Есть в Японии такая борьба сумо. Честно говоря, пока не увидела все собственными глазами, имела о ней весьма слабое представление. Но, оказывается, в сумо очень много интересного, неотрывно связанного с культурой Японии. Во-первых, сумо – это не просто спорт или борьба. Кстати, профессиональное сумо в Японии зовется «одзумо» – Большое сумо. В древности поединок был частью ритуала развлечения богов синто. На вики написано, что дохё – площадка, на которой проходят поединки, наполнена символикой синто. Например, бойцы перед поединком бросают на дохё соль – ритуал очищения. А гьёдзи – судья – выступает чуть ли не в качестве священнослужителя. Перед Ryōgoku Kokugi-kan, место, где проходят турниры одзумо в Токио, даже есть небольшое синто святилище.
Поэтому японцы очень оскорбились, когда в начале того года выявилось, что в высшей лиге практиковались договорные матчи. Не потому, что «сумо – это чисто японский спорт, а мы, как нация на это не способны», а потому что таким образом осквернялся божественный ритуал.
По-японски практика договорных матчей называется «яочоо». Существует теория, согласно которой это слово произошло от имени человека Чобей, который жил в период Мейджи и владел овощной лавкой (по-японски «яоя»). Этот тип любил играть в Го с покупавшим у него овощи ояката (тренер сумо). Чобей играл в Го лучше своего оппонента, но специально проигрывал ему, чтобы тот приходил покупать у него овощи.
Из-за скандала с договорными матчами был отменен весенний турнир в Осаке. И, чтобы восстановить репутацию сумо и привлечь внимание и интерес большего круга людей, билеты на летний турнир в Токио распространялись бесплатно. Матчи проходят 15 дней. Где-то прочитала, что обычно билет стоит порядка 125 долларов!
Дашина сенсей (яп. букв. «рождённый раньше», в Японии вежливое обращение к учителю, врачу, начальнику и др. или значительно старшему по возрасту человеку) достала 4 билета и предложила Даше позвать интересующихся друзей посмотреть сумо. Йей! Конечно же, мы пойдем! И мы пошли смотреть сумо.
Я не знаю, как обычно, но в этот день бои начинались с 8 часов утра и заканчивались в 5 или 6 вечера. Поединки проводились между сумотори (бойцы сумо) по рангам по нарастающей. То есть с утра выступали начинающие бойцы, еще не очень умелые и не очень упитанные. Ёкодзуна (самый лучший боец) выступал последним. Так как бои шли целый день, по улице постоянно дефилировали туда-сюда сумотри, выглядевшие при этом, как будто, они только что вылезли из бани или онсена – в юкате, с торбочкой и в шлепках.
Вычитала, что, опять-таки, из-за того, что сумо – это не просто спорт, иностранные бойцы не очень приветствуются. Есть мнение, что иностранцы воспринимают сумо как просто спорт и не могут поддерживать его истинный дух. Но сейчас их в высшей лиге очень много. Монголы, грузины, русские, даже эстонец есть. И единственный на тот момент ёкодзуна – монгол Хакухо.
Сумо – очень тесное сообщество с вековыми традициями. Даже ёбидащи – глашатаи, объявляющие бойцов перед поединком, и гьёдзи – судьи – состоят как бы в своих школах. У представителей одной школы одинаковая «сценическая» фамилия. И чем ответственнее матч, тем опытнее и старше судья. И одежда круче.
Дохё расположен в центре похожего на амфитеатр зала. Прямо возле дохё лежат дзабутоны (зеленые такие подушки), на которых, как правило, сидят очень непростые люди. Спонсоры там всякие, важные персоны. Но эти места очень опасные. Есть вероятность, что на тебя упадет 180 кг тело, да еще и после броска, а то и два! Дальше расположены дзабутоны, где могут сидеть простые зрители. А еще дальше кресла. Мы сидели довольно высоко, на креслах второго этажа. Было забавно, что периодически делались объявления с просьбами не бросаться дзабутонами. Как объяснила сенсей, иногда, когда зрители недовольны поединком или сильно радуются, они кидают дзабутоны в воздух, а может и в сторону дохё, не знаю точно. Но при нас, вроде, никто не кидался. Дохё сделан из спрессованной глины. Как он не рассыпается в процессе турнира, для меня не понятно. Но устрашающие трещины на стенках дохё я видела.
