основной критерий – это удовлетворенность населения. Понятно, кто-то говорит, зачем парковки платные и те же самые люди завтра начинают рассуждать про экологию, говорят, надо принимать срочные меры, не понимая, что введение платных парковок, перевод на новые концепции, пешеходные улицы – это все и есть борьба в пользу экологии, причем не на словах, а на деле».
 
По мнению градоначальника, в обсуждаемом сегодня вопросе по устойчивому транспорту Алматы движется очень системно, в программу заложены сто конкретных индикаторов, по которым мы ориентируемся, идем дальше.
 

— К сожалению, у нас иногда всё новое воспринимается очень плохо, все хотят изменений, но когда начинают затрагивать его жизнь, почему-то смотрят со страхом, начинают критиковать, — говорит Байбек. — Это нормально, так везде, поэтому я попросил наших партнеров продолжить этот проект. Пока будет существовать город, транспортная реформа будет продолжаться.

 
Торгын Нурсеитова
Фото автора
https://www.zakon.kz/4889149-bauyrzhan-baybek-poka-budet.html

[:]