Девушки Бонда переименованы в женщин в новом фильме «007: Спектр», но судьба их от этого вряд ли станет легче: им и дальше придется сталкиваться с шовинизмом главного киношпиона, считает корреспондент BBC Culture.
Несомненно, женские образы играют ключевую роль в знаменитой шпионской кинофраншизе. Но справедливо ли говорить, что они — всего лишь бездумные объекты для развлечений или безнадежно устаревшие персонажи?
Когда в 1962 году Урсула Андресс явилась из пены морской, на ней не было ничего кроме белого бикини и охотничьего ножа.
Тогда она установила планку для каждой девушки Бонда, которой предстояло пойти по ее стопам.
Андресс было всего 20 лет, и она играла молодую женщину, обитательницу острова Ки, вынужденную после смерти отца полагаться только на себя и зарабатывать на жизнь, продавая собранные морские раковины.
Пришествие юной швейцарской актрисы в мир «Доктора Ноу» оказалось вехой в истории кино.
Давайте смотреть правде в глаза: такое случается только с лучшими из культовых образов.
Первая девушка
«Доктор Ноу» стал первой экранизацией книг Флеминга, хотя одноименный роман был уже шестым в литературной серии об агенте 007.
Фильм, которому сопутствовал колоссальный финансовый успех, положил начало кинематографической франшизе, растянувшейся на 50 лет.
И хотя основной доле своей популярности Бонд обязан (в большинстве случаев) остроумию авторов сценария и универсальному обаянию старомодного шпиона-бонвивана, было бы непростительным легкомыслием не обратить внимания на вклад каждой из тех 77 женщин, составивших «кабинет девушек Бонда».
С Андресс все и началось. Ее героиня, Ханни Райдер, в равной мере сексуальна, бойка и независима, чем, без всякого сомнения, и обусловлена ее необыкновенная привлекательность.
И в самом деле, это – та удивительная смесь самодостаточности и уязвимости, которая отличает девушек Бонда от подавляющего большинства второстепенных женских образов и любовных увлечений, которыми пестрит история кинематографа.
При всем сексизме, присущем франшизе о Бонде (ведь не приходится сомневаться в том, что фильмы буквально погрязли в старом добром шовинизме с его двусмысленными остротами и плейбоем-главным героем), она (франшиза) всегда проявляла особый интерес к женщинам с перчинкой.
Девушки Бонда с одинаковым успехом могут быть как злодейками, так и героинями, и практически ни одна из них не станет воротить нос от хорошей любовной интрижки и остроумной шутки.
От «девушек» к «женщинам»
Хотя Андресс была и остается первой девушкой Бонда, множество других женщин наложили отпечаток своей личности на этот бренд, экспансия которого происходит не только во времени и масштабе, но и в понятиях социальной политики.
Много воды утекло с тех пор, когда исходный Джеймс Бонд – Шон Коннери – беспечно заявил в интервью журналу Playboy: «Я не вижу ничего особенно плохого в том, чтобы ударить женщину».
Хотя агент 007 и сохранил черты волокиты, маловероятно, чтобы современный Бонд стал «избивать» (как выразился Playboy в 1965 году) одну из своих девушек.
C этой точки зрения, какой бы игривой ни была сага о Бонде, есть не так много обстоятельств, при которых автор-феминист мог бы назвать взрослых женщин «девушками».
51-летняя итальянская богиня официально стала самой старшей из женщин Бонда
Хорошо еще, что режиссер Сэм Мендес счел уместным переименовать их в «женщин Бонда».
И каких женщин! Самая последняя по времени героиня, которой выпало готовить мартини для Бонда, примечательна по двум причинам.
Во-первых, разница между Моникой Белуччи и нынешним красавчиком-Бондом, Дэниелом Крэйгом, всего четыре года.
Во-вторых, у Белуччи даже есть преимущество в возрасте. 51-летняя итальянская богиня официально стала самой старшей из женщин Бонда, удостоившихся приглашения в его опочивальни.
Никто и никогда в истории экранизаций книг Флеминга не решался на подобный отчаянный шаг.