Ёбидащи нараспев объявляет имена бойцов. Сзади стоит гьёдзи (судья). Мы пришли часов в 12 дня, побродили вокруг и пошли смотреть поединки. Зал был почти пустой. Поединки вместе с подготовительными ритуалами длились буквально минуты. Если я правильно помню, то были и из России. Видно, как различаются пропорции тела. Азиаты в этом случае имеют преимущество, так как они устойчивее. В сумо нет весовых категорий. В поединке могут встретиться и совсем разные бойцы.
Ближе в двум часам прибежал друг Женька, выходивший наружу проветриться, и радостно сообщил, что там у входа собралась толпа народа, потому что стали подтягиваться бойцы высшей лиги. И мы пошли на это поглазеть.
Перед выступлением каждой лиги все бойцы выходят и выстраиваются на дохё. При этом на них надеты кэщё-маващи – что-то вроде передника с вышитыми на нем символами. Сенсей говорила, что кэщё-маващи обычно преподносится сумотори его поклонниками и стоит больших денег. Ко времени, когда уже должны были выступать бойцы рангом повыше, народ начал шустро подтягиваться, у гьёдзи наряды стали круче и ритуалы перед поединками стали длиннее. И еще сумотори начали кидать на дохё соль. Молодые люди периодически приводили дохё в порядок. Так как, согласно правилам, считается даже малейший заступ за круг, песок должен быть в идеальном порядке.
До этого несколько раз сталкивалась с различным упоминанием чанко – еды, из которой в основном состоит рацион сумотори. И никогда не понимала, почему они от этой еды набирают вес. В чанконабе ингредиенты варьируются в зависимости от сезонов, но в основном это курица, овощи и мясной бульон. Одни полезные для здоровья продукты. Оказалось, что они просто очень много его едят после изнурительной пятичасовой утренней тренировки, а потом сразу же заваливаются спать. Видела об этом передачу на ТВ.
Надо сказать, что в сообществе сумотри царит полная дедовщина. Младшие бойцы занимаются всей работой по поддержке сообщества в должном состоянии. И готовят тоже они. И едят последними. Иногда им не остается еды, и им приходится довольствоваться пустым бульоном. Как тут вес наберешь? Кстати, после ухода на покой многие сумотори становятся тренерами либо открывают заведение, в котором подается чанко. Поварские навыки, полученные во время ученичества, идут в дело?
Так вот, вокруг станции Рьёгоку все пропитано духом сумо, и, конечно же, очень много заведений, где можно поесть чанконабе. Раз уж мы приехали смотреть сумо, нужно было попробовать чанконабе! Мы обошли несколько заведений и нашли такое, куда можно было попасть без стояния в очереди. Мы сидели в комнате с татами на полу и ели чанконабе! Вкусняшка!
Токио, май 2011 года
Сауле Керей
Источник: 14.07.2013, http://travelbook.kz/note/122
P.S. Алматинка Сауле Керей почти два года самостоятельно изучала японский язык в Японии. Как пишет автор в другой своей заметке на сайте travelbook.kz: «Мое путешествие в Японию нельзя назвать путешествием как таковым. Вообще, я жадный тип, мне недостаточно поехать куда-нибудь на пару недель, пробежаться по туристическим местам, сфотографироваться для галочки. У меня это вызывает ассоциации с windowshopping’ом. Будто ты смотришь на все со стороны, снаружи. Почувствовать, прожить не получается. Побывать в Японии было давнишней мечтой. Но всегда казалось, что с одним английским там далеко не уедешь. И я решила поехать туда учить язык». Надо отметить, что во время учебы Керей в пригороде Токио случилось сильнейшее землетрясение у восточного побережья острова Хонсю 11 марта 2011 года. МЧС Казахстана дважды организовывало вылет наших граждан, но Сауле Керей, как настоящая «японка», предпочла остаться в Японии продолжить свое путешествие в японский язык и культуру.
Выход ёкодзуны. Ритуальный танец.