[:ru]
Партийный праймериз «Nur Otan» пройдет с 17 августа по 3 октября во всех регионах страны. Такого рода специальный отбор в отечественной практике будет проводиться впервые.
Праймериз будет проходить в рамках программы по “перезагрузке” партии.
По мнению экспертов, система праймериз имеет некоторые недостатки, а именно — дороговизну и длительность проведения. Но достоинств у неё гораздо больше.
1. Праймериз — это новый “социальный лифт” для энергичных, инициативных и патриотичных граждан, заинтересованных в развитии нашей страны. К примеру, в соседней России, половину участников праймериз составили предприниматели, учителя и молодежь.
2. На политической арене страны должны появиться политики новой формации. Это важный шаг на пути демократизации общества.
3. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что праймериз укрепляет демократические принципы. США стала первой страной в мире, где прошли первые внутрипартийные выборы в 40-х годах XIX века. В Америке посредством праймериз определяют не только кандидатов в президенты, но и претендентов в Конгресс и местные органы власти. Аналогичный опыт имеют Аргентина, Великобритания, Италия, Мексика, Франция, Турция, Южная Корея. В настоящий момент праймериз проводится и в России, причем в режиме онлайн. В условиях пандемии это наиболее гуманный способ, позволяющий обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Кроме того, он отвечает новым трендам “цифры” в современном мире и благодаря нему явка на выборы будет гораздо выше.
4. Дебаты в ходе праймериз будут открытыми. С приглашением СМИ и блогеров, и проведением онлайн-трансляций в социальных сетях. Это позволит заинтересованным гражданам наблюдать за дебатами и заочно знакомиться с кандидатами.
5. Праймериз будет стимулировать рост уровня конкуренции и дискуссии по разным вопросам развития общества и государства внутри партии “Nur Otan”.
Экспертный прогноз о предстоящих праймериз в авторском телеграм-канале политолога Марата Шибутова “Казахстан и все, все, все”:
“Кто именно пойдет на праймериз «Нур Отана»? Я уже вижу следующие категории граждан, кроме уже партийцев со стажем, которые уже во властной системе:
- Молодежь – как правило, пришедшие из «Жас Отана». У них отличные шансы благодаря квоте и тому что в этом возрасте малая конкуренция – не все интересуются политикой. Девушкам легче всего – они сразу в 2 квоты попадают.
- Общественники, занимающиеся в основном социально-политической проблематикой. На мой взгляд, идут те, кто перерос уже уровень НПО и уже готов сам становиться властью. Возможно, отдельным блоком пойдут представители женских НПО.
- Бизнесмены. Ну тут больше практическая мотивация – защититься от рейдерства и необоснованного государственного регулирования. Во многом они идут, потому что бизнес-ассоциации слабо лоббируют и защищают их интересы
Думаю, что конкуренция будет большая и будет увеличиваться согласно размеру населенных пунктов. Понятно, что самая ожесточенная конкуренция будут в Алматы и в Нур-Султане, особенно в столице, потому что там все будут сражаться за то, чтобы попасть в республиканскую квоту.
Сейчас прямо на глазах видно, как у людей просыпаются политические амбиции – идти в политику для многих единственный способ подняться, и они этот выбор делают.”
Экспертный прогноз о предстоящих праймериз в телеграм-канале политолога Уразгали Сельтеева “Selteyev’s View”:
“Разве могут быть сомнения в целесообразности проведения праймериз в доминирующей партии «Nur Otan»?
Общественный запрос на новые лица во власти давно перезрел. Необходим приток решительных, инициативных и открытых лидеров на конкурентной основе. А «старым» депутатам, бесполезно просидевшим несколько созывов и для которых важен только статус, пора уходить, хотя бы чтобы не обострять социальное недовольство и не растерять остатки репутации. Надо понимать, что впереди тяжелейшее время для страны. Все, кто во власти, понесут как коллективную, так и персональную ответственность за происходящее.
Вместе с тем, предстоящие выборы должны стать первым шагом к перезагрузке представительных органов власти.
Роль маслихатов остается недооцененной и многие рычаги на практике пока действуют формально. Однако для потенциальных депутатов и людей их избравших это реальная возможность прямо влиять на принятие решений на местах – утверждать бюджет и рассматривать широкий перечень вопросов развития территории. Компетенции маслихатов прописаны в статье 6. Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении». Только здесь требуется еще множество дополнений, изменений и уточнений. Этот закон следует доработать в рамках новой политической реформы.
Между тем, 12 августа выборы в Сенат. Кандидаты ведут агитработу среди маслихатовцев региона, которые должны их избрать. Мероприятия проводятся, но очень серо, незаметно, без освещения. Участвуют в них полтора человека.
К сожалению, завтра граждане не будут знать и новых депутатов Сената, представляющих их регион.”
Нурбулат Куанышев.
Новости Казахстана. Алтынорда.
[:]