[:ru]
Издание Scout Warrior раскрыло подробности работы над стелс-бомбардировщиком следующего поколения, который получил наименование B-21 Raider. Согласно планам Пентагона, это детище компании будет неуязвимо для нынешних и будущих систем ПВО главных противников Америки в воздушном пространстве — России и Китая. Newsader представляет перевод статьи известного оборонного издания под авторством эксперта Криса Осборна.
В разработке новейшего стелс-бомбардировщика B-21 намечается новый этап: в ближайшее время будет составлен обобщающий отчет, в котором будет сделан обзор характеристик проектируемого самолета, оценена техническая зрелость проекта и описана технология невидимости, позволяющая обходить самые передовые средства противовоздушной обороны.
По данным командования ВВС США, главная задача конструкторов Raider — создать платформу, способную противостоять не только уже действующим современным угрозам, но и тем перспективным, которые появятся в ближайшие десятилетия. Таким образом, американские инженеры проектируют тяжелый бомбардировщик нового поколения, способный ускользать от средств ПВО противника, которые предположительно появятся в 2030-е годы, 2040-е и последующие десятилетия.
«Мы строим систему с открытой архитектурой, что позволит нам адаптировать самолет к быстро развивающимся технологиям», — заявил генерал-лейтенант ВВС Арнольд Бунч в интервью Scout Warrior.
Хотя большая часть деталей предстоящего технического обзора будет засекречена по соображениям безопасности, руководители проекта подчеркивают, что в бомбардировщик будет встроена способность адаптироваться к развивающимся угрозам.
Описанный Бунчем принцип открытой архитектуры, который ляжет в основу B-21, предполагает набор общих стандартов и интерфейсов с программным обеспечением, оборудованием, сенсорами, радарами, технологиями защиты и вооружения, IP-протоколом и оборудованием, программное обеспечение которого будет обновляться по мере необходимости.
Иными словами, составные элементы бомбардировщика будут модульными, что позволит недорого добавлять новую аппаратуру и заменять устаревшую, расширяя тем самым возможности модернизации Raider. Это будет выгодно отличать его от гораздо менее гибких платформ прошлого поколения. Новая концепция позволит ускорять развитие бомбардировщика в соответствии с быстроизменяющимися угрозами и станет важнейшим средством поддержания технологического преимущества США перед конкурентами.
Обосновывая необходимость этой программы, Бунч подчеркнул, что доминирование Америки в небе уже отнюдь не так очевидно и бесспорно, как это было в последние десятилетия. Такая ситуация, по его словам, является дополнительным аргументом в пользу концепции инновационного вектора и ускорения адаптации.
«Мы являемся самой мощной военно-воздушной силой, которую когда-либо знал мир. Нам удалось добиться этого за счет наших разнообразных технологий, которые мы испытывали в ходе множества боев. Однако мир меняется: наши противники понаблюдали за нами и обновили защиту», — констатировал Бунч.
В связи с этим готовящийся отчет по B-21 установит, насколько внедряемые в этом проекте технологии соответствуют требованиям заказчика в лице ВВС.
Одним из самых острых вопросов станет эффективность технологии невидимости против нынешних и будущих систем ПВО типа «земля-воздух». В то время как одни эксперты считают стелс-самолеты залогом воздушного доминирования, другие задаются вопросом о том, не устареет ли сама стелс-технология как таковая.
Впрочем, конкретные ответы будут даны после изучения реальных возможностей противника. Но и сами эти контрмеры со стороны оппонентов США, в свою очередь, вдохновляют Вашингтон на новые достижения. В этом смысле цель любого военного актора состоит в том, чтобы заставить врага потратить как можно больше ресурсов в попытках угнаться за вечно ускользающим военным превосходством соперника.
Разумеется, разработчики B-21 прекрасно осведомлены об этом феномене. И самым значимым для них моментом является вопрос о том, насколько эффективна американская стелс-технология против современных российских и китайских ПВО. В настоящее время на них устанавливаются все более мощные компьютерные процессоры, цифровые сети и датчики, задачей которых является отслеживание даже самых малозаметных самолетов, причем во все более широком диапазоне частот.
