[:ru]
Шеркеш — казакское племя из Младшего Жуза. «ЧЕРКЕС/ШЕРКЕШ» (Венный человек, воин). От тюркского «черү/шерү» (войско, армия, воин, поход) и «киши, кісі, кижи» (человек).
Произхождение этнонима черкес.
Фатхула Джамалов
Будаев Н.М.
«Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI – XX вв.» (Происхождение этнонима черкес) М.Г. Волкова пишет: «Возникновение термина «черкес», этническая природа которого указывается с тюркской средой, было связано с определенными политическими событиями XIII столетия.
В монгольской хронике «Сокровенное сказание» он зафиксирован в форме — САРКАС(УТ), СЕРКЕС (УТ).
Впоследствии имя черкес появляется во всех исторических источниках: в середине XIII в. – в арабских, персидских и западноевропейских сочинениях- с конца XIII в. в русских летописях, «История Армении» уже в XIIIв., в перечне кавказских народов фиксируется имя черкесы» (М.Г.Волкова «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», М., 1974, с.21,23,)
Русских летописях этноним черкассы связан только с тюркскими племенами служивших в удельных княжествах. Они более известны под именем: «черные клобуки», «берендеи», «ковуи». Позже термин «черкассы» закрепился как один из этнонимов запорожских казаков. Следует отметить, что первичное ядро этого народа составили летописные «черные клобуки».По мнению Н.М. Карамзина, Н.И.Березина, П.П.Иванова, И.А. Самческого «черные клобуки» называются «черкесами». Следовательно, этот этноним употреблялся в качестве общего названия для средневековых печенежско-огузских племен: торков, узов, печенегов, черных клобуков, берендеев, ковуев и половцев.
НА ФОТО: Знамя казакского племени Шеркеш.
Проф. Н.А. Аристов писал: «Можно подозревать, что и сам этноним «черкес» принесено к подножиям Кавказа союзом тюркских родов». На наш взгляд, этноним «черкес» довольно древнего происхождения, ареал его распространения довольно широк от Алтая до Дуная, где вообще не проживали адыгские народы. Древность и глубокую связь этнонима «черкес» с тюркскими народами подтверждают выдержки из трудов известных ученых К.Я.Грота и Д.Иловайского.К.Я. Грот считал, что «… хазары и авары принадлежали к тому же черкесскому племени, и что это племя в соединении с уграми действовало в южной России и на Дунае..» Д.Иловайский также отмечает, что «… по разным признакам «кациры» или «казиры» (козары — Н.Б.) были одно из черкесских племен, или черкесский народ хазар».
Что касается появления этнонима «черкес», «джаркас», «шеркес» в персидских и арабских источниках связано с мамлюками. Новые исследования показали, что адыгские народы не имеют отношения к мамлюкам Египта и Сирии. В свое четырехсотлетнее правления, мамлюки оставили множество письменных документов. Это в первую очередь арабо-мамлюкские словари, которые выпускались в XII, XIII, XIV, XV и XVI вв., кроме того, был издан трактат о военном искусстве и множество поэтических произведений. Мамлюки наладили тесные дипломатические отношения с ханами Золотой Орды, обменивались посольствами и.т.д. Особо стоит отметить, что по приказу последнего мамлюкского султана Кансухгури «Шах намэ» была переведена на тюркский язык мамлюков. Язык, на котором написаны эти произведения, наиболее близок к языку карачаево-балкарцев, кумыков и ногайцев. Более того все известные имена мамлюков в большинстве тюркские или арабские, и сами средневековые арабы их считали тюрками.И.Ф.Бламберг еще в 1834 году писал: «Черкесы…, которых европейцы называют неправильно, сами себя именуют адыга, или адыхе».Этнограф Л.Я. Люлье в свое время ометил: «Не знаю почему, но мы привыкли все племена, населяющие северную покатость Кавказских гор, называть черкесами».Это отмечал и Г.Ю.Кларпот: «Черкес – татарского происхождения и составлено из слов «чер» — дорога и «кесмек» — отрезать».Суммируя эти факты, совершенно очевидно, что в этногенезе кабардинцев приняло участие тюркское племя черкесов (западные казахи), которые впоследствии и стали феодалами кабардинцев.Об этом писал Т. Лапинский:«В этом кратком обзоре истории черкесов я хочу опровергнуть заблуждение, которое в ходу во всей Европе. Совершенно неправильно, когда народы Кавказа абазы (адыги), также, как дагестанские племена, обозначаются именем черкесов.
