АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Что посмотреть из турецкого кино, пока его не запретили

Наступило время санкций для Турции. Помимо экономических связей, затронут и культурные. Уже объявили, что Минкульт отказался проводить Год культуры Турции в России, который планировали открыть в 2017. Денис Катаев отобрал лучшие культурные явления, которыми запомнилась Турция последнее время.

Начнем с кинематографа. Турецкие режиссеры одни из главных участников Берлинского и Каннского кинофестивалей. Но есть номер один. Главный турецкий автор  Нури Бильге Джейлан. В 2014 он увез на родину Золотую пальмовую ветвь за фильм «Зимняя спячка», проникнутый любовью к российской культуре.

Золотая пальмовая ветвь для Джейлана  логичное развитие событий. Он долго к этому шел. Режиссер хорошо известен в Европе и США, особенно на Каннском кинофестивале.  Его предыдущие картины тоже были удостоены восторженных отзывов на Круазетт и завоевали престижные награды. Картина «Однажды в Анатолии», например, получила гран-при жюри, это вторая по значению награда после «Золотой Пальмовой ветви».  Без призов не остались все его знаменитые фильмы  «Времена года» и «Три обезьяны».

Фильмы Бильге Джейлана — одни из лучших примеров турецкой новой волны в кино. Режиссер снимает достаточно смелые, по-европейски открытые фильмы.

Недавно в прокате в России прошло лучшее турецкое кино года. Это фильм «Мустанг», обласканный международными фестивалями, на Каннском фестивале оно было показано в престижной программе «Двухнедельник режиссеров». Франция уже выдвинула его на «Оскар». Во французский прокат фильм вышел в июне, с тех пор его посмотрели там почти полмиллиона человек. Режиссер Дениз Гамзе Эргювен хоть и родом из Турции, училась в известной французской школе La Femis, которую оканчивали известные режиссеры, например Франсуа Озон.

«Мустанг» — пример совсем новой независимой волны турецкого кинематографа. Бодрое, эмоциональное и свободное кино про молодость.

Турция все больше и больше заявляет и о себе и в современном искусстве. По крайней мере, Стамбул уже давно стал одним из главных городов мира, в которых проводят международные биеннале. После Венеции, Стамбул стал чуть ли не самым модным направлением.

В этом году в Турции прошла уже 14 биеннале современного искусства. И она уже заслужила статус одной из самых статусных и почтенных биеннале мира. О ее значимости говорит хотя бы то, что ее организатором стала знаменитый искусствовед и куратор Каролин Христов Бакарджиев, которая курировала «Документу» — одно из главных событий в арте.

В этом году биеннале озаглавили «Saltwater: Теория мыслеформ». Весь Стамбул был превращен в площадку для искусства, причем затронуты были практически все районы города. И европейская и азиатская части, от Черного до Мраморного моря. Ажиотажа добавлял год 100-летия геноцида армян. Американец Майкл Раковиц представил масштабную инсталляцию о геноциде армян в Турции и конкретно в Стамбуле и окрестностях — о том, как горело все живое и оставались лишь кости, из которых он выкладывает изящные рельефы — и проводит параллель с американской историей. Франсис Алюс сделал видео — настоящую симфонию о разрушенной армянской крепости Ани, скорбное молчание, которое нарушает написанная им симфония из щебета птиц.

А еще в этом году впервые один из местных турецких театров Hayal Perdesi Tiyatro  принял участие в программе Эдинбургского театрального фестиваля с постановкой по книге Бориса Виана «Строители империи».  

https://tvrain.ru/teleshow/artificial_selection/turetskoe_kino-399210/