[:ru]
Генеральный директор компании «Adrome Automation» Алексей Ким смог превратить свое детское хобби в доходное дело. Сегодня он производит собственные беспилотники в Алматы. В своем интервью он рассказал о сотрудничестве с Казпочтой и международном опыте по использованию дронов. Спикер также попытался ответить на ключевой вопрос: что же ждет казахстанцев в будущем? — Расскажите подробнее о вашем сотрудничестве с Казпочтой. Как все начиналось? — Честно говоря, это целая история, которая началась в 2014 году и развивается по сегодняшний день. Тогда председателем Казпочты был Багдат Мусин. В Казахстане он известен как человек, который повсеместно поддерживает инновации и их последующее внедрение. Мы посчитали уместным предложить ему проект по использованию беспилотных летательных аппаратов для доставки корреспонденции. И так уж совпало, что у него в голове тоже созрела такая идея. Образно говоря, мы действительно нашли друг друга в самое подходящее время. Если мне не изменяет память, порядка 4 компаний предложили Казпочте подобную модель взаимодействия, но до пилотного проекта эту задумку довели только мы. Знаете, тогда в нашей презентации не было готовых «под ключ» решений, а только лишь концепция. В 2015 году Багдат Мусин представил меня Сакену Сарсенову, занимавшему пост вице-министра по инвестициям и развитию РК. Его министерство как раз курировало инновации. Сакену Сейтжаппаровичу понравилась наша идея, и он поддержал нас, сказав в конце: «Ребята, если вы воплотите эту концепцию в реальность, то мы, конечно же, будем ее применять!». Так сложились звезды, что в 2017 году он стал председателем Казпочты и про наш проект не забыл. За это ему отдельная благодарность. Кроме того, программа «Цифровой Казахстан» стала новым импульсом для развития нашего сотрудничества. В этот период я и предложил Сакену Сейтжаппаровичу такую сервисную модель взаимодействия, при которой Казпочту априори не будут волновать вопросы содержания, обслуживания и эксплуатации дронов. Ведь все это требует специфической квалификации и дополнительных затрат. То есть, Казпочта получит готовую услугу. Эта идея нашла отклик, и с лета 2017 года в пилотном режиме были запущены «дроны-почтальоны», окончательно подтвердившие целесообразность услуги. Таким образом, с прошлого года мы осуществляем доставку по 4 направлениям. Это Алматинская, Южно-Казахстанская, Карагандинская и Жамбылская области. К сегодняшнему дню пройденное расстояние уже составляет более 22 000 км. — Почему были выбраны именно эти области? — Любая услуга или продукт не должны внедряться исключительно ради хайпа. Их реализацию нужно рассматривать в контексте экономической эффективности. Поэтому совместно с логистическим департаментом Казпочты была проведена огромная работа для выявления «болевых точек». Что я имею в виду? Вы должны понимать, что в Казахстане есть такие отдаленные места, куда доставка периодики традиционными способами не только требует больших затрат, но и представляет опасность для самих сотрудников. Например, отсутствие дорог, горная местность и многое другое может стать причиной серьёзных ДТП или повреждения техники. Более того, случается так, например, что путь на машине до места назначения составляет 250 км. А беспилотник туда долетит по прямой всего за 70 км и потратит на это полтора часа вместо 6. Согласитесь, разница существенная. Так вот, когда мы проводили анализ, то сразу для себя отмечали: сюда легче отправить беспилотник нежели машину с водителем. И на данный момент по Казахстану насчитывается 149 таких отделений связи. В идеале мы должны охватить весь Казахстан — такая задача стоит перед нами. Но все же процесс этот не моментальный, а поступательный. Стоит обратить внимание и на то, что по объективным причинам внедрение беспилотников в определенных местах невозможно. Например, в местностях, где сильные ветры, их использовать нельзя. Зачем летать без эффективности? В то же время, на постоянной основе наши дроны доставляют корреспонденцию из поселка Узынагаш в Бесмойнак, Дегерес, Талап, из поселка Сарыжаз в поселки Комерши, Карасаз, Талас, Шалкоде — в Алматинской области, из поселка Молодежное — в села Дальнее и Родниковское, из поселка Улытау — в село Сарлык — в Карагандинской области, и многие другие населенные пункты. Было перевезено более 1700 кг печатных изданий. Как известно, у Казпочты есть обязательства по доставке республиканских газет по принципу Д+0. То есть конечный абонент должен получить газету на руки в день ее тиража. А печатаются они достаточно далеко от мест, куда их надо доставить. В этом