как один из факторов государственной стратегии Казахстана.
Очередным ноу-хау Казахстана является то, что государственная служба станет конкурсной как для иностранцев, так и для граждан нашей страны. В формирование профессионального государственного аппарата важное место занимает отныне допуск к работе на госслужбе для зарубежных менеджеров, отдельных специалистов из частного сектора и граждан республики Казахстан — сотрудников международных организаций. Их назначение может осуществляться по особым требованиям и отдельному перечню должностей. Этот шаг делает государственную службу открытой и конкурентоспособной системой.
Первым делом необходимо отметить, что до настоящего времени привлечение иностранной рабочей силы в Казахстане производится в соответствие с выделенными квотами. Каждый год правительством устанавливается количественный порог того, сколько иностранцев и по каким конкретно специальностям могут устроиться на работу в стране. Квота учреждается в процентном отношении к численности экономически активного населения. Так согласно постановлению правительства на 2015 год установлена квота в размере 0,7 процента к численности экономически активного населения страны, которое на сегодняшний день составляет 9,1 млн. человек. То есть порядка 63 тыс. человек из-за бугра могут работать в стране на совершенно легальных основаниях. Следует отметить, что также легально, но без квот, в Казахстане могут трудиться граждане России и Беларуси, Армении, и Кыргызстана. Это стало возможно благодаря ЕАЭС. В этой связи не трудно спрогнозировать, что конкуренция при трудоустройстве в казахстанские министерства и ведомства будет высокой, что в результате позволит повысить и качество госаппарата в целом.
Но все это станет возможным только после реализации регламентирующего шага, который откроет двери для зарубежных специалистов в госорганы Казахстана.
Следует отметить, что практика привлечения на государственную службу специалистов из-за бугра широко применяется в ряде передовых государств. Но существует одно серьезное, но. Кадровая ротация специалистов между ведомствами, странами, и бизнесом, порождает высокую заинтересованность, к примеру того же бизнеса «протаскивать» свои цели через властные структуры. То есть появляется элемент «кумовства» и партнерских отношений. Одни, переходя на государственный уровень, помогают своим «бывшим» партнерам в решении тех или иных вопросов. Тянут за собой свою команду. Но именно этого нам и не надо. Именно об искоренении таких вещей говорит, и Глава государства Нурсултан Назарбаев. Так Выступая на XVI съезде партии «Нур Отан», где были представлены пять институциональных реформ, президент высказался против командных перемещений.
«У определенного покровителя формируется команда. Мы это с вами хорошо знаем. Это мы приобрели еще с Советского Союза и до сих пор не можем выйти из этого. Что создает условие для коррупции, порождает кумовство, снижает кадровый потенциал. Если сменяется один министр, за ними идет целая группа. Кто-то родственник, кто-то сват. Вот из этого вытекает и порождается вся коррупция. Так не должно быть», — сказал глава государства. Как не должно быть и такого, чтобы чиновник, оставляя госслужбу, продолжал пользоваться наработанными связями в коммерческой среде.
В этой связи необходимо предупредить появление таких прецедентов. Для создания необходимых ограничений существуют реальные инструменты. Так, например, британские чиновники после ухода с позиций государственной службы, возможность устроится по коммерческому направлению или в другие негосударственные учреждения получают лишь спустя два года и то только с одобрения правительства.
В итоге, в ходе реформирования государственного аппарата, акцент будет направлен на человеческий фактор и эффективность кадровой работы. Это позволит значительно поднять профессиональный уровень госслужащих, а обновленная модель государственной службы, в первую очередь, будет направлена на формирование эффективных и конкурентных кадровых механизмов.