Как выстроить профессиональный государственный аппарат? Речь пойдет об одном из элементов, а именно об отборе кандидатов на низовые должности и дальнейшем карьерном продвижении, которое должны осуществляться на основе компетентностного подхода.
Для начала следовало бы разобраться в терминологии. Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации образования. В современной научной литературе под компетентностным подходом понимается процесс формирования знаний, умений и навыков специалиста, которые находят подкрепление в его практической деятельности.
Согласно альтернативному подходу «компетентность» — это знания и навыки, приобретённые специалистом для работы в конкретных условиях.
Выделяют три уровня компетенции: интегративную, социально-поведенческую и управленческую. Первая определяет способность к интеграции знаний и навыков и их использованию, вторая — знания в области мотивационных оснований деятельности, и согласно третьей определяются знания и умения в области принятия решений, их реализации.
То есть в контексте компетентностного подхода, содержание компетенций можно выделить в виде формулы – компетенция равняется сочетанию в себе задач, умений, навыков и опыта деятельности.
Что планируется в Казахстане? Реализуемая в стране новая модель государственной службы предъявляет новые требования к изучению процессов отбора, образования, мотивации и эффективности деятельности государственных служащих. Эти требования, предъявляемые к госслужащим, могут быть реализованы только при условии соответствия требованиям мировой науки и практики.
Идеальный бюрократ — кто он?
Это ставит новые задачи перед образовательными учреждениями, где ведется пересмотр государственного управления и государственной службы. Что предполагает новые подходы к формированию человеческого капитала государственных органов, базирующихся на принципиально важных элементах, таких как профессиональные качества, лидерство и служение нации.
Компетентностный подход предполагает овладение всеми качествами в комплексе. Это определяет и систему методов обучения, где в основе отбора и конструирования лежит структура соответствующих полномочий и функций, которые выполняют государственные служащие.
Применение такого подхода, позволит повысить эффективность обучения и расходования бюджетных денег, поскольку подготовка специалистов «под определенный заказ» всегда окупается.
Говоря о плюсах, следует выделить, что в выигрыше останется как государство, так и вуз, который станет готовить определенных специалистов. Государство сэкономит уймы средств, а образовательное учреждение приобретает новые компетенции, что сказывается на квалификации преподавателей. Кроме того, все это способствует развитию потенциала «выпускников», повышает конкурентоспособность на рынке образовательных услуг самого вуза.
В этой связи Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан применяет компетентностный подход, который реализуется по определенной схеме.
Так при подготовке программ обучения проводится комплексное исследование профессиональных компетенций среднего и управленческого персонала госслужащих, формируются кластеры компетенций. После этого создается «идеальный» профиль должностей и проводится оценка деятельности того или иного кандидата на соответствие сравнительным характеристикам «идеального» профиля.
Те же подходы используются при формировании модели для руководителей высшего и среднего звена государственной службы
Важно отметить, что подобные модели подготовки госслужащих хорошо зарекомендовали себя в ряде развитых стран. Относительно простая схема «компетенции», с тремя основными компонентами – знание, методология применения этих знаний, владение этой методологией и практический навык, пользуется большим успехом в системе подготовки специалистов, в том числе государственных служащих. Сегодня именно реализация этих элементарных, казалось бы, вещей, позволит довести уровень казахстанского государственного служащего до мировых стандартов, что, в конечном счете, позволит отечественным специалистам более эффективно служить родине и продвигать ее интересы на мировой арене.