ИГИЛ бросил вызов всему человечеству — именно так расценило международное сообщество ночную атаку боевиков-смертников на ничего не подозревавших жителей Парижа. Мир будто очнулся и наконец осознал масштабы угрозы, исходящей от ее опасной идеологии. Ведь с каждым разом действия ИГИЛовцев становятся все масштабнее и изощреннее. При этом террористы продолжают называть себя мусульманами и прикрываться исламом, бросая черную тень на миллионы верующих…
В этой связи возникают резонные вопросы. А действительно ли эти воины — муслимы? Следуют ли они нормам шариата, что значат для них аяты Священного Корана и хадисы? Или они всего лишь прикрываются знаменем ислама? И имеет ли отношение к исламу виртуальное государство, которое они провозгласили, с претензией на господство над другими странами? Мы попробовали найти ответы на эти и другие вопросы в интервью сглавным редактором информационного портала Е-islam.kz, кандидатом философских наук Жалгасом Сандыбаевым.
— К действиям ИГИЛ сейчас приковано внимание всего мира. Откуда взялась эта группа?
— Истоки ИГИЛ восходят к международной террористической организации «Аль-Каида». Именно при ее поддержке в 2006 году международный террорист Абу Мусаб аз-Заркави создал «Совет моджахедов шуры». Позже к нему присоединились несколько небольших военных организаций, таких как «Джаиш ат-Таифаль-Мансура», «Джайш Ахлю ас-Суннауаль-джамаа», «Джйшаль-Фатихин», «Джундас-Сахаба» и другие. Таким образом, в октябре 2006-го они образовали Иракское исламское государство (ИИГ). Впоследствии воинов ИИГ привлекли к гражданской войне в Сирии, и в апреле в 2013-го оно было переименовано в ИГИЛ. А в 2014-м организация объявила о создании халифата на земле Ирака и Сирии.
— Даже далекому от религии человеку понятно, что истинно верующий, независимо от его принадлежности к той или иной конфессии, не станет совершать зло. И все же хотелось бы услышать мнение специалиста…
— Мусульмане всего мира живут согласно Корану. Это священная книга, в которой отражено все: правила жизни, поведение мусульман, призывы к добродетели и предостережение от греховного. Практически она является руководством к действию. Второй постулат ислама — это Сунна. Следовать ей — значит вести образ жизни согласно заветам пророка. И именно Коран и Сунна есть та самая лакмусовая бумага, которая отражает степень веры, приближенности к исламу человека, группы и даже государства.
Предназначение и суть веры наших предков отражены в самом слове «ислам», что означает мир, благополучие. То есть изначально как ислам, так и мусульманин не могут призывать к насилию, творить зло, потому что это противоречит приказам Всевышнего. В Священном Коране сказано: «…Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам. Мы сожжем в огне того, кто совершит это по своей враждебности и несправедливости. Это для Аллаха легко» (Ан-Ниса: 29-30). При этом нужно отметить, что ислам запрещает не только убивать невинных людей, но даже относиться с жестокостью к животным. Сохранился хадис о женщине, которой за то, что она держала взаперти и уморила голодом кошку, был уготован ад. У казахов уважительное отношение к животным прививалось с малолетства. Нельзя пинать скотину, мучить, морить голодом или жаждой — эти простые, но обязательные правила соблюдали все.
И тем более никто, кроме Всевышнего, не вправе распоряжаться жизнью человека. Даже в периоды войн, не говоря уже о мирном времени, ислам запрещал мучить, убивать стариков, женщин, детей, священнослужителей, то есть тех, кто не имел отношения к войне. Это правило распространялось не только на мусульман, но и на всех живущих в исламской стране.
— Можно ли как-то систематизировать признаки, доказывающие, что ИГИЛ не имеет отношения к исламу?
— Самый первый признак — это насильственное насаждение веры. Несогласных принять ее они убивают. Во-вторых, последователи ИГИЛ всех, кто не читает намаз, называют кафирами и запросто убивают за это. В-третьих, по их мнению, живущий не в исламском государстве автоматически поклоняется тагуту («тагут» — то, чему, кроме Аллаха, поклоняются люди). Также они утверждают, что каждый, кто считает себя мусульманином, обязан войти в халифат, то есть в ИГИЛ.
Если же эти постулаты ИГИЛ рассмотреть с точки зрения Корана и Сунны, то можно увидеть серьезные противоречия. Одна из сур Корана гласит: «В религии нет принуждения» (сура Аль Бакара, 256). К свету веры человек приходит сам, иногда его путь тернист, но всегда доброволен. Кроме того, ислам всегда отличался толерантностью и известен своим добрым отношением к представителям других вероисповеданий.
В Священном Коране нет призывов к насилию — напротив, ислам всегда призывал к единству, взаимному уважению народов.
— В последнее время часто приходится слышать о том, что казахстанцы отправляются в Сирию, слепо следуя неправильной идее. Что бы вы сказали таким заблудившимся?
— Всем тем, кто собрался в Сирию на джихад или считает ИГИЛ раем для мусульман, я бы посоветовал почитать материалы на эту тему. Особенно интересно послушать рассказы тех, кто уже побывал там: в плену, на войне или в рядах ИГИЛ. К примеру, есть интересное интервью CNN с французским журналистом Дидье Франсуа, который более десяти месяцев находился в плену у боевиков ИГИЛ. Особенно француза поразило то, что эти люди, позиционирующие себя как ярых сторонников ислама, за все время его пребывания в плену ни разу не читали Коран, не вели бесед о религии. И даже более того, ни у одного из них не было священной для всех мусульман книги — Корана.