Дагестанские племена также обозначаются именем черкесов. Не существует больше черкесского народа- остатки его на Кавказе сами не называют себя больше так и исчезают все больше день за днем. С гораздо большим правом можно назвать всех казаков России, за исключением Запорожцев Кубани, черкесами, так как они потомки этих старых разбойников и среди них сохранился черкесский дух»«Эти черкесы образуют еще теперь особое племя Эзден-Тлако и женятся только между собой- поэтому татарская раса сохранилась еще почти чистой среди них» (с.101).Вот как описывает Лапинский внешность черкесского князя и его сына, с которыми он был лично знаком:«Дородный с серебряной бородой, он был одним из красивейших старцев, которых я видел когда-либо. Черты лица его имели явный отпечаток степенного татарина, и среди 1000 абазов (адыгов) его можно было мгновенно распознать как чужеземца, также как и его сына Карабатыр Ибрагима, который по внешнему виду был копией своего отца… Свита также состояла почти исключительно из турок, татар и нескольких черкесских уорков» (с.289).Особых симпатий у Лапинского к татарам и черкесам не наблюдается, к примеру:«Сефер-пашу и весь татарско-черкесский сброд, который, к несчастью страны, бесчинствовал и интриговал от имени Порты, отправить в Турцию» (с.251).Т.Лапинский считал черкесов безоговорочно тюркским племенем, растворившимся в адыгской среде и дурно на нее влияющим.«Я различаю всегда черкесов, на которых в Абхазии (Адыгее) смотрят как на непрошеных гостей, и абазов и адыгов, которые являются владельцами страны и образуют основную массу населения» (с.163). Теофил Лапинский долгое время прожил среди адыгов, но черкесов считал тюркским инородным племенем, растворившимся в адыгской среде:«Я различаю всегда черкесов, на которых в Абхазии (Адыгее) смотрят как на непрошенных гостей, и адыгов, которые являются владельцами страны и образуют основную массу населения». (Ук. Р. с.163, 100, 205.)Важно отметить одну деталь- в определенный период, достаточно рано, на карте Константина Багрянородного в X в. побережья Черного и Азовского моря обозначена как «Касахия». Там в это время жили печенеги и половцы, а на картах XV в. Черкесия находилась между Доном и Астраханью. Существует связь между этононимами казак-черкасс, казах-шеркес.Факты подтверждающие наше предположение обнаруживаются в Казахстане, где часть казахов Младшего жуза и алабугские татары, и ныне называют себя черкесами. Убедительное подтверждение этому мы обнаружили в «Родословной тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» автор Шакарим Кудайберди-улу. Он пишет: «шеркесы входят в Младший жуз казахского народа». (ук. раб. с. 68). Более точные сведения мы обнаружили в работе известного историка акад. В.В.Радлова: «шеркес — подразделение казак-киргизов Малой орды, племени алачин». (ук. раб. ст. 75, 113, 287). Этот факт был также отмечен Т.Лапинским в XVIII веке, генетическую связь черкесов с казахским народом:«Черкесами называется племя в младшей орде киргизов, которое во время своего кочевья зимой обычно располагается на восточном берегу Каспийского моря» (ук.р. с.72). В XVIII веке казахов часто называли киргизами. К сказанному следует добавить цитату из А. М. Байрамкулова: «Древние черкесы были одним из самых больших тюрко-аланских племен. Верность сказанного подтверждается большим количеством новых материалов. Это этноним Черкесли в Туркменистане, древнее киргизское племя черкас, крымско-татарское собственное имя Черкас, ногайское Таучеркес». В алтайском героическом эпосе встречается имя «Алтын-Чаркас».В истории Золотой Орды известен случай когда одним из претендентов на ханский престол был царевич, чингизид Хаджи-Черкес. Как известно на престол могли претендовать только чингизиды. (В.В. Похлебкин «Татары и Русь», М., с.22, 2001г.)У. Байрамуков: «На наш взгляд, адыгоязычного черкеского этноса не было ни когда, нет его и сейчас. Если имеется в виду население, живущее в КЧР и пишущиеся сейчас «черкесами», то исторические документальные источники утверждают
У. Байрамуков: «На наш взгляд, адыгоязычного черкеского этноса не было ни когда, нет его и сейчас. Если имеется в виду население, живущее в КЧР и пишущиеся сейчас «черкесами», то исторические документальные источники утверждают, что беглые кабардинцы, часть беленеевцев и абазин нашедшие приют на Кубани, названны этим этническим термином после установления Советской власти в 20-30 гг. Об этом пишет проф. В.Б.Виноградов «Каких-то 150-200 лет назад, говоря словами историка XIX в.: «Под именем «черкесы» скрывается немало племен, которые носят самые различные названия, в большинстве своем выселились в Турцию после покорения Кавказа», далее: «… в период Всесоюзной перепеси 1926 года и в ближайшие последующие годы народ под именем «черкес» не зафиксирован, хотя существовали и «Адыгская» и Черкеская» автономные области. И только в начале 1930х-гг. некоторые представители адыгской интелигеции стали определять свою национальность историческим термином «черкес», а спустя каких-то 10 лет, на кануне ВОВ, 80% адыгских обитателей ЧАО в составе Ставропольского края называли себя черкесами» (В.Б.Виноградов «Средняя Кубань: земляки и соседи» Армавир, 1995, С.118).Г.Д.Чеснокова: «В начале 20 века «черкесами» стало называться все адыгское население… из переселившихся за Кубань на Карачаевскую территорию в 1820-1840-х годах беглых кабардинцев» (Г.Д.Чеснокова «Региональное кавказоведение и тюркология: традиция и современнось, Карачаевск, 1998г, с.173) И.Х.Калмыков: «За годы Советской власти различные адыгские этнические группы в Карачаево-Черкесии сложились в самостоятельную «черкескую» народность, имеющую свой язык… Современная «черкеская» народность сформировалась в XX»
(И.Х.Калмыков «Черкесы», Черкеск, 1974, с.27-31).
Алтынорда
[:]