[:ru]
Мир добился впечатляющих успехов в сокращении крайней нищеты, но в последние годы этот прогресс серьёзно замедлился. Проблема очевидна: ликвидация крайней нищеты требует борьбы с неравенством
Хорошая новость в том, что с 1990 года уровень неравенства между всеми людьми в мире снизился. Это стало следствием сокращения нищеты. Плохая новость в том, что внутри стран уровень неравенства растёт. По сравнению с ситуацией 25-летней давности сегодня намного выше вероятность, что усреднённый гражданин живёт в стране с возросшим уровнем неравенства. Помимо доходов и богатства, есть и другие важные сферы, в которых наблюдается значительное неравенство (между и внутри стран), в частности, в сфере продовольствия и питания, здравоохранения, образования, доступа к земле, чистой воде и другим важнейшим компонентам полноценной и достойной жизни.
Неравенство не просто не является неизбежным; это политический выбор. Правительства, которые хотят снизить разрыв в уровне доходов и богатства, а также повысить качество жизни и расширить возможности беднейших слоёв населения, демонстрируют не только свои усилия, но и определённый прогресс. А начиная с 2015 года, программа ООН «Цели устойчивого развития» (в особенности цель №10) помогла привлечь беспрецедентное внимание к этой проблеме.
На Политическом форуме высокого уровня, который проходит в июле, международное сообщество получило первый шанс оценить достигнутый прогресс в борьбе с неравенством как на глобальном уровне, так и на национальном. Для этого Группа Всемирного банка и Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН провели подготовительную встречу, чтобы сделать акцент на тех шагах, которые позволяют правительствам активизировать свои усилия в этой сфере. Данная встреча помогла сделать несколько важных выводов.
- Неравенство часто объясняется и усугубляется сочетанием социальных обстоятельств – составом и экономическим статусом семьи человека, местом его проживания, этнической принадлежностью, а также полом. Эти факторы в совокупности могут способствовать возникновению неравенства в возможностях, и все они усиливаются собственно неравенством в доходах. А поскольку неравенство возможностей снижает социальную мобильность при смене одного поколения другим, возникает вечная ловушка неравенства.
- Для устранения барьеров на пути к новым возможностям правительства должны устранять глубинные причины неравенства, выявляя и отменяя дискриминационные законы, в том числе законы, которые криминализируют неимущих. Кроме того, поскольку неравенство во многом начинается уже в детстве, правительства должны намного больше инвестировать в высококачественные и всеобщие услуги здравоохранения, а также в раннее детское образование. Лишь помогая создавать человеческий капитал с самого раннего возраста, мы можем гарантировать, что неравенство не будет передаваться от одного поколения к другому.
- Подобные инвестиции потребуют привлечения дополнительных внутренних ресурсов. Прогрессивное налогообложение критически важно для повышения государственных доходов. Но их повышению способствует ещё и наращивание административного потенциала, так чтобы правительства могли предотвращать уклонение от налогов и ограничивать незаконные трансграничные потоки средств. При такой усиленной мобилизации ресурсов социальные пособия и система социальной защиты могут стать мощными инструментами, помогающими сократить неравенство в уровне доходов и богатства.
- Правительства должны добиваться, чтобы выгоды прогрессивной политики доставались тем, кто нуждается в них больше всего. С этой целью власти должны учитывать мнение непривилегированных граждан, разрабатывая и реализуя новые меры, нацеленные на сокращение нищеты и неравенства. Дав голос бедным, можно получить более достоверный анализ текущих проблем и гарантировать направление ресурсов именно туда, где они больше всего необходимы.
- Наконец, отсутствие достаточного количества данных препятствует разработке эффективной политики. Чтобы иметь всестороннее представление о неравенстве, власти должны быть способны ответить на вопрос, кому достаются выгоды от того или иного конкретного решения, закона, политической структуры или культурной нормы. Образование, климат, здоровье, продовольственная безопасность, инфраструктура – вот лишь несколько из множества сфер, где правительствам требуется больше данных и более высокого качества. Сбор данных – это дорогостоящая задача, а для её выполнения нужны профессиональные навыки, однако последние инновации значительно расширяют доступные правительствам возможности.
- Например, традиционные источники данных, подобные опросам домохозяйств, которые обычно не отражают доходы богачей (в том числе 10% самых богатых), сейчас дополняются административными и налоговыми данными. Тем самым удаётся заполнить давно существующие пробелы в знаниях. Впрочем, нам ещё предстоит разработать новые индикаторы более высокого качества, охватывающие разнообразные проявления неравенства, с тем чтобы все участники процесса – правительства, заинтересованные стороны, многосторонние институты, организации гражданского общества, а также СМИ – могли напрямую измерять прогресс на пути достижения цели устойчивого развития №10 (ЦУР10).
Барьеры, мешающие принятию мер по снижению неравенства, часто являются следствием недостатка политической воли, которая необходима для их устранения. Власти должны понять, что сильное и постоянное неравенство между группами населения – это плохо не только для экономики, но и для политической и социальной стабильности. Социальная сплочённость и доверие общества к институтам не могут сохраняться в условиях, когда нет равных возможностей и нет политических решений, продиктованных объединяющими общество идеями.
Мировые лидеры оценят достигнутый прогресс в реализации программы ЦУР на своём саммите в сентябре. Они обязаны подтвердить приверженность этим глобальным целям и конкретно ЦУР10. Группа Всемирного банка сосредоточит свою энергию и ресурсы на этой работе, рассчитанной на период до 2030 года. Однако этого будет недостаточно. Для сокращения неравенства внутри стран и на международном уровне потребуется участие всей «глобальной деревни».
Махмуд Мохиелдин – старший вице-президент Группы Всемирного банка по вопросам «Программы развития до 2030 года», партнёрств и связей с ООН
https://forbes.kz/life/observation/borba_s_neravenstvom_eto_politicheskiy_vyibor/
[:]