[:ru]
Какие драмы разыгрывались в Великой Степи – Шекспиру и не снилась. Степь была огромной, в нее входили территории современных Монголии, Китая, Казахстана и России; разные в ней жили люди, потеряешь – не найдешь, во времена Чингисхана была пословица: «Ищи песчинку в степи». Но тот, кто плел нити его судьбы, постоянно сталкивал людей друг с другом, как будто небесный писатель торопился завершить сюжет, дописать, закрыть, не оставить вопросов. Вот как это было.
Помни мой запах!
Мать будущего Чингисхана, тогда еще Темуджина, Оэлун, как и все девушки Степи, не выбирала себе мужа, но ей повезло, ее посватали за того, кого она любила. Ее парень Чиледу из племени меркитов не был хорошим воином, но был добрым и славным. Они любили друг друга сильно, но счастье было недолгим. Как говорит «Сокровенное сказание», историческая монгольская летопись, однажды, когда Оэлун и Чиледу возвращались из какой-то поездки (солнце медленно опускалось за ровную линию степного горизонта, пахло нагретыми за день травами), на них напали воины под предводительством Есугей. Их было много, они были свирепыми, они схватили девушку. Слава о красоте Оэлун бежала по всей степи, Есугуй давно задумал украсть ее в жены. Чиледу испугался и поскакал прочь, но Оэлун успела сорвать с себя часть кофты, со словами: — Помни мой запах, пока ты жив!
Женщина говорит
Оэлун – означает «Великая». Летописи говорят о ней как о женщине «части, разума и холодной решимости». Долго она ждала, что жених придет и спасет ее из плена, но он не пришел. Жениху все говорили, что степь большая, женщин в ней много, а этот Есугей бешеный, война у него в крови. Разумно, в принципе… Но когда женщина Степи плачет и выжигает из сердца любовь, от нее не остается ничего кроме «разума и холодной решимости». И еще дети. Дети и стали жизнью Оэлун. В 1162 году у нее родился первый сын, в сжатом кулачке был сгусток крови. Все истолковали это, как предзнаменование – мальчик вырастет великим воином и правителем. После Темуджина Оэлун родила еще троих сыновей и дочку, постепенно забрала себе рычаги правления в доме, даже муж советовался с ней по важным вопросам… Спокойная жизнь продолжалась недолго: Есугуя отравили, и его родственники и приближенные взяли власть в свои руки. И тогда впервые в истории – в летописях говорится, что раньше женщины Степи никогда не протестовали против Порядков и Традиций – Оэлун сказала примерно вот что: «Сидите спокойно, уважаемые родственники моего мужа. Вековые законы Степи велят мне сойти с исторической сцены и запереться в юрте с горшками и рукоделием, но мое имя Оэлун не даром означает Великая. И слава о моих личной силе и решимости превосходит недаром славу о моих красоте и добродетели. Власть здесь я».
Возмущенные этим невиданным актом борьбы женщины за свои права, все родственники и слуги покойного оскорбленно покинули родовое стойбище. Оэлун собрала оставшихся людей, вскочила на коня, подняла родовое знамя, на котором был вышит белый степной орел и поскакала в погоню. Ей удалось убедить часть людей вернуться, но потом по стойбищу поползли слухи, что женское своеволие заразно. Перепуганные монголы откочевали подальше, прихватив весь скот и имущество покойного Есугея. Оэлун осталась одна с детьми. Выжили они, собирая дикие плоды, ягоды, выкапывая луковицы диких лилий – саранок.
А она все время говорила детям, что трудолюбивый не может умереть от голода.
Детская любовь
Тогда в Степи происхождение ценилось больше, чем богатство. Оэлун говорила детям: ваша родословная идет от проматери монголов, и каждый из вас будет великим ханом. Она воспитывала сыновей на героическом эпосе, рассказывала об их предках. Темуджин и сам не заметил, как начал мечтать стать великим ханом, который объединит всех монголов.
Темуджин еще при жизни отца познакомился с девочкой, Бортэ. Ему было девять лет, Бортэ 10. Он никогда не забывал свою подруженьку, знал, что женится на ней, когда вырастет, и так сделал. Борте привезла приданое – невероятной красоты и ценности шубу из черного соболя. Такая шуба была ценным ресурсом, Оэлун поняла, что теперь они выбились из нищеты. Можно было обменять эту шубу на целую отару овец, но Оэлун решила, что соболя станут отличной инвестицией в политическую карьеру сына. Шубу подарили влиятельному человеку, Тогрил-хану, и Темуджин при его поддержке постепенно собрал свой разбредшийся народ. По степи пошел слух, что он – избранник небес. Темуджин стал Чингисханом. А мать все равно говорила ему: «Береги свою Бортэ, меня мой любимый не уберег».
И тут судьба делает первую петлю в биографии Чингисхана: на его стойбище напали меркиты, которыми управлял тогда бывший жених матери Чингисхана. Он не забыл ее запах, не забыл тот позорный вечер в степи, когда враги увезли его невесту, а он спасся бегством. Это была месть – в числе других пленных меркиты захватили молодую жену Чингисхана, Бортэ. Враг мертв, так пусть его сын узнает, каково это – терять. Чингисхану говорили тогда то же, что жениху его матери много лет назад. Что в степи много женщин, всегда можно найти новую жену, красивую и знатную. А он собрал воинов, одолел врага и вернул Бортэ – он громко выкрикивал ее имя, и она выбежала к нему на поле боя, ухватилась за стремя. Черные глаза смотрели горячо: «Я знала, что ты за мной придешь». «Я знал, что ты меня ждешь». Молодой хан даже не стал преследовать убегающих меркитов: он нашел свое сокровище.
Старший сын
Через несколько месяцев Бортэ родила сына, Джучи. По стойбищу пошли разговоры: он чей сын, вообще? Говорили – Чильгира, сына Чиледу, бывшего жениха матери Чингисхана. Но сам Чингис как будто не слышал этих разговоров, Джучи был его любимым сыном. Потом говорили: Бортэ попала в плен уже беременной, а когда главный меркит, бывший жених его матери, узнал, кто она, то поселил ее в отдельное помещение в юрте, за завесу целомудрия. Но, кажется, эти слухи умело запустила Оэлун. Как бы то ни было, Чингисхан всегда относился к старшему сыну так же, как к другим. Он жизнь любил Бортэ, и глубоко уважал – история матери научила его, что главная ценность – женщина, с которой ты делишь жизнь.
Домашний очаг
[:]