Всего за пять дней чиновники «подшаманили» возвращенный президентом пенсионный законопроект
Депутаты мажилиса парламента согласились с возражениями президента по срокам поэтапного повышения пенсионного возраста женщин. Напомним, 7 июня глава государства Нурсултан Назарбаев поручил доработать законопроект по модернизации пенсионной системы в Казахстане и вернул его в парламент. В своем заявлении президент отметил, что в целом поддерживает этот документ, хотя «не все аспекты реформирования пенсионной системы продуманы как следует». И предложил начать поэтапное повышение пенсионного возраста не с 1 января 2014 года, а с 1 января 2018 года.
Сразу же на следующий день после заявления Нурсултана Назарбаева премьер-министр РК Серик Ахметов провел совещание по вопросам реализации поручений главы государства. Руководитель Кабмина отметил, что президент поручил правительству до вступления нового законодательства в силу проработать вопросы законодательного сопровождения ряда предложений, в связи с чем поручил создать рабочую группу.
Земляки вздохнули с облегчением и надеждой: все-таки пять лет – срок немалый, за это время можно провести всесторонний анализ повышения пенсионного возраста. Однако казахстанским мажилисменам пяти лет оказалось много, они легко уложились в… пять дней. И уже 12 июня на стол президенту лег Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», изложенный в новой редакции.
Глава комитета по финансам и бюджету мажилиса Гульжан Карагусова бодро отрапортовала о том, что «закон президентом будет подписан в ближайшее время».
Независимый политик Амиржан Косанов, оценив скорость, с которой нижняя палата парламента приняла поправки президента в Закон «О пенсионном обеспечении», предложил включить мажилис РК в Книгу рекордов Гиннесса. «В номинации “За самое оперативное изменение Закона”! За 19 минут решили судьбу пенс. реформы!» — написал Косанов. Тем самым опередив на целую минуту сенат, который, напомним, за 20 минут одобрил законопроект во втором чтении.
Так что же успели доработать оперативнейшие чиновники в мире? Насколько корректно по отношению к миллионам казахстанцев всего за пять дней решать судьбу самого болезненного законопроекта – с таким вопросом редакция Total.kz обратилась к самим депутатам и общественникам.
Депутат Мажилиса Парламента РК
Поправки, согласно замечаниям президента, нами были приняты. В принципе, сам основной пакет документов был одобрен главой государства кроме нескольких позиций. Это повышение пенсионного возраста у женщин, данная позиция была просто отодвинута до 2018 года. И я не считаю, что для этого нужно много времени. Разные позиции в законе начинают действовать в разное время: какие-то сразу, другие – в течение месяца. Кроме той, которая регламентирует возрастной ценз.
Депутат мажилиса Парламента РК
Президент четко указал несколько позиций, которые мы должны были туда внести, а правительству он дал задание изыскать ресурсы для того, чтобы повысить пенсионный возраст через пять лет. У Мажилиса не было простора для фантазии, там только то, что есть. Поэтому нельзя говорить, что нижняя палата парламента поменяла позицию. Главных принципов было два: единый пенсионный фонд и унификация возраста. И они не изменились. Унификация пенсионного женского возраста осталась та же, как в первоначальной версии закона. Я также хочу сказать, что закон о накопительной пенсионной системе вышел еще в 1998 году, и уже тогда шел разговор о повышении пенсионного возраста. У всех правительств с того года было 15 лет, чтобы проработать вопросы занятости и провести разъяснительную работу. «Дорожная карта» в принципе подготовлена, но без учета занятости женского населения. Поэтому президент и отодвинул поднятие пенсионного возраста для женщин до 2018 года. Но по своей сути ничего не поменялось. Марченко правильно сказал: «Буду я председателем Нацбанка или не буду, ситуация не изменится».
Депутат мажилиса Парламента РК
Поручение проанализировать закон президент дал не мажилису, а правительству. Закон о пенсиях предполагает главные направления, а подзаконные акты, которые принимает правительство, включают в себя детализацию: кому, чего, сколько. Как эти уточнения могут идти после принятия закона? У нас только так и делается. У нас закон приняли, а подзаконные акты два года следом шлепают. Когда закон выйдет, в него вставки делают. И закон становится похож на ежа, потому что к каждой странице добавляется вклейка, вкладка, заметка и так далее. В эти пять дней правительство ничего не успело, потому что это малый для них срок, но они этим занимаются. Например, президент в своих поправках не указал, что матерям при рождении ребенка будет засчитываться стаж во время декрета – это будет определять правительство. Сколько процентов им платить – тоже правительство определит. И прочее-прочее. Мы в мажилисе одобрили только главные направления, а все остальные детали доработает правительство.
Председатель фонда «Улагатты жануя»
Никакого анализа не было, они просто сказали «есть», когда им спустили сверху. Там никто никогда не руководствуется здравым смыслом при принятии решений. Сенаторы сейчас в своих интервью высказываются, что президент поступил совершенно правильно, и они с ним полностью согласны. Это еще раз говорит, что наш парламент – ручной. Поэтому они предстали сейчас не в лучшем виде. Когда мы выбираем парламент, то надеемся на их разумное отношение к народу, потому что они наши якобы ставленники. У нас есть надежда, что парламентарии что-то решают во имя и для народа. Но они выполняют команду. Только один из них, у кого больше совести, извинился перед женщинами.
Президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане
За пять дней рассмотреть все аспекты законодательства Республики Казахстан и последствия принимаемых изменений, влияющих на жизнь общества, просто невозможно. Это должно было быть серьезное исследование. За эти пять дней парламент рассматривал лишь одну норму. А все другое парламентарии будут рассматривать осенью. Наш парламент работает не самостоятельно. Не приходится говорить о том, что он принимает решения, сверяя температуру в обществе. Вообще, речь не идет о том, что президент был недоволен всем законом. Он говорил только о статье, которая касалась пенсионного возраста женщин. В остальной части никаких предложений не было. Другой вопрос, что у главы государства был ряд устных замечаний, по которым, я повторюсь, парламент намерен работать в осенний период, потому что 30 июня он уходит в отпуск.
Председатель совета Ассоциации пенсионных фондов РК
Все произошедшие события я расцениваю как исключительно негативные. Президент вернул законопроект в парламент, премьер-министр предложил создать рабочую группу, предполагалось, что она будет над документом работать. Мы дали такой сигнал, чтобы в группу вошли независимые эксперты и представители общественности, поскольку законопроект касается всех граждан страны. Работу, скорее всего, должны были провести в течение лета, возможно, даже осени. И вдруг – молниеносное, непонятное рассмотрение документа за несколько минут, ничего не сделали для того, чтобы качественно его улучшить. Просто поменяли 2014-й на 2018 год. Это как школьники-двоечники исправляют ошибку в диктанте. Проявлено равнодушие по отношению к народу. Парламент я назову антинародным, и это самое мягкое, что приходит на ум. Этот парламент не имеет права на существование. И в этом году осенью он должен быть распущен. Страшно представить, сколько еще дров он может наломать. И парламент следующего созыва, думаю, будет переделывать всю работу действующего. В новом виде президент может подписать законопроект, но непонятно, зачем его принимать, если он должен вступать в силу аж через 5 лет, в 2018 году.