Через несколько дней в Астане будет подписан Договор о создании Евразийского Экономического Союза.
В эпоху глобальных перемен на планете формируется новая архитектура мировой экономики, вырисовывающая векторы движения на десятилетия вперед. Всеобщий экономический кризис побудил человечество к поиску новых путей развития. В результате многие страны принялись активно интегрироваться. В мире появилось сразу несколько новых экономических союзов, в числе которых очень скоро займет свое место Евразийский экономический союз России, Беларуси и Казахстана. Таким образом мировой ландшафт стремительно меняется, а центры влияния перемещаются из привычных мест в другие регионы, которые сегодня развиваются весьма динамично. В свете этих событий Евразийский союз, находящийся между стагнирующей Европой и быстро растущей Азией, имеет все основания для того, чтобы стать глобальным игроком на международной арене, поскольку оба этих континента напрямую заинтересованы в сотрудничестве с новым образованием.
Интеграция – дело добровольное
Сразу стоит сделать акцент на том, что базовые принципы евразийского интеграционного проекта уже сформированы. И ключевым из них является то, что новая организация будет в полной мере отвечать национальным интересам всех ее участников. Объединение создается исключительно с целью укрепления экономик трех стран, обеспечения их гармоничного развития, сближения друг с другом, налаживания процесса, направленного на модернизацию и повышение конкурентоспособности. Конечной целью этих задач является повышение национального благосостояния и повышение жизненного уровня граждан.
Стоит отметить, что в мире немало противников евразийской интеграции, расценивающих ее идеи как попытку восстановления союза с доминирующей ролью одного из государств. Более того, некоторые источники утверждают, что Евразийский Союз может дестабилизировать регион, поставить под угрозу независимость и суверенитет соседних государств, подорвать экономическую и политическую свободу в Центральной Азии и даже Восточной Европе.
Абсурдность этих высказываний очевидна. И на них есть конкретный ответ президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, твердо заявившего, что основные критерии союзного формирования базируются на экономическом прагматизме, добровольности интеграции, принципах равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета и неприкосновенности государственных границ.
С другой стороны, Евразийский союз не является военно-политическим блоком, и вовсе не собирается кому-то угрожать. В него никто никого не загоняет силой. Казахстан, как и остальные государства, вступает в Союз абсолютно добровольно. Тем более, что инициатором интеграции является казахстанский лидер.
Если вспомнить процесс формирования Евразийского союза, то он абсолютно не был гладким, и отнюдь не проходил под чью-то диктовку. В течение нескольких лет велись дискуссии по самым разным вопросам, касающимся экономических интересов его участников. Были серьезные разногласия как по институциональной, так и по функциональной частям договора. Имели место даже факты изменения текстов отдельных его статей.
Уже на начальной стадии функционирования предшествующего этапа — Таможенного союза — выявилось немало нестыковок и противоречий между его участниками, вызванных различиями в деловых интересах и способах их обеспечения и отстаивания. Нередки были и просчеты организаторов ТС при установлении норм и процедур взаимного товарообмена, принятых без должного учета сложившейся в постсоветский период специфики производственного и потребительского спроса в странах-членах ТС.
В связи с этим назрела необходимость проведения очень тяжелой и кропотливой работы по превращению принятых решений по созданию Евразийского союза в реально работающие экономические положения и механизмы, а также по согласованию имеющихся противоречий и расхождений в позициях стран-участниц. Всеми тремя государствами были приложены максимум усилий, и основные разногласия удалось ликвидировать. Та их незначительная часть, что осталась, будет устранена в процессе работы в самое ближайшее время. В этом можно не сомневаться, поскольку все решения принимаются на основе консенсуса, что является первоочередной задачей Евразийской Экономической Комиссии, состоящей из равного количества экспертов из всех трех государств. Ее основная роль заключается в обеспечении контроля за соблюдением стандартов конкуренции на общем трансграничном рынке. Таким образом наши компании смогут инвестировать и развивать свой бизнес по единым антимонопольным правилам в любой из трех стран.
Кстати, полномочия Евразийской Экономической Комиссии так же обсуждались в ходе продолжительных дискуссий, в которых важную роль сыграло мнение президента Казахстана.
— Мы с вами говорили о том, что политизация союза недопустима, — сказал на встрече глав трех государств Нурсултан Назарбаев. – Мы строим экономический союз. Поэтому задача Комиссии не включать в договор положения, выходящие за пределы экономической интеграции. Такие направления, как охрана границ, миграционная политика, система обороны и безопасности, а также вопросы здравоохранения, образования, науки, культуры, правовой помощи по гражданским, уголовным, административным делам, не относятся к экономической интеграции и не могут быть перенесены в формат экономического союза. Кроме того, такие предложения, как наделение Высшего совета на уровне глав государств и правительств наднациональными полномочиями, обязательными для всех государств, неприемлемы. Комиссия и есть наднациональный орган, наделенный полномочиями. Мы это сделали, чтобы продвинуться к интеграции. Ее полномочия четко регулируются подписанными договорами и соглашениями, относятся исключительно к экономической сфере. Мы с вами, как главы государств, назначаем членов Комиссии, наши решения носят стратегически организующий характер. Поручаем что-то сделать, одобряем действия Комиссии, подписываем договоры, а Комиссия их выполняет, так как это поручение высшего органа. Надо сохранить такую структуру. Также считаю, что договор о союзе не должен затрагивать международные договоры государств-членов с другими странами и организациями. Как суверенные государства мы активно сотрудничаем с различными странами, международными организациями, не ущемляя взаимных интересов. Союз не должен мешать нам в этом направлении. Да и в России, и у нас их тысячи в связи с инвестициями, в связи с тысячами зарубежных компаний, которые уже работают в наших странах.
