В этом году Казахстан поднялся сразу на 21 позицию и разместился на 51-м месте в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума.
Произошло это даже несмотря на то, что количество рейтингуемых стран в этом году опять увеличилось. Ранее свой регресс в этом рейтинге в нашей стране пытались объяснить увеличением количества стран. Именно поэтому мы якобы весь 2010-й и 2011 годы занимали аж 72-е место. В этом году ситуация кардинально переменилась. По мнению экспертов, это стало возможным благодаря инициативам президента страны Нурсултана Назарбаева по упрощению процедур ведения бизнеса.
В своих ежегодных посланиях народу Казахстана президент нашей страны Нурсултан Назарбаев неоднократно повторял, что от стратегического понимания важной роли бизнеса в экономическом развитии Казахстана зависит устойчивость экономического развития республики и повышение уровня жизнеобеспечения населения. Именно Глава государства все эти годы был инициатором глобальных реформ в сфере предпринимательства. Ему принадлежит идея упрощения налогового кодекса, он первым предложил либерализировать процедуры регистрации бизнеса, а также ряд других нововведений.
Все последнее десятилетие развитию предпринимательства уделяется огромное внимание. Это направление является одним из приоритетных в экономической политике государства. Правительство стремится к формированию среднего класса и конкурентоспособного динамичного бизнес-сообщества, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью. И хотя показатели развития предпринимательства в Казахстане значительно отличаются от аналогичных показателей развитых стран мира, на сегодняшний день МСБ республики сумел занять существенную нишу в экономике государства.
О социальном значении отечественного предпринимательства можно судить по показателю доли занятого в малом предпринимательстве населения в общей численности занятых по стране. В последние пять лет данный показатель вырос весьма ощутимо – с 23 процентов в 2009 году до 29 процентов в 2011 году. То есть бизнес сегодня обеспечивает работой до 2,5 млн казахстанцев. И все же до идеала нам далеко. В развитых странах занятость в малых предприятиях колеблется от 47 процентов в Канаде до 75 процентов в Японии.
Наиболее характерным видом экономической деятельности МСБ в Казахстане является торговля. Здесь занято более трети активных предприятий (около 40 процентов), тогда как в сфере промышленности – лишь 11,4 процента. В развитых же странах малый бизнес хотя и ориентирован в большей степени на сферу обслуживания, развит также и в финансовой, производственной, научной и туристической отраслях.
В силу своей характерной особенности сфера МСБ чутко реагирует на изменение экономической конъюнктуры в стране. Поэтому для снижения негативного влияния экономического кризиса на развитие предпринимательства Казахстана со стороны государства были предприняты соответствующие меры по его поддержке. Причем самую главную роль в этом сыграла воля президента страны Нурсултана Назарбаева.
Для успешного развития малого и среднего предпринимательства начата реализация единой бюджетной программы «Дорожная карта бизнеса-2020», важным этапом которой является развертывание программы индустриализации в регионах. Программа нацелена на эффективное использование потенциала сферы МСБ Казахстана для вхождения страны к 2020 году в число 50 конкурентоспособных стран.
Как отметил в своем послании Глава государства, целью документа является «создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего малого и среднего бизнеса».
Многие годы Казахстан стремится занять свою конкурентную нишу на внешних рынках. Для этого был принят целый ряд государственных программ, направленных на диверсификацию отечественной экономики, переориентирование с сырьевой на обрабатывающую модель. Это и программа индустриально-инновационного развития, и программа вхождения в число 50 конкурентоспособных стран и так далее. В нынешнем году после трехлетнего перерыва отечественный рейтинг конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума опять вернулся на 51-ю позицию, когда лишь шага не хватает до заветной мечты – оказаться в числе 50 самых конкурентоспособных стран мира.
Уточним: рейтинг, присваиваемый Всемирным экономическим форумом (Давос, Швейцария), является одним из наиболее значимых в мировом масштабе рейтингов конкурентоспособности. Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний – обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций – ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. Анкета составлена так, чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат. В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.
В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).
Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI). Как уверяют представители ВЭФ, GCI постоянно совершенствуется на основании тестирования и консультаций с ведущими экспертами. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал.
Конечной целью исследования здесь является определение способности страны обеспечить не только повышение темпов экономического роста, но и его стабильность.
