АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Бухарские и кокандские источники по истории казахов и Казахстана

foto-2-1024х768Бухарские источники

В Бухаре в XVIII в. создается ряд исторических сочинений, имеющих большую ценность для изучения истории Бухарского ханства [1, 41]. Одним из таких источников является труд Мухаммада Вафа Карминаги «Тухфат ал-хани» («Ханский подарок»). Сочинение известно также под названием «Тарих-и Рахим-хан» («История Рахим-хана»).

Полное имя автора труда – Мухаммад Вафа ибн Мухаммад Захир Карминаги, однако, он более известен под именем Казий Вафа. Относительно биографии Казия Вафа мы располагаем скудными данными, которые известны главным образом из его сочинения. Казий Вафа родился в 1685 г. При Убайдаллах-хане (1702-1711) занимал пост библиотекаря (китабдар). По-видимому, на этой должности он оставался и при Абу-л-Файз-хане (1711-1747). Судя по тому, что деятельность Мухаммад Рахима (1753-1759), положившего начало новой династии в Бухаре, описана весьма подробно, автор труда был близким ко двору человеком.

Казий Вафа получил хорошее традиционное образование. Был хорошо знаком с классической персидской литературой, владел арабским языком, писал стихи. В сочинении встречаются стихи, написанные автором под псевдонимом (тахаллус) «Шухрат». Казий Вафа известен, главным образом, как автор труда «Тухфат ал-хани», написал ли он другие сочинения, нам не известно.

Казий Вафа писал свой труд почти вплоть до года смерти, т.е. «Тухфат ал-хани» был завершен в 1759 г. Сочинение написано на сложном по стилю среднеазиатском фарси, полно необычных длиннот, состоящих из множества цветистых и витиеватых оборотов, пересыщенных гиперболами, сравнениями. Видимо язык сочинения был труден для чтения и для современников, и поэтому «Тухфат ал-хани» при эмире ‛Абд ал-Ахаде (1885-1910) был переработан и изложен более простым и доступным языком. Автор сокращенного варианта — Мирза ‛Абд ал-Кадыр Кеши.

Нам не известны причины, побудившие Казий Вафа написать данный труд. Однако, судя по тому, что деятельность Мухаммад Рахима описано весьма подробно, и что он повсюду наделяется чрезмерно высокими эпитетами, превозносятся его достоинства и добродетели, сочинение было написано с целью прославить и возвеличить новую династию, пришедшую к власти – династию Мангытских эмиров.

Казий Вафа не сообщает об использованных письменных источниках, но можно не сомневаться, что в основу «Тухфат ал-хани» легли личные впечатления автора и рассказы современников.

К сочинению имеется «приложение», оно было написано по приказу Данийал-бия аталыка (1759-1785), дяди и преемника Мухаммад Рахим-хана. Автором приложения является дамулла Алим-бек ибн Нийазкули-бек ишан из Карши. Алим-бек ибн Нийазкули-бек ишан называет основное сочинение «первой частью», из чего видно, что он рассматривал основное сочинение и свое «продолжение» как одно произведение. Сведениями о жизни и деятельности Алим-бек ибн Нийазкули-бек ишана мы не располагаем.

Основное сочинение содержит историю Бухарского ханства с 1722 г. до 1759 г. и посвящено деятельности полновластного аталыка Бухары при Абу-л-Файз-хане (1711-1747) Мухаммад Хаким-бия и в особенности его сына Мухаммад Рахима. Основное сочинение оканчивается, как уже говорилось выше, текстом хронограммы на смерть Мухаммад Рахима. «Продолжение» охватывает историю ханства при втором его мангытском правителе Данийал-бий аталыке (1759-1785). Рукопись имеет предисловие и 70 подразделов текста, начинающихся словами: зикр, гуфтар, байан.

«Тухфат ал-хани» является старейшим памятником бухарской историографии мангытского периода. Хотя главное внимание в нем уделено военной и политической деятельности правителей, при внимательном изучении источника обнаруживаются многочисленные данные социально-экономического и этнографического характера. Сочинение содержит богатый фактический материал о местах расселения узбекских племен, государственном аппарате, политических взаимоотношениях Бухарского ханства с соседними государствами: Афганистаном, Ираном, Ташкентским владением, Кокандским ханством и Кашгаром.

