?Взаимоотношения государства и религии традиционно были непростыми. По сути, шла постоянная конкурентная борьба двух игроков за право владеть умами и душами людей.
Своеобразной реакцией государства на возникшие в последнее время проблемы в духовной сфере стало создание Агентства РК по делам религий, тем более что это вписывалось в общий тренд появления в республике так называемых зонтичных структур, каждая из которых должна контролировать свои сегменты. Другой вопрос: насколько эффективно они это делают?
Как известно, перед Агентством РК по делам религий были поставлены вполне конкретные цели. Это выстраивание новых государственно-конфессиональных отношений, мониторинг деятельности религиозных объединений, борьба с деструктивными силами и т.д. Кроме этого существует потребность в аналитическом сопровождении деятельности силовых структур с точки зрения профессиональной теологической и религиоведческой экспертизы.
Нашим чиновникам всегда следует помнить: сфера религии — это не экономика, где государственные провалы и успехи можно замерить уровнем инфляции, ростом ВВП или реализацией проектов в рамках индустриально-инновационной программы развития. Конечно, можно подсчитывать процент зарегистрированных религиозных структур или количество запрещенных сайтов, где присутствуют элементы религиозной вражды. Но что на самом деле происходит в религиозном сознании людей, никто точно сказать не сможет. Это вне сферы государственного контроля. Религия, как и вопрос о национальном самосознании, слишком чувствительная и деликатная сфера, чтобы подходить к ней с бюрократическим наскоком, пытаясь все загнать только в рамки государственных программ.
Главная задача — не подминать игроков на религиозном поле под себя, а вырабатывать устраивающие всех правила игры. На сегодня у агентства есть пока одно оружие — Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», который приняли с серьезным опозданием — эдак лет на пятнадцать. Конечно, лучше поздно, чем никогда.
Другой вопрос: насколько работоспособен этот закон? Интересно отметить, что в некоторых пунктах, касающихся, в частности, регистрации религиозных структур, он весьма чем-то напоминает пресловутый Закон «О политических партиях». Судите сами: местное религиозное объединение могут создать не менее пятидесяти верующих, региональное — не менее пятисот, республиканское — не менее пяти тысяч адептов одного вероучения. А теперь откроем закон о политпартиях с его требованием иметь для государственной регистрации «…не менее сорока тысяч членов партии, представляющих структурные подразделения (филиалы и представительства) партии во всех областях, городе республиканского значения и столице численностью не менее шестисот членов партии в каждой из них». К чему это привело на практике? К сокращению количества легально действующих структур (к которым кроме партий можно также отнести и НПО), что, в свою очередь, способствовало образованию идеологического вакуума, который начал заполняться идейными суррогатами. Но слабые партии, НПО и общественные объединения априори не способны оттянуть на себя часть протестных настроений, введя их в правовые рамки. Слабость институтов гражданского общества приводит (уже привела!) к тому, что определенные политические силы стали действовать деструктивно, в том числе на религиозной, псевдорелигиозной основе.
Теперь Агентство по делам религий, вооружившись профильным законом, взялось за прополку религиозных «грядок» (см. «Лама сделал свое дело…», «Время» от 13.10.2012 г. — Ред.) и рискует наступить на те же грабли.
Все это говорит о том, что агентство в одиночку не сможет решить поставленные перед ним задачи. Проблема радикализации пока еще незначительной части религиозного поля имеет системный характер и завязана на большом количестве факторов. Среди основных причин активизации экстремистских и террористических сил в Казахстане можно выделить, во-первых, формирование благоприятной маргинальной социально-демографической базы — в первую очередь среди молодежи; во-вторых, уже упомянутый идейный вакуум; в-третьих, низкий уровень религиозного образования; в-четвертых, слабую агентурную работу спецслужб внутри потенциально опасных организаций; в пятых, коррупцию, подрывающую легитимность местных и центральных органов власти; в-шестых, близкое соседство нашей страны с зонами повышенного террористического риска.
Особо стоит сказать об угрозе проникновения экстремистских идей в структуры государственной власти. Для нас очевидно, что для минимизации этих факторов необходима эффективная и при этом коллективная работа всей государственной системы, а не одних лишь силовиков и чиновников из ведомства Кайрата Ламы ШАРИФА. Государственным структурам нужно научиться четко разделять причины и последствия религиозного экстремизма. С причинами должны бороться все центральные и местные органы власти в сотрудничестве с крупными конфессиями, НПО, прессой и политическими партиями. Собственно говоря, это и называется профилактической работой. А борьба с последствиями — зачистка уже оформившихся радикальных структур — прямая обязанность силовиков.
Кстати, в Казахстане собираются внести изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия терроризму. Насколько можно понять, теперь основной акцент будет делаться на информационно-пропагандистском противодействии терроризму с активным привлечением общественных институтов, в том числе религиозных объединений. Тот же Лама Шариф заявлял: религиозный ликбез среди населения — первоочередная задача его ведомства. Кстати, с точки зрения религиозного просвещения можно присмотреться к опыту России, где недавно с одобрения государства запущен первый общественный мусульманский канал «Аль-РТВ», созданный по инициативе самих мусульманских организаций для пропаганды духовно-нравственных ценностей ислама и других крупных конфессий.
Но в этой сфере эффективная работа агентства невозможна без тесного взаимодействия с тем же Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК), которое в последнее время явно проигрывало радикалам битву за души людей. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Недавно была озвучена информация: только 30 процентов имамов в Казахстане имеют дипломы. Тогда откуда вышли остальные духовные пастыри? В этой связи настораживают регулярные появления статей на некоторых интернет-ресурсах и в печатных СМИ по поводу разногласий и даже скрытых конфликтов между Агентством РК по делам религий и ДУМК. Недаром в народе говорят: когда двое дерутся — третий радуется. Кому-то эти противоречия могут показаться дракой двух лысых из-за расчески. Но это весьма поверхностный взгляд — речь идет о национальной безопасности страны в целом и ее уязвимой составляющей части — духовно-идейной.
Если агентство и ДУМК не смогут наладить партнерские отношения при четко соблюдаемом государством конституционном принципе невмешательства в дела религии, то уже сейчас можно будет говорить о полном поражении власти и общества в борьбе с деструктивными силами — со всеми вытекающими из этого последствиями.
Досым САТПАЕВ, политолог,
18 октября 2012 |
Источник — Время