В то время как низкочастотный радар может лишь приблизительно определять место нахождения воздушного судна «стелс», их высокочастотные «собратья» могут точно отслеживать, нацеливать и уничтожать воздушные объекты. В результате может сложиться ситуация, при которой невидимке удастся уйти от прямого взятия в прицел, но он все еще будет сопровождаться низкочастотным радаром. Во втором случае это означает, что на него могут выйти самолеты противников, и тогда исход боя будет зависеть от технологического уровня истребителей и навыков пилотирования каждой из сторон.
Между тем, стратегические бомбардировщики B-2 и B-21 имеют вполне конкретную и весьма непростую задачу: не будучи созданы для ведения воздушных боев, они призваны уничтожать противника таким образом, чтобы полностью избежать столкновения с его ПВО и воздушными силами. Идея состоит в том, чтобы противник вообще не узнал о присутствии атакующего самолета. Достижение этой цели обеспечивается как технологией невидимости, так и, например, специальной конфигурацией под названием «Оборонительная система управления», которая установлена на B-2 Spirit. Задача данной системы — определить местоположение средства ПВО и избежать обнаружения с его стороны. Это пример одного из тех технологических новшеств, которые используются в условиях современных развивающихся угроз.
В то время как многие аналитики указывают на визуальное сходство B-21 и B-2, представители ВВС и разработчиков предпочитают обходиться общими фразами о характеристиках Raider, заявляя лишь о том, что в него будет включено множество доселе не известных технологий.
Среди прочего наблюдатели обратили внимание на то, что на изображении у B-21 отсутствуют видимые выхлопные трубы, которые отчетливо выделяются у B-2. Это может вообще ничего не означать, а может являться одним из свидетельств того, что на новом бомбардировщике будет использоваться стелс-технология нового поколения, полностью устраняющая радиолокационный и тепловой след самолета во избежание его обнаружения вражескими радарами.
Как известно, отсутствие заметных тепловыделений, висящего под крыльями оружия, выступающих над корпусом элементов и других легко обнаруживаемых характеристик самолета — залог того, что наземное оборудование не сможет получить обратного электромагнитного сигнала, позволяющего идентифицировать приближающийся бомбардировщик. С учетом того, что скорость света и время движения электромагнитных сигналов известны, компьютерные алгоритмы способны точно рассчитывать расстояние до летящего объекта. Однако, когда речь заходит о самолетах-невидимках, обратный сигнал либо вовсе может отсутствовать, либо не соответствовать координатам и параметрам фактически летящего самолета — в этом и заключается суть работы стелс-систем.
Воздушная оборона России и Китая
Представители РФ привычно настаивают на том, что системы С-400 являются самыми передовыми. Согласно документации, они могут использовать четыре различных типа ракет, предназначенных для стрельбы на коротких, средних и дальних дистанциях и поражения цели на расстоянии от 40 до 400 км. Такой диапазон — если он действительно является рабочим — мог бы затруднить работу даже для высокоскоростных бомбардировщиков, таких как B-2 и B-21.
Официально утверждается, что С-400 предназначены для уничтожения самолетов, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, вертолетов и даже некоторых наземных целей. Российские власти объявляли о работе над другим перспективным ПВО — С-500, которые, по заявлениям Минобороны РФ, будут способны поражать даже стелс-цели на расстоянии до 200 км.
За счет чего возможны такие характеристики? Дело в том, что вычислительная мощность современных процессоров позволяет радиолокатору взаимодействовать с системой управления огня намного быстрее по сравнению с прежними временами, особенно с учетом новых технологий сетевой связи. В результате информация о летящих целях — даже скоростных — может за доли секунды передаваться из одного комплекса слежения в другой. В ряде случаев это может помешать самолету полагаться на высокую скорость и маневренность в попытках уйти от преследования со стороны ПВО. В свою очередь мобильные элементы системы ПВО могут ускорить работу сети и расширить ее, еще больше затруднив воздушную маневренность для самолетов-невидимок.
