Журналисты сайта Шын возмущены учебником «История Казахстана» и даже призывают наказать его автора — в частности им не нравится фрагмент, где говорится о том, что сборщики налогов в Кокандском ханстве щупали девушек за соски, чтобы определить их семейный статус. Однако автор другого ресурса, информационно-аналитического портала Serke.org, Сакен Тусипбек, объясняет, что это действительно часть нашей истории, редактировать которую опасно.
Какая история нравится казахам?
Казахоязычная пресса на нет разнесла школьный учебник «История Казахстана». Гнев журналистов-националистов вызвали сведения о восстании казахских родов, входивших в состав Кокандского ханства. Они требуют исключить учебник из школьной программы, а историка, написавшего учебник, привлечь к строгой ответственности.
В учебнике описывается, как бек Мырзахмет, управлявший Ташкентом, обложил своих подданных казахов налогом — 1 дильда за незамужнюю девушку в семье. В то время все женщины носили платки, и это затруднило сборщикам податей отличать незамужних девушек от состоящих в браке. И чтобы разобраться в этом, сборщики прибегли к необычному способу. В учебнике это изложено так: «…их (кокандских сборщиков налогов — ред.) бестактные поступки оскорбили честь местных жителей. Чтобы отличить девушек от замужних женщин, они щупали соски их грудей».
Именно эти строки вызвали негодование журналистов-националистов, которые, опубликовав статью «Қазақ қыздарының емшегін кім қысып жүр?», — подняли ажиотаж. В действительности же проблема не стоит и выеденного яйца. Во-первых,
казахские роды, населяющие южные регионы страны, действительно, несколько веков входили в состав Кокандского и Хивинского ханств.
Во-вторых, известно, что любое государство облагает налогом своих граждан. Так, во времена Советского Cоюза холостяки также облагались дополнительным налогом, в народе его называли «за бездетность». А в период Кокандского ханства у казахов не было учреждения, регистрирующего браки. Хотя мулла и заключал неке, он, как это делали в церкви, не вел книгу регистрации браков, а получал свою плату за услуги и на этом все завершалось. Поэтому было сложно отличить замужних женщин от холостых, ведь все поголовно носили платки и кимешек. К тому же, если учесть, что в то время девочек уже в 13 лет отдавали замуж, определить семейный статус по возрасту было невозможно.
Прежде чем объяснить, с чего вдруг кокандские сборщики налогов стали по соскам грудей определять статус женщины, хочу пояснить причину возникновения холостяцкого налога. Мы думаем, это связано с обычаем «қалың мал» — выкуп за невесту. Выдача девушек замуж для казахов всегда была источником определенного дохода. Обычно бедные казахи за счет «қалың мала», то есть выкупа за дочь, могли поправить свое материальное положение. Кокандский хан знал об этом — как он мог не обложить налогом казахских девушек? Конечно, обложил.
А способу, как определить, замужем девушка или нет, кокандцев, кажется, научили сами казахи. Потому что казахи, скотоводы по своему духу, хорошо знали и понимали животных. Казахи, ощупывая вымя, могли определить, понесло животное или нет. Поскольку и человек относится к млекопитающим, их организмы схожи. А на местах всегда находились верные и готовые услужить центральной власти люди. Возможно, они и подсказали кокандцам способ отличить девушек от женщин. По записям историков такие факты имели место. Поэтому закономерно, что доведенный до отчаяния оскорбленный народ не выдержал, восстал и убил налогосборщиков. Стоит ли сейчас из-за этого устраивать истерику и кричать, что «этого не было»?
В свое время именно журналисты-националисты изгнали из страны ученого, осмелившегося заявить: «Абай — не Аристотель, для него нет места в мировой философии». И что мы выиграли от этого? Все равно народы мира не ставят имя Абая рядом с именами Платона, Аристотеля и другими философами. Теперь хотим уничтожить ученого-историка, изучавшего взаимоотношения между казахами и Кокандским ханством. Но что это даст нам?»
Источник: Serke.org
Перевод Кайрата Матрекова