Задаются вопросом экономисты в связи с повышением социальных выплат в Казахстане
Еще в конце декабря прошлого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон «О внесении изменений в закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Законом предусматривается увеличение максимального размера трудовой пенсии с 1 января 2011 года до 44 226 тенге. Более понятно глава государства выразился в новогоднем поздравлении народу Казахстана. Рост составил 30 процентов. Больше того, во втором полугодии аналогичное увеличение зарплат ожидает бюджетных работников. Сейчас специалисты переживают, что это может повлечь виток инфляции, и небезосновательно.
Увеличение минимальных пенсионных выплат в Казахстане в три раза опережает инфляцию. Об этом сообщила не так давно министр Гульшара Абдыкаликова на правительственном часе в мажилисе парламента РК. По словам министра, в текущем году размер минимальной пенсии с января 2011-го составит 24 047 тенге, средней – 35 950 тенге, максимальной – 52 226 тенге.
Безусловно, два миллиона казахстанских пенсионеров такие новости могут только порадовать. При этом во всем мире, в том числе и у ближайшего соседа – России пенсионная система претерпевает исключительно негативные преобразования. В частности, Дмитрий Медведев высказался в конце прошлого года за увеличение возраста выхода на пенсию. В европейских странах – ситуация аналогичная. Уступок пенсионерам никто не дает. Казахстан в этом плане выделяется среди мирового сообщества.
Однако рост выплат со стороны государства, тем более столь существенный не может пройти бесследно для экономики. Это всему миру уже доказал опыт и Евросоюза, и США, и многих других стран. В частности, прошлогоднее падение курса евро объяснялось фактором слабости экономики Греции, Испании и Португалии. Причина – большие государственные расходы, в том числе и на социальные нужды. Даже Франция не постеснялась сократить эти расходы, хотя, казалось бы, – кому уж жаловаться?
И все же многие казахстанские экономисты напрямую связывают рост социальных выплат с вероятным всплеском инфляции. Уже сейчас можно отметить выросшие цены на табачную продукцию приблизительно на 10 процентов. На пятнадцать процентов подорожал алкоголь. В обоих случаях причиной стали возросшие налоговые акцизы на торговлю этой продукцией. Это делается в рамках пропаганды здорового образа жизни среди казахстанцев.
Но если бы на этом и закончилось. Но нет. Подорожали коммунальные услуги приблизительно на 10 процентов. Бензин в очередной раз поднялся в цене. Вряд ли все это может порадовать. После посещения рынка и вовсе волосы дыбом становятся. Те же огурцы и помидоры, для выращивания коих в минувшем году только в Алматинской области были потрачены миллионы тенге, за каких-нибудь две недели выросли в цене втрое. С 200 до 600 тенге за килограмм.
Как же быть? Любое население, в том числе и трудоспособное, всегда стремилось к достойной оплате своего труда. Опять же вернемся к пенсиям. Средняя пенсия в России составляет в пересчете на наши деньги около 35 тысяч тенге. У нас лишь в этом году мы подходим к этому уровню. По сути, мы их догнали. Правда, нужно сделать оговорку. Там и в магазинах цены на 10 процентов выше наших. Так неужели мы сейчас будем стремиться к этому уровню? Неужели опять инфляция съест все эти достижения?
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали (это такое повышение ставок заработной платы, которое вызывает неумеренное увеличение покупательной способности населения и рост рыночных цен, а последний в свою очередь порождает дальнейшее увеличение ставок заработной платы), а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессами, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.
В целом в развитых странах темп инфляционного роста (после периода военной специализации) удается удерживать в довольно узких пределах.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики. Первый – политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной эмиссии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).
Второй – политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуется с динамикой цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов. Одним словом, население нужно изолировать от денег.
Воздействие на инфляционный процесс в условиях роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий нефтяного шока, ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения.
Тогда снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13–14 процентов в 1979 г. они снизились до 4 процентов спустя примерно 3 года.
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию весьма сложно с помощью одних лишь организационных мер. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные методы сдерживания инфляции, дозировка и последовательность применения привлекаемых способов и методов зависят от постановки правильного диагноза, т.е. причин появления инфляции и определения связанных с ними факторов, подстегивающих инфляционные процессы. В частности, сейчас в Казахстане, по данным Нацбанка, инфляция не зависит от монетарных факторов.
И действительно, инфляция может носить монетарный характер или преимущественно структурный, ее источниками могут быть чрезмерный спрос или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие.
Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулирует инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются и корректируются.
Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как опробованных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях можно говорить об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.
Алексей ХРАМКОВ, Алматы
Источник: Liter.kz