В российских СМИ утверждается, что стелс-технология бесполезна против их ПВО. Многие российские эксперты оценивают российские комплексы С-300 и С-400 как одни из лучших в мире. В то же время эти российские заявления не поддерживаются экспертным сообществом в США, а также теми американскими инженерами, которые сейчас разрабатывают технологию невидимости следующего поколения, которая будет применена на B-21 и других летательных аппаратах.
Следует отметить, что утверждения российского экспертного сообщества по поводу С-300 и С-400 опровергаются как американскими пилотами и экспертами, так и некоторыми аналитиками из самой России. Так, по словам того же Осборна, российские официальные лица часто преувеличивают свои военные возможности в этой сфере. Отставной майор Дэн Флэтли, ранее пилотировавший F-35, в интервью Business Insider заявил, что российские ПВО в лучшем случае смогут лишь приблизительно установить местонахождение самолета-невидимки, в результате чего С-300 и С-400 будут уничтожены прежде, чем сумеют предотвратить нападение. Бывший сотрудник Пентагона Михаил Кофман, ныне работающий в корпорации CNA, тоже охарактеризовал эти комплексы ПВО как неэффективный инструмент против самолетов ВВС США пятого поколения.
Наконец, примечательны заявления российских экспертов о том, что С-400 фактически не способны обеспечить защиту от крылатых ракет США в связи с «кривизной земной поверхности». Такие высказывания были сделаны после удара ВМС США по сирийской базе режима Башара Асада в Сирии, где размещены комплексы С-400: как известно, они не были — и, по некоторым оценкам, не могли быть — задействованы для отражения массированной атаки крылатых ракет США. Позже высказывались мнения о том, что С-400 не смогли бы выдержать направленные против них серии крылатых ракет «Томагавк».
В то же время вызывает беспокойство и созданная китайцами ПВО HQ-9. Согласно материалам Spacewar.com и Defense International, китайская противоракета несет 180-килограммовую боеголовку, двигается со скоростью 4.2 Маха (около полутора километров в секунду) и поражает объекты на расстоянии до 200 км. Как неоднократно сообщалось, эти вооружения, впервые разработанные в 1980-х годах, претерпевали модернизацию на протяжении многих лет.
Теперь, по некоторым данным, китайские военные приобретают российские С-400: как сообщалось ранее, российские разработчики обещали поставить Китаю системы С-400 в 2018 году.
Однако и у американцев разработки в сфере невидимости не стоят на месте: судя по многочисленным новостям, стелс-технология следующего поколения будет существенно отличаться от нынешней.
«B-21 предоставит нам возможность постоянно держать на мушке цели по всему миру», — выразил уверенность Бунч.
История проекта
О выборе в качестве главного подрядчика корпорации Northrop Grumman было объявлено 27 октября 2015 года. По результатам конкурса Northrop Grumman получила контракт на полномасштабную разработку и испытания самолета LRS-B (Long Range Strike-Bomber — «Бомбардировщик дальнего действия»), а также опцион на пять первых серий опытных и серийных самолетов, общее количество которых вместе с прототипами составит 21 бомбардировщик.
Стоимость контракта в этой фазе оценивалась в 21,4 млрд. По предварительным данным, всего ВВС США планируют приобрести около 100 новых серийных бомбардировщиков, общая стоимость которых оценивается в 51-55 млрд долларов. Начальную оперативную готовность нового самолета предполагается достичь в 2025 году.
В феврале прошлого года на симпозиуме, организованном Ассоциацией ВВС США, министр ВВС США Дебора Ли Джеймс в качестве одного из слайдов к своему выступлению впервые продемонстрировала изображение перспективного стратегического бомбардировщика В-21. Согласно представленному изображению, самолет будет конструктивно очень близок к стратегическому бомбардировщику Northrop Grumman В-2А Spirit, представляя собой дозвуковое летающее крыло, выполненное по технологии Stealth.
Судя по всему, B-21 будет иметь меньшие размеры, чем В-2А. По всей видимости, его планируется оснастить двумя перспективными двигателями Pratt & Whitney PW9000, создаваемыми на основе двигателя F-135.
Бомбардировщик «завтрашнего дня»
«LRSB позволит ВВС действовать в высокотехнологичных условиях боевого применения завтрашнего дня, что мы называем условиями преграждения доступа/блокирования зоны, — заявляла ранее Джеймс. — Это также даст нам гибкость и возможность осуществлять воздушные удары с континентальных Соединенных Штатов, которые будут в состоянии поразить любое место в мире».
