Нефть уходит по дешёвке, бензин возвращается по цене премиум-класса. Россия, когда-то гордившаяся статусом «энергетической сверхдержавы», теперь впервые за десятилетия становится импортером бензина. Повреждённая инфраструктура, стратегическая уязвимость и геополитическая ирония — всё это складывается в новую энергетическую реальность Кремля, считает Altyn-orda.kz
1 октября 2025 года российские власти официально приступили к реализации беспрецедентной по масштабам и символизму антикризисной меры: началу импорта бензина из Китая, Южной Кореи и Сингапура. Причина — разрушенные дронами нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), коллапс на внутренних топливных рынках и неготовность отрасли к затяжной войне инфраструктур.
Москва, ещё недавно продавшая идею «энергетической суверенности» как геополитическое оружие, теперь покупает бензин у Китая — из той самой нефти, которую ранее сама туда поставила. Цикл замкнулся. Но не в пользу России.
Когда бумеранг возвращается в бензобак
Официально власти объясняют происходящее «временными мерами» на фоне внешнего давления и атак БПЛА. Фактически же речь идёт о стратегической уязвимости всей энергетической системы страны, построенной на экспорте сырья и зависимости от ограниченного числа перерабатывающих мощностей.
По данным «Коммерсанта», к концу сентября 2025 года простаивало 38% всех российских НПЗ — рекордный показатель за постсоветскую историю. Сутки застоев на этих заводах — это 338 тысяч тонн непереработанной нефти. Причём 70% этих простоев вызваны именно ударами дронов, в первую очередь по таким гигантам, как «Кинеф» (Ленинградская область) и Рязанский НПЗ «Роснефти».
В сентябре остановились ещё четыре крупных завода, в том числе — Новокуйбышевский и Астраханский. География нехватки бензина стала всероссийской: от Сахалина до Крыма. В ряде регионов введены ограничения на продажу — не более 30 литров в одни руки. Очереди на АЗС стали новой нормой.
Китайский бензин: ответ на российскую нефть
Теперь, чтобы «погасить пожар», Москва предпринимает экстренные меры:
-
Импорт бензина из Китая, Южной Кореи и Сингапура — поставки будут осуществлять три оператора: «Роснефть», АО ННК и госкомпания ВО «Промсырьеимпорт».
-
Обнуление пошлин на ввоз топлива через дальневосточные порты.
-
Бюджетные компенсации импортёрам — разница между мировыми и внутренними ценами будет покрываться из казны.
-
Импорт из Беларуси — расширение закупок из союзной республики.
-
Экологические уступки — возврат ММА (монометиланилина), токсичной присадки, запрещённой во многих странах за канцерогенные свойства.
-
Разрешение на использование бензина с долей спирта до 10% и увеличение допустимой доли ароматических углеводородов.
Простыми словами: государство пойдёт на всё, лишь бы «залить» пустые баки, даже если для этого придётся жертвовать экологией, безопасностью и здравым смыслом.
Ирония истории: «бензоколонка» закупает бензин
Противники Кремля не упустили шанс извлечь символический капитал из происходящего. Руководитель Центра противодействия дезинформации СНБО Украины Андрей Коваленко в своём Telegram-канале написал:
«Россия превращается из «энергетической сверхдержавы» в сырьевой придаток Китая — и теперь ещё и в импортёра бензина».
Он указывает на парадокс: Россия продаёт нефть в Китай со скидкой 30–40%, а затем закупает у него же бензин с наценкой 40%. По сути, это «нефть туда — бензин обратно», причём по более высокой цене.
Экономическая логика теряет последовательность: экспорт сырья подрывает бюджет, импорт продуктов переработки — увеличивает зависимость. Эта схема выгодна Китаю, но отнюдь не России.
Топливная модель РФ: от экспорта к зависимости
Россия десятилетиями строила свою экономическую и внешнеполитическую мощь на «энергетическом оружии» — углеводородах. Но именно этот актив сегодня превращается в ахиллесову пяту. Потеря европейского рынка газа, санкции против танкерных поставок нефти, теперь — технологическая деградация в переработке.
Российская нефтяная отрасль по-прежнему остаётся высоко централизованной и зависит от ограниченного числа инфраструктурных объектов. В условиях ударов по НПЗ это становится смертельно опасной моделью. Децентрализация переработки, развитие малых НПЗ и резервных мощностей — задачи, которые десятилетиями откладывались. Теперь время закончилось.
Геополитика в канистре: кто выигрывает?
Для Китая и других азиатских государств российский кризис — это удобный момент для экономического и стратегического усиления. Не только благодаря выгодным поставкам бензина, но и в контексте расширения контроля над логистикой, переработкой и ценообразованием на постсоветском пространстве.
Для Европы — это подтверждение правильности курса на диверсификацию энергопоставок. Российская уязвимость делает её менее способной к экономическому шантажу.
Для самой России — это тревожный звонок. Если страна, обладающая крупнейшими запасами углеводородов в мире, оказывается неспособной обеспечить себя топливом, это говорит о системных ошибках, а не просто об атаках дронов.
Что дальше?
Пока власти надеются, что за счёт импорта удастся компенсировать до 350 тысяч тонн бензина в месяц — объём, сопоставимый с докризисной выработкой крупнейших НПЗ. Однако даже при реализации этих мер это лишь частичное покрытие внутреннего спроса.
Учитывая риски новых атак, дефицит компонентов, санкции и отток инвестиций — не исключено, что импортная зависимость может перейти в устойчивую норму. Особенно если Кремль продолжит игнорировать модернизацию отрасли и искать спасение во временных «латках».
Финал без точек
Россия может сколько угодно апеллировать к временному характеру мер, но факт остаётся фактом: страна, долгие годы выступавшая как экспортёр ресурсов, сегодня начинает закупать бензин, произведённый за рубежом. Из своей же нефти.
Это — не только экономическая слабость. Это символ глубокого системного кризиса.