Труд Мухаммад Вафа Карминаги «Тухфат ал-хани» – важнейший исторический памятник и источник по истории взаимоотношений казахов с Бухарским ханством в XVIII веке. В начале XVIII в. Бухарское ханство состояло из отдельных независимых владений кочевых и полукочевых племен во главе с эмирами, между которыми развернулась острая борьба за власть. С особым ожесточением боролись две влиятельные группировки – мангыты и кенегесы. Победа оказалась на стороне мангытов, и Ибрахим-бий кенегес вынужден был удалиться в Шаршаузский вилайет, где становится полновластным правителем восточной половины ханства. После неудачного похода на Бухару, он обращается за помощью к казахским султанам Старшего жуза [2, л.16б-18б]. И те со своими племенами в течение семи лет опустошали области Самарканда, Бухары, Шахрисабза, Карши, дойдя до Гиссара и Куляба.

Весной 1723 г. калмыки начали вторжения в Южный Казахстан и Среднюю Азию. В том же году калмыками были завоеваны Ташкент, Сайрам, Туркестан. В источнике приводятся факты совместных выступлений казахов и жителей Ташкента против калмыков [2, л.158а-161а].

В 1753 году Мухаммад Рахим Мангыт вступил на бухарский престол с титулом эмира. На всем протяжении своего правления эмир Мухаммад Рахим вел беспрерывную борьбу с отдельными мятежными эмирами. В междоусобицу в Бухарском ханстве были вовлечены и казахские племена Дешт-и Кипчака.

Правитель Нураты Тагай Мурад-бий из племени буркут заключил военный союз с казахскими султанами из Дешт-и Кипчака в борьбе против эмира Мухаммад Рахима [2, л.129а-132а.]. Участвуя в феодальных междоусобицах, казахские султаны преследовали и свои цели, в частности, захват военной добычи.

Интересные данные по истории казахов содержатся в «Рассказе о событиях в вилайете Хорезм и о бегстве Гаиб-хана в сторону Дешт-и Кипчака в улус казахов и об обращении эмиров Хорезма после вражды друг с другом ко двору великого повелителя мира» [2, л. 286б]. Заслуживает внимания тот факт, что Гаиб-хан (1747-1757), сын Бахадура, хана Младшего жуза, находился на службе у Надир-шаха. Мухаммад Вафа Карминаги пишет: «В первые дни новолуния (июль 1747 г.) достойнейший из людей, известный величием, могущественный повелитель Гулам Гаиб-хан, сын Бахадур-хана казаха, по приказу шаха Ирана находился в городе Тусе. После падения государства Надир-шаха хорезмийцы, позвав его на царство, для устройства государственных дел, управления делами войска и подданных, посадили на трон страны и престол правления. Жители и приближенные той страны [свои] большие и малые дела, подчинив его приказу, с усердием приверженцев подпоясались поясом службы его высокому положению и могуществу. Гаиб-хан, подтвердив предыдущие связи, справедливость и союзные отношения ко двору Миродержца, время от времени посылал послов к подножию престола эмира. И его посланники доносили высокому трону [эмира] известия о покорности и приверженности, распространенное в этом государстве» [2, л. 286б].

Гаиб-хан попытался восстановить авторитет ханской власти, и с этой целью перебил наиболее влиятельных эмиров узбекских племен, в том числе Хураз-аталык мангыта [2, л. 287аб]. Однако его попытка не имела успеха, а введение тяжелого чрезвычайного налога вызвало смуту в ханстве, и Гаиб-хан был вынужден бежать в Дешт-и Кипчак.

Сохранилось большое количество списков, хранящихся в рукописехранилищах гг. Ташкента, Душанбе, Санкт-Петербурга, Казани [3, 308]. В Рукописном фонде Института востоковедения АН Узбекистана имеется 10 списков «Тухфат ал-хани» [1, 43-44]. Список под № 2721 (295 лл.), переписан в 1903 г. Наиболее полный из всех существующих списков, написан четким бухарским насталиком, содержит основное сочинение и «продолжение». На основании особенностей этих списков можно выделить два вида списков: к первому относятся тексты, содержащие только основное сочинение — № 5359/11; № 3530; № 1508; № 2604; ко второму — тексты, имеющие «продолжение» — № 2721; № 16; № 4356; № 4263; № 5360; № 5062. Начало и окончание основного сочинения во всех рукописях одинаковое. Во всех рукописях сочинение оканчивается текстом хронограммы на смерть Мухаммад Рахим-хана, составленной Казий Вафа.

