В Восточно-Казахстанской области стоимость бюджетных проектов не всегда зависит от их значимости. Так, например, в Бескарагайском районе строится детский сад на 90 мест за 228 млн тенге, а в Аягозском за такие же деньги строится детский сад на 140 (!) мест.
Есть и другой пример: один и тот же проект строительства школы получает разное финансирование – в Тарбагатайском районе он стоит 289 млн тенге, а в Курчумском – 352.
На эти и другие бюджетные парадоксы обратил внимание аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек Сапарбаев на селекторном совещании, посвященном вопросам выполнения поручений главы государства.
– Первостепенное внимание президент обратил на ход выполнения государственных программ, – подчеркнул аким области. – Важно оптимизировать бюджет, эффективно и бережно расходовать государственные средства.
Бердыбек Сапарбаев отметил также, что показатель освоения бюджетных средств как будто неплохой – 98%. Но и неосвоенная сумма весьма внушительная – несколько миллиардов тенге.
* * *
В минувшем году в Алматинской области была проведена реконструкция участка дороги от границы Ескельдинского и Кербулакского районов до поселка Рудничный. На проект «Коксу – Кировск – Карабулак – Кайнарлы» было затрачено порядка 400 млн тенге, но уже весной асфальтовое покрытие стало вспучиваться, а во время летних дождей в некоторых местах дорога и вовсе проваливалась.
Ремонтные работы вела фирма-подрядчик «Талдыкорган жолдары». Как выяснилось, дорожники уложили под асфальтовое покрытие вместо щебеночного слоя уплотненный слой глины, которую, не мудрствуя лукаво, брали с основания горных склонов вблизи трассы. Венцом новой дороги должен был стать мост через реку Коксу, так как старый уже находился в аварийном состоянии. Но новый мост, еще не будучи сданным в эксплуатацию, уже превзошел по аварийности престарелого собрата.
– Во-первых, по весне подмыло опоры и мост перекосило, – подсчитывают недостатки местные жители Владимир Гуртовой и Аскар Бельдыбаев. – Во-вторых, плиты перекрытия были смонтированы кое-как и вместо специальных амортизационных прокладок между плитой и опорой кое-где строители уложили куски резины от автопокрышек. В-третьих, берегоукрепительное бетонное покрытие на склонах было залито прямо на грунт, а сейчас оно разрушилось и почти все смыто в реку. В прошлом году по осени комиссия отказалась принимать мост в эксплуатацию, сказали, что аварийный, а в этом году, вместо того чтобы все разобрать и сделать по новой, стали пытаться довести до ума то, что есть. Но так же нельзя…Информация о вспучивающемся асфальте еще по весне дошла до руководства области, и на одном из совещаний ТОО «Талдыкорган жолдары» было дано указание исправить недостатки за свой счет. На трассу снова загнали тяжелую технику и рабочих, которые только успевали снимать и латать один за другим участки асфальта. В Алматинском областном управлении автодорог и пассажирского транспорта по иному видят сложившуюся ситуацию. Как сказал главный специалист Кайсар Муканов, в 2012 году дорожниками был уложен только крупнозернистый слой асфальта, но по проекту предусмотрено два слоя. В этом году были отремонтированы вспученные участки и уложен по всей протяженности участка еще один – мелкозернистый слой.
Между тем за сотни миллионов бюджетных средств, закопанных в землю впустую, никто ответственности не понес.