Вообще, это решение примечательно уже само по себе. Если посмотреть на всю историю кинематографа, она по большей части делает вид, будто женщины перестают существовать, как только их возраст переваливает за 34 года.
Но сколь бы забавными ни казались поползновения сценаристов фильмов о Бонде расширить параметры его профиля в Tinder (мобильное приложение для знакомств и свиданий – Ред. ), давайте пока не будем отказываться от шампанского Dom Perignon 1952 года.
Никуда не девается и навязший на зубах первородный шовинизм, с которым тоже приходится считаться.
Он настолько глубоко укоренился в характере Бонда, что отмахнуться от воинствующего сексизма совсем не просто, для этого требуется нечто большее, чем наигранное веселье.
Смерть ей к лицу
Женщины Бонда с самого начала привносили в кинофрашизу изрядный элемент дерзости, чтобы не сказать нахальства, да и свою долю несправедливости получали сполна.
Как часто их бросали или даже убивали без малейших колебаний? И это вовсе не пережитки прошлого, отсылающие к фильмам былых времен, это приемы, которые по-прежнему применяются на экранах и сегодня.
С женскими образами в «007: Координаты «Скайфолл» творится форменное безобразие.
Сколько раз их убивали без малейших колебаний?
Мало того, что Северин получает пулю в голову (Бонд замечает по этому поводу: «Жаль, хороший был виски»), но и Тониа Сотирополу получает роль без слов, а в титрах указана только как «любовница Бонда».
Даже М (главу британской разведки МИ6 и начальницу Бонда – Ред.) выводят из игры ближе к концу фильма, а уж это вообще ни в какие ворота не лезет, когда дело касается такого гиганта, как кавалерственная дама Джуди Денч, которую нельзя представлять иначе как бессмертную богиню, будь то в жизни или в кино.
В «Кванте милосердия» бедняжку Строберри Филдс убили и оставили лежать на кровати Бонда, облив с головы до ног нефтью.
Это прямая отсылка к образу Джилл Мастерсон в «Голдфингере», чей труп был полностью покрыт золотой краской.
Смерть не обошла стороной и Веспер Линд в «Казино Рояль», пометив ее как еще одну женщину на протяжении пятидесятилетней истории бондианы, которой пришлось погибнуть, чтобы спасти жизнь агента 007.
Но не только смерть подстерегает женщин, с которыми знакомится Бонд.
Разве можно забыть то крайне унизительное оскорбление, которому подвергается Солитер (Джейн Сеймур в фильме «Живи и дай умереть»)? Она спит с Бондом, зная, что теряет не только девственность, но и дар прорицательницы.
Они прекрасны, умны, часто двуличны и при этом все они – одноразовый расходный материал
Увы, похоже, такова судьба всех женщин, которые входят в жизнь Бонда и покидают ее, независимо от того, насколько независимыми они могут казаться. Они прекрасны, умны, часто двуличны, и при этом все они – одноразовый расходный материал.
Встречались, конечно, и положительные примеры. Легендарная Осьминожка правит островом, населенным исключительно женщинами, и руководит цирком, который служит ширмой для операций по контрабанде драгоценностей.
Героиня Хонор Блэкман – Пусси Галор – несмотря на смехотворное имя (в переводе с английского — «кисок навалом» — Ред.), командует легионом беззастенчивых женщин-летчиц.
Что касается фильма «Годлфингер» в целом, то в нем нет недостатка в женщинах. Часть из них погибает, но, по крайней мере, они там были.
Остается только надеяться, что персонажам Леа Сейду и Моники Белуччи уготована лучшая доля, пусть им и предстоит проделать свой путь в одиночку.
В любом случае, нас ждет еще не менее дюжины выходов «Бонда, Джеймса Бонда».
В конце концов, одна черта в образе самого знаменитого шпиона в мире останется неизменной: мы все стареем, а его возраст не меняется.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Culture.
http://www.bbc.com/russian/society/2015/10/151027_vert_cul_bond_women_sexy_or_just_sexist