Казахстан получил общую оценку в 4,38 балла (в прошлом году было 4,08, в позапрошлом 4,1). Отмечено, что по таким параметрам, как эффективность рынка труда, высшее и профессиональное образование, эффективность рынка товаров и услуг, здоровье и начальное образование, и прочим базовым требованиям состояние дел в нашей стране вполне приемлемо. Менее благоприятно обстоят дела в области инноваций, развития инфраструктуры, финансового рынка, технологий, институционального развития, а также конкурентоспособности наших компаний. Здесь необходимо отметить, что в стране действует целый ряд программ, направленных на развитие каждого из вышеперечисленных направлений. Эта работа проводится в соответствии с целями, поставленными президентом страны в его ежегодных посланиях казахстанцам, и ключевых выступлениях на различных отраслевых форумах и конференциях.
Поддержка предпринимательства – это прямое поручение президента страны. В отличие от предыдущих государственных программ в «Дорожной карте бизнеса-2020» акцент сделан на развитие не торгово-финансового сектора, а производственного. Да и реализовываться программа будет не из Астаны, а на местах, то есть там, где лучше видна перспективность проектов и можно быстрее ориентироваться в ситуации.
В рамках программы планируется разработать правила оценки конкурентоспособности предприятий, подтверждения экспортных операций и критерии для определения региональных системообразующих предприятий. Участниками программы могут стать предприниматели большинства сфер, за исключением торговли, производства пшеницы, операций с недвижимостью и бытовых услуг.
Параллельно ведется работа по снижению для бизнеса административных барьеров. В своем послании народу Казахстана Глава государства поставил цель значительно уменьшить административные барьеры на две трети до 2015 года. Чтобы добиться нужного результата, правительство пересматривает все нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности бизнеса. Их уже переработано более 10 тысяч.
В рамках реализации Программы форсированного индустриально-инновационного развития, кроме программы «Дорожная карта бизнеса-2020», правительством разрабатываются и другие бюджетные программы в целях оказания комплексной поддержки развитию бизнеса в регионах: «Экспортер-2020» – для стимулирования несырьевого экспорта; «Производительность-2020» – для технологической модернизации и повышения производительности экономики и «Инвестор-2020» – для привлечения крупных инвесторов.
Так что новые высоты в достижении цели по вхождению Казахстана в 50 конкурентоспособных стран мира – уже не за горами.
В своих ежегодных посланиях народу Казахстана президент нашей страны Нурсултан Назарбаев неоднократно повторял, что от стратегического понимания важной роли бизнеса в экономическом развитии Казахстана зависит устойчивость экономического развития республики и повышение уровня жизнеобеспечения населения. Именно Глава государства все эти годы был инициатором глобальных реформ в сфере предпринимательства. Ему принадлежит идея упрощения налогового кодекса, он первым предложил либерализировать процедуры регистрации бизнеса, а также ряд других нововведений.
Все последнее десятилетие развитию предпринимательства уделяется огромное внимание. Это направление является одним из приоритетных в экономической политике государства. Правительство стремится к формированию среднего класса и конкурентоспособного динамичного бизнес-сообщества, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью. И хотя показатели развития предпринимательства в Казахстане значительно отличаются от аналогичных показателей развитых стран мира, на сегодняшний день МСБ республики сумел занять существенную нишу в экономике государства.
О социальном значении отечественного предпринимательства можно судить по показателю доли занятого в малом предпринимательстве населения в общей численности занятых по стране. В последние пять лет данный показатель вырос весьма ощутимо – с 23 процентов в 2009 году до 29 процентов в 2011 году. То есть бизнес сегодня обеспечивает работой до 2,5 млн казахстанцев. И все же до идеала нам далеко. В развитых странах занятость в малых предприятиях колеблется от 47 процентов в Канаде до 75 процентов в Японии.
Наиболее характерным видом экономической деятельности МСБ в Казахстане является торговля. Здесь занято более трети активных предприятий (около 40 процентов), тогда как в сфере промышленности – лишь 11,4 процента. В развитых же странах малый бизнес хотя и ориентирован в большей степени на сферу обслуживания, развит также и в финансовой, производственной, научной и туристической отраслях.
