[:ru]
Сразу после провозглашения своей независимости, перед Казахстаном и его молодой дипломатии встал вопрос по определению правового статуса Каспийского моря, которое имеет исключительное стратегическое, экономическое и военно-политическое значение для всех прикаспийских стран – Казахстана, России, Азербайджана, Туркменистана и Ирана.
Здесь располагаются богатейшие запасы углеводородного сырья. Предметом переговоров между Казахстаном и Россией в 1990-х годах прежде всего стали районы месторождений Тенгиз и Кашаган в северо-восточной части Каспия. В результате основная часть, примерно две трети, Прикаспийской нефтегазоносной провинции стала принадлежать Республике Казахстан.
Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря было подписано 29 ноября 2001 года и вступило в силу в июле 2003 года. Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 года было заключено Соглашение о точке стыка сопредельных участков дна Каспийского моря. Оно вступило в силу 7 января 2004 года. 4 ноября 2003 года в столице Ирана – городе Тегеране представителями пяти прикаспийских стран была подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, включая использование биологических ресурсов, которая вступила в силу в августе 2006 года.
В 2006 году наш Президент выдвинул идею Пакта стабильности на Каспии, который смог бы охватить новые вызовы в этом регионе. В проекте отмечалось: «Каспийское море должно использоваться исключительно в мирных целях». Именно эта точка зрения стала для прикаспийских стран взаимоприемлемой.
По итогам II Каспийского саммита, прошедшего в октябре 2007 года в Тегеране, пять государств подписали декларацию, в которой Каспийское море было объявлено «Морем мира». На III Каспийском саммите, состоявшемся в ноябре 2010 года в Баку, было заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море.
Выступая на саммите, Президент Казахстана Н. А. Назарбаев подчеркнул, что казахстанская сторона поддерживает скорейшее урегулирование проблемы правового статуса Каспия на консенсусной и взаимовыгодной для всех прибрежных стран основе.
По предложению Казахстана, заседания специальной рабочей группы были интенсифицированы до пяти раз в год. Прохождение государственной границы на Каспийском море в 2010-х годах по-прежнему находилось в актуальной повестке дня прикаспийских государств. Перед пятью странами стояла задача принятия Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, урегулированию вопросов разграничения территорий на море и упорядочению освоения его ресурсов.
Конструктивный подход Республики Казахстан по сближению позиций прибрежных государств и обеспечению долгосрочных интересов на взаимной и равноправной основе способствовал взаимному согласованию сложных вопросов правового статуса Каспия.
12 августа сего года в городе Актау состоится Ү Каспийский саммит с участием глав государств пяти прикаспийских государств — Казахстана, России, Азербайджана, Туркменистана и Ирана. В рамках Ү Каспийского саммита планируется завершить процесс многолетних переговоров по определению правового режима Каспийского моря. Ключевым документом саммита станет Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, принятие которой позволит урегулировать весь комплекс вопросов, связанных с правами и обязательствами прибрежных государств по использованию Каспия.
В свете современных геоэкономических перспектив и общих мировых тенденций к росту потребления традиционных источников энергии можно утверждать, что геополитическое значение Каспийского региона в мировом сообществе в долгосрочной перспективе будет только усиливаться. Казахстан и его Лидер всегда выступают за укрепление взаимовыгодных экономических отношений между прикаспийскими странами. И работа Ү Каспийского саммита будет успешна и результативна — в этом нет никаких сомнений!
Керимсал Жубатканов, руководитель научно-исследовательского центра «Рухани жаңғыру»
Казахско-Русского Международного Университета.
[:]