Любители спорта привыкли придирчиво оценивать то, что они видят непосредственно на спортивных аренах, площадках, помостах, но мало кто задумывается о том, как и кем было организовано то или иное спортивное мероприятие. На самом же деле, обычно для того, чтобы все прошло без сучка и задоринки и глубоко врезалось в память, нужно вложить немало труда. Однако все это не только достаточно трудоемко, но и, в то же время, очень интересно.
В беседе с Арнуром Ибраевым, генеральным директором компании «Спортивные технологии Казахстана», осуществляющей различные проекты впечатляющего масштаба в мире отечественного спорта, корреспондент республиканского интернет-портала «Sports.kz» попытался заглянуть «за кулисы» больших спортивных событий, прошедших в Казахстане в уходящем году.
— Расскажите о том, каков вектор развития компании «Спортивных технологии Казахстана»?
— Наша компания была создана в 2010 году и занимается предоставлением услуг в области спорта — это организация спортивных мероприятий как местного, так и международного масштаба «под ключ», и, вместе с тем, поставка спортивного инвентаря и так далее. Первые наши проекты были реализованы в 2011 году, когда мы начали сотрудничество с агентами футбольного клуба «Барселона», c испанской компанией «Taktic». В рамках этого сотрудничества летом 2012 года наша компания организовала участие юношеской сборной Алматы, детей в возрасте 10-12 лет, в престижном футбольном турнире Mediterranean International Cup (Международный Кубок Средиземноморья). Соревнования эти проводятся знаменитой «Барселоной» уже 13 лет подряд. О масштабе турнира скажут лишь несколько цифр: 220 команд, более 40 стран, более 5 тысяч игроков! На сегодняшний день это самое представительное детское соревнование в мире, на котором собираются десятки топ-клубов — и впервые в истории в нем приняла участие юношеская команда из Казахстана. 21 ребенок и 4 сопровождающих побывали в столице Каталонии, где они получили возможность пройти двухнедельный мастер-класс на полях «Камп Ноу» и затем приняли участие в турнире весьма высокого уровня. Как Вы помните, в 2011 году в Астане проходил этап Кубка Мира по треку, в организации которого мы принимали непосредственное участие в сотрудничестве с Международным Союзом велосипедистов UCI и Федерацией велосипедного спорта Казахстана. Это было большое и знаковое событие в спортивной жизни нашего государства, которое собрало в Астане представителей более 60 стран мира. Мы были одними из организаторов данного турнира: наша задача заключалась в организационной и технической поддержке Кубка, что включало в себя разработку и реализацию стратегической концепции проведения данного мероприятия, организацию церемоний открытия и закрытия Кубка Мира, поставки профессионального спортивного оборудования, производство необходимого инвентаря. В общем, все организационно-технические вопросы были на наших плечах. Успешное проведение этого соревнования позволило нам, учитывая, что событие столь высокого ранга в мире велоспорта проводилось в Казахстане впервые, позволило нам получить доверенность от Международного Союза велосипедистов (UCI), наделяющую компанию «Спортивные технологии Казахстана» правом действовать от лица UCI по всем вопросам, касающихся организации международных велосипедных гонок на территории стран Содружества Независимых Государств.
Возвращаясь к миру футбола, «Спортивные технологии Казахстана» приняли непосредственное участие в организации еврокубковых матчей футбольного клуба «Шахтер».
— В этом году карагандинский «Шахтер» впервые в истории нашей страны пробился в групповую стадию Лиги Европы УЕФА. Какое участие принимала ваша компания в организации домашних встреч горняков в еврокубках?
— Как известно, стадион «Шахтер» в Караганде не соответствует требованиям УЕФА, в связи с этим горняки проводили свои домашние матчи в столице на стадионе «Астана Арена». «Шахтер» обратился к нам с вопросом об организации еврокубковых встреч. В наши обязанности входило все: начиная от предоставления стадиона и заканчивая продажей билетов на игру. Важно отметить, что впервые в Казахстане были произведены продажи билетов на футбол через интернет. Считаю, что данная идея была реализована удачно, и мы получили хорошим опыт. Для нас важно идти в ногу со временем, и, к примеру, если в обычной продаже билеты могли появиться за два-три дня до игры, то через интернет человек получал возможность приобрести билет на игру за неделю до ее начала.
— С какими сложностями вы столкнулись при организации этих матчей?
