[:ru]
При нынешних темпах прогресса потребуется более 200 лет для достижения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в области занятости
Во многих странах девушки по-прежнему вынуждены рано вступать в брак, что ограничивает их доступ к образованию и будущему трудоустройству. Например, в Нигере в 2016 году 76% девушек в возрасте 15-19 лет были уже замужем, что отчасти объясняет, почему 73% учениц младших классов средней школы не посещают занятия. Детский труд также широко распространен; а еще почти треть женщин в мире считают, что домашнее насилие – оправданное наказание при определенных обстоятельствах, например, если еда подгорела.
О каких человеческих ценностях можно говорить, когда избить женщину считается более приемлемым, чем испортить обед?
Правовые рамки закрепляют такие «ценности». Сегодня в десяти странах все еще разрешено изнасилование в семье, а в девяти насильник может избежать наказания, вступив в брак со своей жертвой. Но многим другим женщинам уже понятно, что подобное социальное устройство лишает их выбора возможностей. Во всем мире отсутствие оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, детских учреждений или благоприятствующей семье политики в области занятости препятствует участию женщин в официальной экономике. Даже когда им удается сделать карьеру, женщины по-прежнему выполняют три четверти домашних обязанностей.
Очевидно, что для создания более равноправного, учитывающего гендерные аспекты мира потребуются глубокие изменения – в восприятии, взглядах, стереотипах и законах. Содействие таким изменениям оправдано не только с моральной, но и с экономической точки зрения. По нашим оценкам, если бы страны ликвидировали гендерную дискриминацию и предоставили женщинам больший доступ к образованию и работе, мировой ВВП за следующее десятилетие увеличился бы на $6 трлн. Но сколь бы сильными ни были аргументы в пользу перемен, для выработки собственной гендерной политики государства стремятся обладать надежными, обоснованными данными и фактами.
Чтобы устранить этот пробел, в 2009 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала Индекс «Cоциальныe институты и гендер», содержащий данные примерно по 180 странам. Используя его совместно со Симулятором политики SIGI, запущенным в этом году, правительства могут проанализировать, насколько всесторонней является их гендерная политика, определить области, где требуются реформы, и оценить программы, которые они реализуют.
Эти данные уже привели к важным выводам. Возьмем, к примеру, Германию. Хотя страна занимает высокие позиции по мировым показателям гендерного равенства, SIGI свидетельствует, что она может войти в первую десятку с помощью относительно простого изменения: законодательно закрепить равную оплату равного труда. Отсутствие такого требования обходится Германии в эквивалент 1% ВВП, согласно оценкам, рассчитанным на основе последних экономических прогнозов ОЭСР.
В Чили предоставление замужним женщинам тех же прав собственности, что и женатым мужчинам, увеличит общий объем инвестиций на 1%. Во Вьетнаме предоставление женщинам доступа к тем же профессиональным возможностям, что и мужчинам, увеличит участие рабочей силы в экономике на 1%.
Во многих странах только матери имеют право на отпуск по уходу за ребенком. Но это укрепляет представление о том, что неоплачиваемая работа по уходу – удел только женщин, что, в свою очередь, ведет к перекосу в распределении домашних обязанностей. Женщины в Пакистане и Индии в среднем тратят на работу по дому в десять раз больше времени, чем мужчины, что означает: у них меньше времени для деятельности на рынке, учебы или просто отдыха. И эта тенденция характерна не только для Южной Азии.
Так как же правительства могут использовать SIGI для изменения законов и содействия гендерному равенству? Лучший способ – учиться на опыте других. В Южной Африке Закон о признании традиционных браков 1998 года в сочетании с законом о гражданском союзе 2006 года фактически ликвидировал принудительные и детские браки. В Либерии принятый в 2015 году закон дает женщинам право на равную оплату равного труда. В 2000 году Эфиопия отменила формулировки, разрешающие только мужчинам распоряжаться семейным имуществом. В 2015 году в Болгарии отменен список профессий «только для мужчин». А в 2002 году Швеция попыталась сбалансировать между родителями обязанности по уходу за детьми, увеличив «квоту отца» в законе об отпуске по уходу за ребенком с одного месяца до двух.
Эти инициативы стали возможными благодаря данным и планированию, а новые наборы данных ОЭСР призваны помочь другим странам последовать их примеру. Вооруженные информацией, лидеры могут перейти от риторики о гендерном равенстве и расширении возможностей к осмысленным действиям. В конечном итоге такие действия помогут создать равные условия для женщин и мужчин, а также построить устойчивые, мирные общества, уважающие всех своих членов. Теперь у нас есть данные, чтобы помочь женщинам реализовать свой потенциал – или увидеть, что произойдет со всеми нами, если мы этого не сделаем.
Габриэла Рамос – руководитель персонала ОЭСР, шерпа при G7 и G20, а также руководитель Гендерной стратегии ОЭСР
Марио Пеццини – директор Центра развития ОЭСР и специальный советник Генерального секретаря ОЭСР по развитию
https://forbes.kz/life/observation/informirovannost_zalog_gendernogo_ravenstva/
[:]