В силу своей характерной особенности сфера МСБ чутко реагирует на изменение экономической конъюнктуры в стране. Поэтому для снижения негативного влияния экономического кризиса на развитие предпринимательства Казахстана со стороны государства были предприняты соответствующие меры по его поддержке. Причем самую главную роль в этом сыграла воля президента страны Нурсултана Назарбаева.
Для успешного развития малого и среднего предпринимательства начата реализация единой бюджетной программы «Дорожная карта бизнеса-2020», важным этапом которой является развертывание программы индустриализации в регионах. Программа нацелена на эффективное использование потенциала сферы МСБ Казахстана для вхождения страны к 2020 году в число 50 конкурентоспособных стран.
Как отметил в своем послании Глава государства, целью документа является «создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего малого и среднего бизнеса».
Многие годы Казахстан стремится занять свою конкурентную нишу на внешних рынках. Для этого был принят целый ряд государственных программ, направленных на диверсификацию отечественной экономики, переориентирование с сырьевой на обрабатывающую модель. Это и программа индустриально-инновационного развития, и программа вхождения в число 50 конкурентоспособных стран и так далее. В нынешнем году после трехлетнего перерыва отечественный рейтинг конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума опять вернулся на 51-ю позицию, когда лишь шага не хватает до заветной мечты – оказаться в числе 50 самых конкурентоспособных стран мира.
Уточним: рейтинг, присваиваемый Всемирным экономическим форумом (Давос, Швейцария), является одним из наиболее значимых в мировом масштабе рейтингов конкурентоспособности. Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний – обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций – ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. Анкета составлена так, чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат. В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.
В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).
Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI). Как уверяют представители ВЭФ, GCI постоянно совершенствуется на основании тестирования и консультаций с ведущими экспертами. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал.
Конечной целью исследования здесь является определение способности страны обеспечить не только повышение темпов экономического роста, но и его стабильность.
Казахстан получил общую оценку в 4,38 балла (в прошлом году было 4,08, в позапрошлом 4,1). Отмечено, что по таким параметрам, как эффективность рынка труда, высшее и профессиональное образование, эффективность рынка товаров и услуг, здоровье и начальное образование, и прочим базовым требованиям состояние дел в нашей стране вполне приемлемо. Менее благоприятно обстоят дела в области инноваций, развития инфраструктуры, финансового рынка, технологий, институционального развития, а также конкурентоспособности наших компаний. Здесь необходимо отметить, что в стране действует целый ряд программ, направленных на развитие каждого из вышеперечисленных направлений. Эта работа проводится в соответствии с целями, поставленными президентом страны в его ежегодных посланиях казахстанцам, и ключевых выступлениях на различных отраслевых форумах и конференциях.
Поддержка предпринимательства – это прямое поручение президента страны. В отличие от предыдущих государственных программ в «Дорожной карте бизнеса-2020» акцент сделан на развитие не торгово-финансового сектора, а производственного. Да и реализовываться программа будет не из Астаны, а на местах, то есть там, где лучше видна перспективность проектов и можно быстрее ориентироваться в ситуации.
В рамках программы планируется разработать правила оценки конкурентоспособности предприятий, подтверждения экспортных операций и критерии для определения региональных системообразующих предприятий. Участниками программы могут стать предприниматели большинства сфер, за исключением торговли, производства пшеницы, операций с недвижимостью и бытовых услуг.
Параллельно ведется работа по снижению для бизнеса административных барьеров. В своем послании народу Казахстана Глава государства поставил цель значительно уменьшить административные барьеры на две трети до 2015 года. Чтобы добиться нужного результата, правительство пересматривает все нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности бизнеса. Их уже переработано более 10 тысяч.
В рамках реализации Программы форсированного индустриально-инновационного развития, кроме программы «Дорожная карта бизнеса-2020», правительством разрабатываются и другие бюджетные программы в целях оказания комплексной поддержки развитию бизнеса в регионах: «Экспортер-2020» – для стимулирования несырьевого экспорта; «Производительность-2020» – для технологической модернизации и повышения производительности экономики и «Инвестор-2020» – для привлечения крупных инвесторов.
Так что новые высоты в достижении цели по вхождению Казахстана в 50 конкурентоспособных стран мира – уже не за горами.
Подготовил Алексей ХРАМКОВ, Алматы
Источник: www.liter.kz