Полный перевод «Тухфат ал-хани» не выполнен и поныне. А.А. Семеновым был подготовлен к изданию русский перевод всего сочинения под названием «Ханский подарок», однако автору не удалось осуществить свой замысел, судьба перевода неизвестна.

Из источников типа всеобщей истории следует отметить сочинение «Тадж ат-таварих» («Венец летописей»), составленное Мухаммад Шарифом ибн Мухаммад Наки. Даты жизни и смерти автора нам не известны. Одно время Мухаммад Шариф ибн Мухаммад Наки служил у Надир-шаха (1736-1747), сопровождал его в походах на Бухару и Хиву и был назначен начальником бухарского отряда в составе иранских войск.

«Тадж ат-таварих» – ценный и малоисследованный источник по истории Средней Азии XVIII в. Сведения из сочинения по истории казахов привлекаются впервые. Мухаммад Шариф ибн Мухаммад Наки сообщает об участии казахов в междоусобных распрях в Бухарском ханстве, о союзных отношениях с одними Мангытами в военных действиях против других [7, л. 238б-258б]. Данные о казахах подтверждают и дополняют сведения «Тухфат ал-хани» Мухаммад Вафа Карминаги, «Хака‛ик ал-умур» Мир ‛Абд ал-Карима Бухари.

Списки «Тадж ат-таварих» имеются во многих хранилищах рукописей стран ближнего и дальнего зарубежья [8, 1152].

В Рукописном фонде Института востоковедения АН Узбекистана хранится пять списков данного сочинения: №№ 4380 (674 лл.), 1999 (362 лл.), 2092 (536 лл.), 9265 (447лл.), 4363 (177 лл.).

Для истории Казахстана XVIII-XIX вв. определенный интерес представляют сочинения, относящиеся к жанру исторических путевых заметок – записок. Одно из таких сочинений – труд Мир ‛Абд ал-Карима Бухари, более известный под условным названием «История Средней Азии».

Автор сочинения – Мир ‛Абд ал-Карим ибн Мир Исмаил Бухари принадлежал к бухарским саййидам, был назначен «кахйа» (заведовал хозяйством) при Мир Ала ад-Дине в 1804 г., когда последний был отправлен из Бухары послом в Россию. В 1807 г. он сопровождал другого посла из Бухары через Россию в Константинополь. В 1818 г. был назначен на пост личного секретаря бухарского посла в Константинополе, что и дало ему возможность находиться в курсе всех событий. По совету начальника духовного отдела турецкого министерства просвещения Ариф-бека афанди он составил описание стран и городов, по которым проезжало посольство, а также областей Средней Азии и Восточного Туркестана. В 1832 г. ‛Абд ал-Карим Бухари скончался в Константинополе.

Ученые высоко оценивают этот труд, поскольку ‛Абд ал-Карим Бухари был свидетелем и участником многих исторических событий. Источник переведен на французский язык и издан в Париже в 1876 г. Шефером под условным названием «История Средней Азии». Текст сочинения был отпечатан ранее в Булаке в 1873 г. На русском языке сочинение полностью не издавалось, хотя такие востоковеды, как В.В. Бартольд, П.П. Иванов, М.А. Абдураимов, А.Р. Мухамеджанов, Т.Н. Неъматов и многие другие используют сведения, имеющиеся во французском издании Шефера.

В «Истории Средней Азии» описываются события с 1740 г. по 1818 г. Источник представляет собой большую ценность для освещения истории Средней Азии, Восточного Туркестана, Афганистана XVIII – первой четверти XIX вв.

Так как ‛Абд ал-Карим Бухари родом был из Бухары, то, как и следовало ожидать, события в Бухарском ханстве он описывает наиболее точно и подробно. Почти всегда автор указывает мотивы событий и побуждения, руководившие действующими лицами, о характере которых он сообщает интересные и ценные сведения.

Труд ‛Абд ал-Карима Бухари – важнейший исторический источник по истории взаимоотношений казахских жузов со среднеазиатскими ханствами второй половины XVIII в. Сведения о казахах содержатся в следующих главах: Глава 11 «О родословной линии узбекских ханов» [9, 44-66], Глава 12 «Рассказ о Са‛ид амир Хайдаре сыне амира Шах-Мурад-бия» [9, 67-77], Глава 13 «Родословная правителей Ургенча и Хивы» [9, 78-79], Глава 14 «Рассказ о Мухаммад Амин-бие конград инаке» [9, 79-93].