Комментарии, думается, излишни.
Вопреки скептицизму
Что касается конкретных преимуществ Евразийского экономического союза, то в условиях неустойчивой глобальной конъюнктуры единый евразийский рынок стал одним из основных источников роста экономик всех трех государств. Уже не столько внешний спрос, сколько спрос внутри Таможенного Союза обеспечивает загрузку предприятий стран-участниц в самых разных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в сфере услуг. При этом каждая из них в отдельности всегда стремится к развитию внутреннего спроса.
Национальные производители в странах-участницах Таможенного союза получили возможность оценить преимущества участия в этом объединении также в связи с улучшением ситуации, связанной с транзитными перевозками через российскую территорию. В частности, казахстанского зерна и белорусской промышленной продукции. Были решены и вопросы, связанные с транзитом электроэнергии через территорию России для нужд предприятий на западе Казахстана, испытывающих ее дефицит.
После снижения, а затем и полной отмены таможенных барьеров товарооборот между тремя странами существенно возрос. Темпы его роста за прошлый год увеличились более чем на 35 процентов, превысив темпы роста внешнеторговых операций с другими зарубежными странами. В результате упрощения пограничных процедур наметилось улучшение положения в транспортных перевозках через общие границы членов Таможенного союза. А ведь до начала его формирования зачастую более 50 процентов времени транспортировки товаров занимало время простоев на таможенной границе и таможенное оформление, сборы от которого увеличивали стоимость продукции до 15 процентов.
Отмена таможенных барьеров повлекла за собой создание новых предприятий. В результате товарооборот России и Казахстана достиг беспрецедентного уровня в 26,5 миллиардов долларов. Это показатель прошлого года. И он на 5 процентов больше показателя 2012 года.
Таким образом основным направлением в политике стран-членов будущего Евразийского союза по защите интересов национального производства и развитию торгового сотрудничества стало проведение согласованной политики по созданию на всей территории максимально благоприятных условий для национального бизнеса.
Евразийский союз интересен и привлекателен для стран СНГ. Армения и Киргизия не только выразили желание стать его участниками, но и проделали значительный объем работы в этом направлении. Сегодня на рассмотрение выносится «дорожная карта» дальнейших мероприятий по присоединению Армении, в стадии согласования аналогичный документ по Киргизии. И Казахстан намерен оказывать Еревану и Бишкеку все необходимые меры поддержки.
Наша страна, как и другие участники объединения, всегда выражала готовность к тесному взаимодействию с партнерами не только по Евразийскому союзу, но и с другими государствами, желающими подключиться к этому интеграционному процессу.
К слову, создаваемое интеграционное объединение весьма привлекательно и для иностранного бизнеса. Открытие в Казахстане заводов по производству южнокорейских автомобилей Hyindai, KIA, Ssang Yong продиктовано вовсе не величиной казахстанского рынка с семнадцатимиллионным населением. Прагматичные корейские производители смотрели далеко вперед, на рынок больший в десять раз. Этим же продиктовано намерение японского автогиганта TOYOTA наладить выпуск своих автомобилей на территории Казахстана. Сегодня на нас с интересом смотрят турецкие, вьетнамские, индийские, китайские и многие другие производители. И нам это выгодно.
Все это абсолютно объективно, поскольку Евразийский экономический союз – это 15 процентов мировой суши площадью 20 миллионов квадратных километров с населением 170 миллионов человек, гарантирующий свободное движение товаров, капиталов, рабочей силы и услуг по всей своей территории, предполагающий координацию экономической политики в отношении ключевых отраслей — макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, промышленности, сельского хозяйства и торговли. Это объективные показатели, не оставляющие сомнений в том, что нам по-настоящему выгодно углублять кооперацию друг с другом.
Астана – центр Евразии
Немаловажным фактором как для нашей страны, так и для всего экономического пространства в целом является предложение Нурсултана Назарбаева разместить исполнительные органы Евразийского союза в Астане. Во-первых, это стало бы справедливой данью признательности Казахстану как инициатору идеи евразийской интеграции. А во-вторых, нахождение центрального офиса в Казахстане избавит новое интеграционное объединение от подозрений, имеющихся как внутри наших стран, так и за их пределами, в имперских амбициях самого крупного из участников. В третьих, вызовет большое доверие к организации со стороны многих зарубежных держав. И, скорее всего, так оно и будет.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что интеграционные процессы в современном мире стали общей тенденцией. Потому что политика изоляционизма однозначно ведет в тупик. Политической и экономической безопасности можно добиться только через взаимодействие и сотрудничество стран путем взаимовыгодной экономической интеграции. Экономический союз открывает перед государствами-участниками новые возможности, реализация которых зависит от слаженных действий наших правительств, министерств и ведомств. А за этим, думается, дело не станет.
Айдос МУРАТ