Некоторые исламские ученые, увидев зверства ИГИЛовцев, их бессмысленную жестокость, причислили этих людей к хавариджам. Потому что их манера одеваться, стремление выделиться через насилие, способность зарезать человека словно животное и другие признаки очень схожи с теми, которые описал Пророк. К тому же среди них нет ни одного признанного в исламском мире ученого.
— Кто такие хавариджи?
— В переводе с арабского «хаваридж» — это тот, кто идет против. Так называли членов религиозно-политической группы, сеявшей смуту. Хавариджи отметились в истории жестоким и предательским убийством халифа Османа ибн Аффана в тот момент, когда он читал Коран. Также они убили зятя пророка Али ибн Абу Талиба. Посланник Аллаха говорил про хавариджев: «Они самое худшее из творений».
— Что могут сделать мусульмане мира, чтобы искоренить ИГИЛ?
— Это международная террористическая организация, а терроризм не имеет национальной, религиозной и государственной принадлежности. По мнению экспертов, в рядах ИГИЛ сегодня воюют граждане более чем 80 стран мира…
Считаю, что все мировое сообщество должно выступить единым фронтом против проявлений экстремизма и терроризма. Религиозные и духовные лидеры, муфтии, ученые, священнослужители и общественные деятели различных стран должны сообща информировать и предупреждать население о кровавой сущности ИГИЛ, которая не имеет ничего общего с истинным исламом.
Необходимо проведение международных форумов, конференций и «круглых столов», на которых исламские ученые со всего мира могли бы обмениваться мнениями и заявлять о том, что ислам выступает против терроризма. К примеру, недавно в Алматы состоялся форум улемов Центральной Азии, по итогам которого было принято обращение ко всем мусульманам с призывом остерегаться тех, кто под прикрытием религии совершает жестокие и корыстные действия. Кроме того, верховные муфтии ЦА призвали всех исламских ученых, просветителей, мусульманскую умму противостоять экстремистским и террористическим действиям, пропагандировать общечеловеческие ценности, принимать активное участие в деле формирования у молодежи правильного понимания традиционной религии и возрождения общей культуры и традиций.
Но, конечно, усилий только религиозных лидеров будет недостаточно. Необходимо, чтобы все государства, общественность всех стран мира выступили единым фронтом против ИГИЛ.
Асылбек Избаиров,
профессор кафедры религиоведения ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, директор Института геополитических исследований:
«Преодолеть этот кризис должен сам исламский мир, а именно мусульманские богословы»
— Сегодня исламский мир переживает сложный кризис — кризис мысли. Симптомы этой болезни наблюдались еще в начале 70-х годов прошлого века, когда впервые активизировались радикальные группировки. Это такие организации, как «ат-Такфир уал-Хиджра» и «аль-Джихад Исламийя» в Египте. Реальным проявлением «злокачественной опухоли» стало появление на Ближнем Востоке сети «Аль-Каида», а затем и террористического образования ИГИЛ. Впрочем, нельзя игнорировать и геополитический фактор: первая волна экстремистов сформировалась на фоне оккупации Афганистана советскими войсками в 1979-1989 гг., вторая — на фоне вторжения США в Ирак в 2003-м.
Физическое уничтожение ИГИЛ военным путем, конечно, может привести к тактическому решению проблемы с радикализмом, но лишь в краткосрочной перспективе. Но целиком и полностью преодолеть этот кризис должен сам исламский мир, а именно мусульманские богословы.
Еще в средние века в разработке исламского учения значительную роль сыграла среда богословов (улама), которая определяла внутреннюю динамику и диалектику ислама. Сегодня все зависит от того, насколько богословы смогут выработать единые подходы в наиболее сложных теологических вопросах. Например следующих: входит ли деяние («амал») — в веру («иман»)? Каково точное и единое определение понятий «тагут» (идолопоклонничество), «тарик ас-сала» (оставление намаза)?.. Казалось бы, это очень отвлеченные, абстрактные вещи, но именно они являются составной частью радикальной религиозной идеологии, той самой благодатной почвой, на которой выросли еретические воззрения экстремистов. Зарубежные спецслужбы, способствуя формированию радикальных организаций типа ИГИЛ, спекулируют именно на этих положениях ислама.
Конечно, это лишь одна сторона проблемы. Другая — это нахождение исламского мира в точке геополитических разломов, когда развязанные и затяжные конфликты управляются извне. Как следствие, они создают естественные условия для радикализма мусульман, прежде всего социальные. Например, можно назвать массовые нападения буддистов-экстремистов (монахов «самой мирной религии») на мусульманское меньшинство в Мьянме или затяжной арабо-израильский конфликт.
Исламское возрождение, значительный демографический рост в мусульманском мире — это тот огромный потенциал, который не может не беспокоить правительства отдельных стран. Поэтому такие организации, как ИГИЛ, в том числе их концепция уничтожения «ближнего врага», являются прежде всего средством приостановления развития самого ислама. По мнению многих экспертов, это геополитический проект, который удобен всем внешним силам, кроме самих мусульман, так как является угрозой для ислама.
Сегодня исламскому миру брошен вызов, и от того, насколько быстро и достойно мусульманские богословы смогут выйти из этого положения, зависит его будущее. Исламскому миру необходимо научиться находить и вырабатывать единую и согласованную позицию в этих сложных и неоднозначных вопросах.
Беседовала Сауле Исабаева