— Конечно, выход «Шахтера» в групповую стадию Лиги Европы УЕФА — это большой успех казахстанского футбол, и, как мне кажется, это результат большой работы, проделанной Федерации футбола Казахстана и всеми, кто, так или иначе, занимался развитием отечественного футбола. Ввиду того, что Казахстан пока далеко не футбольный гранд, и это был первый выход казахстанского клуба на столь высокий уровень, делегаты УЕФА рассматривали все как под микроскопом: вплоть до того, правильно ли стоит урна для мусора, или где именно можно ставить рекламу, а где — нельзя. Допустим, всю неделю мы ведем переговоры с УЕФА, они говорят, что все хорошо, а потом приезжают и сообщают нам, что все надо переделать. В целом, можно сказать, что делегаты УЕФА остались довольны организацией. Скажу Вам честно: перед нами не стояла задача поиметь прибыль с этих встреч, для нас было важно получить опыт организации матчей Лиги Европы и Лиги Чемпионов. Футбольный клуб «Шахтер» не имел ранее опыта проведения встреч на такой стадии, и мы, совместно с Федерацией футбола Казахстана, сделали все возможное, чтобы казахстанский болельщик смог прийти на футбол и в хороших условиях поддержать свою команду. На игру в Лиге Европы с «Маккаби» мы привезли в Астану известно российского телекомментатора Константина Генича.
— Приезд Константина Генича на самом деле был событием заметным для спортивной общественности нашей страны. Насколько сложно было привезти такую известную личность в Астану?
— Мы обратились с предложением лично к Константину. Конечно, были небольшие сложности, связанные с тем, что у «НТВ+» нет практики отправлять своих комментаторов в другую страну работать для местного телеканала, но нам все-таки удалось организовать приезд Генича. И мне кажется, что от данного события весь казахстанский спорт получил позитивный опыт. В рамках этого визита был организован мастер-класс Константина Генича для комментаторов телеканала «KAZsport». По моему мнению, у таких мастеров своего дела есть, чему поучиться. Я скажу: Генича мы привезли в убыток себе, но, с точки зрения спортивного пиара, мы хотели создать больше шума вокруг данного матча, и, как я уже говорил, мы понимали, что от этого визита наш спорт получит позитивный опыт.
— Складывается впечатление, что пока вы больше работаете себе «в минус» в финансовом плане. Так в чем же основной интерес вашей компании?
— Мы хотим участвовать на рынке спортивного менеджмента как серьезный игрок.
— Пожалуй, одним из важнейших событий 2013 года в спортивной жизни нашей страны стало проведение в Казахстане первой велогонки под эгидой UCI (Международного Союза велосипедистов) «Тур Алматы», в которой приняли участие ведущие команды из Европы, Азии и Америки. Здесь ведь тоже не обошлось без вашего участия…
— Наверное, можно говорить о том, что «Тур Алматы» превзошел все наши самые оптимистичные ожидания, потому что по оценкам всех международных экспертов Тур прошел на очень высоком уровне. Была проделана большая организационная работа, еще за четыре месяца до проведения гонки был создан оргкомитет «Тура Алматы», где еженедельно проводились совещания со всеми руководителями служб города. Хочу сказать огромное спасибо лично акиму города Алматы Ахметжану Смагуловичу Есимову за то, что он принимал непосредственное участие в организации данного спортивного мероприятия — что лично проверял и трассу, и все подготовительные мероприятия. Когда телеканал Eurosport попросил его дать интервью, он не отказался и в полной мере ответил на все вопросы в прямом эфире. Участие акима Алматы в организации гонки не оценить словами. Быть может, если бы все акимы нашей страны были такими же, как он, казахстанский спорт вышел бы на заметно более высокий уровень.
Больше всего мы опасались, чтобы погода не подвела, но, к нашей радости, в день проведения гонки в Алматы было тепло и солнечно. Телеканал Eurosport транслирован гонку на весь мир — думается, лучшей рекламы Алматы не придумаешь, когда миллионы людей по всему миру видят всю красоту южной столицы. Во время самой гонки я получал звонки от друзей и партнеров по всему миру. Под впечатлением, они говорили, что сейчас смотрят в режиме Live нашу гонку. Поэтому можно констатировать, что «Тур Алматы» удался. Думаю, что у данной гонки большое будущее, в 2014 году данное мероприятие будет проведено снова. Насколько новая гонка будет отличаться от первой — этот вопрос пока остается открытым. Возможно, она уже станет двухдневной.
Еще один очень интересный проект мы претворили в жизнь летом. При спонсорстве ГУ «Назарбаев Центр» в июне-июле этого года на «Астана Арене» был проведен детский футбольный лагерь под руководством тренеров ФК «Барселона» Карлеса Марторелла Бакеса и Ивана Поланко Сантьяго. Этот проект включал в себя двухнедельный тренировочный цикл по методике знаменитой «Барселоны» под началом сертифицированных детских наставников. Казахстанские мальчишки бесплатно могли представить себя воспитанниками легендарного клуба и на себе прочувствовать, чему учат их сверстников в «Барселоне».
Что ж, действительно, можно только порадоваться тому, что в спортивный сегмент отечественного рынка приходят компании, не ставящие во главу угла получение прибыли любыми путями. На самом деле, казахстанский спорт достоин того, чтобы в нем трудились настоящие профессионалы. Интересно, какие сюрпризы от «Спортивных технологий Казахстана» ждут всех нас в новом году?..
Автор: Ануар Абдрахманов sports.kz