В сочинении содержатся интересные фактические данные о племенах, этнических группах, живших на территории Хорезмского оазиса. В XVIII в. этнический состав ханства был довольно пестрым и состоял из узбеков, туркмен, казахов, каракалпаков и других народностей. По свидетельству ‛Абд ал-Карима Бухари, «когда наступает зима (племена казахов) перекочевывают на зимовки ближе к границам Бухары, Хивы и Туркестана. Племена шекли, торткара, кырк-мылтык располагаются вблизи Ургенча, племена шомекей, киут, джаппас, кипчак зимуют под Ташкентом, Бухарой, Самаркандом» [9, 87-88].

После подчинения Хиве племена казахов полностью были вовлечены экономически и политически – в феодальную систему ханства. Их взаимоотношения с Хорезмом характеризовались типичными формами феодальной зависимости. За пользование отведенной им землей они обязаны были выплачивать налоги. Один из видов повинностей – воинская – поставка нукеров. По словам ‛Абд ал-Карима, при Ильбарс-хане (1728-1740) находился особый передовой отряд количеством 20 тысяч человек, состоящий из кочевников: туркмен, аральских узбеков и казахов.

Особый интерес для нас представляет та часть труда, где описывается Кипчакская степь, её население и особенности её климата. По источнику можно составить представление о границах Дешт-и Кипчака того периода. Наряду с картиной расселения казахов по территории среднеазиатских ханств, сочинение дает также много сведений о родоплеменном составе казахского населения отдельных районов. Упоминаются различные подразделения племен шомекей, табын, турт-кара, байулы и др. [9, 87-88].

Известны три списка рукописи. Один список приобретен востоковедом Шефером из наследства Ариф-бека. Второй список хранится в Британской библиотеке под шифром 6710. Третий список хранится в Рукописном фонде АН Таджикистана под названием «Хака‛ик ал-умур» («Истинное положение дел»).

Из источников, посвященных истории правления эмира Хайдара, особо следует отметить сочинение «Тарих-и амир Хайдар» («История эмира Хайдара»). Авторы – Мулла Ибадаллах и Мулла Мухаммад Шариф. Сведениями о жизни и деятельности авторов мы не располагаем.

«Тарих-и амир Хайдар» написан не ранее вступления на престол эмира Насраллаха (1826-1860). По словам самих авторов, сочинение составлено на основании исторических источников, но каких именно, они не указывают. В конце своего труда авторы сообщают, что вторую часть своего сочинения они намерены посвятить эмиру Насраллаху. Осуществили ли свой замысел авторы, нам неизвестно.

Сочинение содержит 81 дастан. Изложение событий начинается с правления Субхан Кули-хана (1630-1702). Второй дастан посвящен истории Надир-шаха. С 7 дастана начинается описание царствования эмира Хайдара от его рождения и заканчивается сочинение сообщением о последних днях и о смерти эмира в октябре 1826 г.

Источник приводит интересные сведения о военных союзах, заключенных между эмиром Хайдаром и казахскими султанами из Туркестана. При эмире Хайдаре началась война с Кокандским ханством из-за Ура-Тюбе, находившегося в вассальной зависимости от Бухары. В 1806 г. в районе Ура-Тюбе состоялось крупное сражение между войсками Хайдара и Алим-хана (1800-1809). Благодаря помощи союзников – ташкентцев и казахских султанов из Туркестана, кокандские войска были разгромлены [10, л. 76а-79б].

В рукописном фонде ИВ АН РУз. хранится единственный известный список рукописи под инв. № 1836 (94 л.).

А.А. Семеновым был подготовлен к печати полный перевод источника, который, к сожалению утерян. Сведения из «Тарих-и амир Хайдар» использованы П.П. Ивановым в работе «Восстание китай-кипчаков в Бухарском ханстве» и даны переводы на русский язык из 8 дастанов [11].
Большой интерес для нас представляет сочинение «Махазин ат-таква» («Сокровище благочестия»). Автор труда – Мухаммад Хусайн, сын эмира Шах Мурада, представителя мангытской династии, правившего в Бухаре с 1785 по 1800 гг. В своем труде Мухаммад Хусайн пишет: «…смерть амира Данийала, восшествие на престол амира Ма‛сума и рождение автора этих строк произошло в одно время», т.е. в один год [12, л.32б.]. Вследствие этого, мы можем установить точную дату рождения – 1785 год. После смерти отца, эмира Шах Мурада в 1800 г., из-за преследований со стороны сводного брата эмира Хайдара (1800-1826), автор был вынужден бежать в Шахрисабз, дальнейшая его судьба неизвестна