Принцип открытой архитектуры, помимо прочего, означает, что Пентагон не станет больше зависеть от разработчика при необходимости модернизировать его.
«LRS-B обеспечит гибкость в качестве бомбардировщика двойного назначения, несущего как обычное, так и ядерное вооружение, а также стратегическую маневренность, чтобы ответить на возникающие угрозы в неопределенном будущем. Мы разрабатываем адаптивную платформу путем поддержания запаса прочности в рамках программы и с помощью открытой архитектуры специальных систем, — сказал журналистам 27 октября начальник штаба ВВС генерал Марк Уэлш. — Эта открытая архитектура позволит обеспечить конкуренцию на протяжении всего жизненного цикла программы, сделает ее легче модифицируемой по мере развития технического прогресса и новых угроз».
LRSB будут предназначены главным образом для борьбы в западной части Тихого океана.
«Коль скоро, эта платформа и этот план должны быть семейством систем, где у нас теперь есть имущественное право, я отчасти смотрю на это как на очередное поколение тех систем, которые у нас есть в активном радиоэлектронном подавлении, в наших разведке, наблюдении и рекогносцировке, в нашей ПВО — какими они будут, когда этот самолет поступит на вооружение; я рассматриваю все это как единые условия, в которых мы будем работать», — рассказывал в свое время генерал Робин Рэнд, генерал армий Командования глобальных ударных сил ВВС США.
Точное число
«Я считаю, что их будет 100», — заявил Джеймс на мероприятии в Национальном пресс-клубе, озвучив тем самым одну из важнейших и обычно держащихся в тайне деталей, касающихся планов закупки машин по засекреченному контракту.
Ранее служба ВВС столкнулась с возрастающим в последние месяцы давлением со стороны критиков, призывающих построить больше единиц LRSB по сравнению с запланированными цифрами в интервале от 80 до 100 самолетов. Главным доводом со стороны оппонентов стала ссылка на возрастающую агрессию со стороны России и Китая. По их мнению, даже сотни бомбардировщиков недостаточно для обеспечения американской оборонно-наступательной мощи в случае возможного глобального конфликта.
Конгрессмены и аналитики настаивают на том, что в условиях мира, который становится все более опасным, Соединенные Штаты должны поставить на службу не менее двух сотен высокотехнологичных дальних бомбардировщиков. В исследовании, опубликованном Институтом аэрокосмических исследований Митчелла, отставной генерал-лейтенант Майкл Меллер призывал Пентагон ввести в строй не менее 200 самолетов LRSB к 2045 году.
«Лимитирование производства нового бомбардировщика LRSB на уровне 100 существенно ограничит политическое руководство в принятии решений во время кризиса или в периоды нестабильности», — говорится в исследовании Миллера.
«200 модернизированных бомбардировщиков гарантировали бы асимметричное преимущество Америки в том, что касается дальнего удара, на десятилетия вперед», — подчеркивает автор.
Со своей стороны сенатор Майк Раундс выразил мнение, что Пентагон вынужден ограничить свои потребности из-за бюджетных проблем.
«Анализ показывает, что ВВС нуждаются в 150-200 боеготовых бомбардировщиков. Это превышает цифру 100 бомбардировщиков, которые могли бы решать оперативные задачи, и значительно превышает цифру 80-100 бомбардировщиков, озвученную Министерством обороны, — сказал сенатор. — Объясняется ли эта цифра интересами национальной безопасности или скорее диктуется бюджетными ограничениями? Лично я убежден, что — бюджетными ограничениями».
В свою очередь генерал-лейтенант в отставке Дэвид Дептула назвал конкретное количество бомбардировщиков LRSB, которое должен построить Пентагон — 174 самолета: 12 единиц для каждой из 10 эскадрилий; 30 единиц для тестирования и тренировок; 24 — в качестве резерва.
Материал подготовил Александр Кушнарь, Newsader
http://newsader.com/39134-bombardirovshhik-b-21-poluchit-stels-tekhnol/
[:]