направлении наши дроны еще раз оправдали целесообразность и необходимость услуги. Так, утром мы забираем периодику и в течение светового дня доставляем ее до места назначения. — По вашим сведениям, повлияло ли это на рабочие места сотрудников Казпочты? — Думаю, мы никого не лишили работы. Скажем так, тот же водитель, который тратил полдня на то, чтобы доехать до поселка традиционным методом по плохой дороге, теперь занимается другими стратегическими задачами, которых у Казпочты немало. — Хотелось бы задать нескромный вопрос. Возросли ли ваши доходы в рамках сотрудничества с Казпочтой? — Этот вопрос интересует многих (смеется). Как я уже отметил ранее, Казпочта не содержит парк беспилотников, не покупает их. Она платит уже за свершившийся акт доставки. Ее как заказчика не интересует, что может случиться с летательным аппаратом и какую инфраструктуру для доставки мы используем. Поэтому я как бизнесмен не могу сказать, что проект выгоден в полной мере. Для тех, кто понимает, скажу так: сегодня он балансирует на грани операционной окупаемости. — В перспективе эта ситуация может как-то измениться? — Конечно. Мы над этим работаем. Так, ключ к повышению доходности лежит в минимизации стоимости беспилотников. А прийти к этому можно будет только за счет полной локализации производства. Условно говоря, если мы покупаем их за десятки тысяч долларов, то нет смысла рассуждать о каком-либо вменяемом эффекте. Поэтому мы должны производить их сами по минимальной стоимости, чем мы и занимаемся. Во-вторых, необходимо оптимизировать сам операционный процесс. Сюда входит уменьшение времени для подготовки к полету и сокращение операционных расходов. Впоследствии наше мелкосерийное производство «масштабируется» и станет тем, что принято считать «производством». Мы идем к этому. — Получается, вы сами создаете летательные аппараты или какую-то часть из них все равно закупаете? — Да, какие-то летательные аппараты мы приобретаем в готовом виде у американских и российских производителей. Другие — создаем сами. Например, в рамках сотрудничества с Казпочтой сначала использовались беспилотники грузоподъемностью до 2 кг. Так мы нарабатывали статистику, по анализу которой стало ясно, что необходимо летать на большие расстояния с более тяжелым грузом. Так, мы пришли к тому, что производим в Алматы свои летательные аппараты, которые могут перевозить до 4 кг груза. В ближайшей перспективе надеемся ввести новый борт, который сможет поднимать до 8 кг. Сказать точно, когда именно это произойдет, пока не могу. Многое зависит от заинтересованности самой Казпочты. Отмечу, что мы представляли этот проект вице-премьеру РК Аскару Жумагалиеву. Ему он тоже понравился. Он подчеркнул, что эту идею необходимо масштабировать. Поэтому я очень надеюсь, что в ближайшее время мы увидим следующую модель беспилотника. Она представит уже 4-ое поколение. Также наши интересы не ограничиваются Казпочтой. Мы работаем с нефтяными, автодорожными компаниями, с представителями сельского хозяйства, специализируемся на картографии. Наши клиенты — как частные лица, так и государственные учреждения. На данный момент в нашей компании сосредоточен самый большой парк беспилотников в Казахстане, который официально зарегистрирован в Комитете гражданской авиации. — Нет ли дефицита в квалифицированных кадрах по созданию беспилотников? — Вы подняли больной вопрос. Многие наши сотрудники — бывшие и действующие спортсмены-моделисты советских времен. Это те самые наставники, которые когда-то поддерживали меня в моем детском хобби — авиационном моделировании. Вообще, если говорить объективно, то в Казахстане пока нет профильных вузов, которые готовили бы подобных специалистов. Есть лишь представители авиационной отрасли, которых мы и рассматриваем. Поэтому сегодня в рамках программы «Цифровой Казахстан» мы пытаемся наладить отношения с рядом вузов. Так, выпускники технических специальностей смогут проходить у нас производственную практику и, может быть, остаться работать на постоянной основе. Я также приглашаю специалистов из других стран, чтобы они проводили обучающие семинары для наших работников. — Вы сказали, что то, чем вы сегодня занимаетесь, было вашим хобби. Когда вы увлеклись этим направлением? — Знаете, идея использования БПЛА в Казахстане и во всем мире почти всегда исходит из увлечения людей авиамоделированием. Например, я занимался этим с 7 лет. Хобби занимало все мое свободное время. И в какой-то момент развитие технологий достигло небывалого уровня, и я понял, что это увлечение можно конвертировать. То есть, посредством монетизации превратить свое хобби в реальный бизнес. Сегодня мне 34. Условно говоря, я кручусь в этой сфере порядка 27 лет. Хочу также отметить, что к моменту, когда мы стали заниматься БПЛА направлением, нам с партнерами уже удалось построить достаточно успешный бизнес по другим направлениям. Накопленный опыт позволил интегрировать беспилотники в наш бизнес. С командой единомышленников мы создали Adrome Automation, которая сегодня занимает достойное место на рынке Казахстана. — Наверняка вы посвятили много времени изучению международного опыта и следите за трендами в этой области. Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями. — Справедливости ради скажу, что идея доставки летательными аппаратами чего бы то ни было — не нова. Такие гиганты вроде DHL, Amazon или Ali Express давно работают над этим. Тем более, учитывая их неограниченные бюджеты и широкий спектр возможностей, делают они это на высоком уровне. Но здесь встает иной вопрос. Так, в ряде стран, а если быть более точным, то в большинстве из них, доставка вещей беспилотниками еще не одобрена для гражданского применения, из соображений безопасности в том числе. В этом плане Казахстан оказался более гибким. В законодательстве республики об использовании воздушного пространства прописано, что доставка беспилотниками возможна при соблюдении ряда условий. Но, если говорить конкретно о международном опыте, то в пример можно привести одну американскую компанию, работающую в Руанде. Они доставляют с помощью беспилотников кровь в самые отдаленные уголки страны. В Швейцарии работает стартап по доставке медикаментов и вакцин в экстренных случаях. Кстати, точно такое же решение мы хотим предложить и нашему Министерству здравоохранения. В России, Китае и Америке концепция немного другая, нежели у нас. Они планируют доставлять посылки и периодику в черте города. Мы же к данному вопросу подошли немного иначе, учитывая территориальную особенность Казахстана. Страна огромная и приоритетнее доставлять печатные издания в отдаленные места. Поэтому, города пока не на повестке дня, хотя и к этому мы однажды придем. Ведь если есть мировой тренд, то нельзя оставаться в стороне. Да и в целом, на международных профильных площадках очень сильно удивлены, как быстро Казахстан развивается в плане использования беспилотников в гражданском секторе. Не будем далеко ходить, в той же самой России мы вызываем небывалый интерес. — Рассматриваете ли вы доставку беспилотниками не только печатных изданий, но и разного рода посылок в целом? — В среднесрочной перспективе — да. Казпочта нам уже озвучила такую задачу, что вскоре надо будет переходить с газет на что-то более существенное. Речь шла о мелких пакетах и посылках. Так, мы уже проводим тесты в этом направлении. Но есть определенные технические сложности. Хотя, я бы лучше назвал это вызовами, которые необходимо повсеместно решать. Понимаете, я не хочу внедрять услугу, в стопроцентной надежности которой не уверен. Так, риски, связанные с периодикой — они понятны. Ведь в случае потери или порчи я безболезненно своими силами смогу возместить ущерб. А если это будет письмо или ценные бумаги? Или какой-то хрупкий предмет? Так что процесс идет, и мы прорабатываем все возможные варианты развития событий, чтобы в будущем избежать и предотвратить инциденты. Когда мы будем уверены в услуге, в тот же момент ее внедрим. — Что в рамках этого направления ждет Казахстан в долгосрочной перспективе, лет через 10-15? — Мы придем к тому, что все эти рутинные операции по доставке перейдут в беспилотный режим. И речь сейчас не только о летательных аппаратах. Например, сегодняшний тренд — беспилотное такси. Не удивлюсь, если через 10 лет мы увидим фургончики Казпочты, в которых не будет водителей. В беспилотном режиме они будут развозить посылки до самого дома. Видя то, какими темпами мы развиваемся сейчас, это вполне возможно. Беспилотные технологии являются следующим технологическим прорывом, который приведет человечество к новому витку развития. И Казахстан, как государство открытое и участвующее в глобальных процессах, не сможет остаться в стороне. Да и в целом, чем раньше мы начнем развиваться в этом направлении, тем лучше для нас. Я однозначно могу сказать, что сегодня на всех уровнях и во всех ведомствах многократно возрос ажиотаж вокруг беспилотной тематики. Есть пословица: свято место пусто не бывает. Когда-то это был паровой двигатель, а сегодня — цифровые технологии и беспилотники в частности. Эта новая отрасль, которая задает новый темп развития. Отставать нельзя, понимаете? — Спасибо за беседу!
Баубек Коныров
[:]