Про национальную традицию опаздывать на час-другой известно давно. Более того, приходить вовремя считается даже слегка неприличным. Только почему-то многие считают эту традицию бытовой, а ведь, изучая историю, можно прийти к достаточно интересным наблюдениям. К примеру, борьба с «российским колониальным наследием» началась через два десятилетия после распада Союза (и, кстати, через 90 лет после падения Российской империи). Джунгары были уничтожены спустя два десятилетия после фактического разгрома их державы. Опоздал Кенесары, провоз-гласивший себя ханом давно упраздненного Казахского ханства. Собственно, и само ханство возникло спустя несколько сотен (или даже тысяч) лет после появления народа (это уже вопрос к профессиональным и не очень историкам). Национальный алфавит начал создавать Алтынсарин в XIX веке, хотя языку исполнилось к тому времени несколько веков. Любопытно, что независимость Казахстана многими упорно считается следствием «торжества идей Алаш Орды», хотя в программных документах партии и не слишком легитимного и толком не сформированного правительства речь шла об автономии в составе России. В любом случае, упомянутое «торжество» наступило с большим опозданием.
Собственно говоря, ключевым термином является неспешность. Иногда складывается ощущение, что многие исторические события произошли не потому, что назрели, а потому, что дальше откладывать было как-то неудобно. Конечно, бороться с противником, которого давно нет, – занятие достаточно приятное. В современных детских книжках доблестные батыры громят колонизаторов, штурмуют города, в общем, покоряют мир, а мудрые бии степенно вершат правосудие. Интересно, делал ли кто-нибудь подсчет по современной исторической и художественной литературе, какое количество великих-превеликих воинов было в период казахско-джунгарских войн, сколько тысяч врагов они победили голыми руками, съев при этом (важнейший элемент фольклора) за раз энное количество коней и баранов. Готов поспорить: для того, чтобы победить это великое воинство, джунгарам потребовалось бы наличие тактического ядерного оружия и боевых беспилотников (каковые – об этом мы узнаем со временем – были им поставлены китайскими и российскими властями, чтобы подорвать наши могущество и ожидавшуюся в XVIII веке мировую гегемонию).
Неспешность хороша в любой конкретный момент времени, и особенно когда частная ситуация является вырванной из контекста – исторического, экономического или географического. То есть представляет собой наслаждение гармонией окружающего мира при минимуме физических или интеллектуальных затрат и самопризнанном самосовершенстве. Время от времени гармония нарушается технологическими новациями на горизонте или неблагоприятной мировой конъюнктурой, что может породить ментальный дискомфорт. Все великие нации столкнулись с проблемой решения внутренних ментальных конфликтов, когда поиски смысла жизни заканчиваются тупиком. У американцев появился психоанализ, у русских – духовность, у европейцев – толерантность, у индусов – вера в переселение душ. У казахов такими светочами стали История и Литература. Первая описывает тот мир, который должен был существовать или даже практически существовал. Вторая – причины, по которым этого не произошло, и кто именно в этом виноват.
Когда заканчиваются внешние враги, легко находятся враги внутренние. Не столь важно, если ты не победил на поле боя. Главное, что ты победил на страницах учебника, какого-нибудь журнала или газеты. Можно ничего не делать сейчас, прекрасно зная, что твои потомки когда-нибудь скажут или напишут, что ты на самом деле хотел и был готов, но противники не позволили. В конце концов, гармония и самоуважение намного важнее, чем суета, хаос и борьба. Лежа на диване перед телевизором или на кошме под навесом, есть время и силы более полным образом познать совершенство мира и найти в нем свое, безусловно очень важное, место. И не «опоздал», кстати, а «осознанно не торопил события, проводя взвешенный анализ необходимости личного присутствия в различных объективно протекающих процессах».
26.07.2013 /
Данияр АШИМБАЕВ,
Источник — Панорама