Интервью с известным журналистом, специализирующемся на исторической тематике Данияром КАСЫМОВЫМ.
— Скажите, есть ли в Казахстане сегодня понятие исторической исследовательской журналистики?
Есть, конечно. Скажу больше. Почти 20 лет историю Казахстана писали именно журналисты. Они, в отличие от профессиональных историков, не могут ждать результатов научных исследователей, а самостоятельно проводят журналистские расследования. Один из самых известных журналистов, пишущих на тему отечественной истории — Сейдахмет Куттыкадам. С нетерпением жду его книгу «Дао Алтая». Он много пишет о важнейших моментах истории Казахстана. Например, о становлении Казахского ханства. Не везде я с ним согласен. Но его точку зрения, я считаю, следует принять во внимание. Называть остальных не буду. Вдруг кого-то забуду? Обидятся коллеги. При этом не следует обвинять историков в бездействии. Они активно работали. Среди них много преданных делу энтузиастов. Но их возможности были сильно ограниченны. К примеру, в 1996 году в одной из областей Республики археологи не смогли выехать на раскопки. Причина? Отсутствие средств. Сейчас ситуация совершенно иная. Принята программа «Народ в потоке истории». Нас ждут новые, часто сенсационные открытия, которые могут в корне изменить наши представления о прошлом. Здесь предстоит немало поработать и журналистам, чтобы оперативно освещать деятельность ученых-историков.
— Интернет и масса фольк-хистори не портят качество публикуемых исторических материалов?
Тут надо смотреть по каждому случаю отдельно. Среди любителей фольк-хистори есть и фальсификаторы, и шутники, и хулиганы, и вполне серьезные исследователи. Поэтому все их публикации я не могу «оптом» назвать вредными или полезными. Я вот иногда пишу в блогах об истории. Публикации пишу простым, доступным языком. Иначе, читателям будет просто неинтересно, если я стану писать как профессор. Такие мои публикации в серьезные научные журналы, конечно, не возьмут из-за их несоответствия к предъявляемым требованиям. Но зато могут почитать обычные люди, которым интересно узнать что-то новое о нашем прошлом. Недавно с удивлением узнал, что меня регулярно почитывает даже доктора исторических наук! Самое любопытное, что они не стали «инквизиторами». Уважаемые ученые признались – было интересно. Это радует, так – как дает мне убедиться в том, что я на верном пути. Иногда бывает, что попадается публикация в стиле фольк-хистори, которую просто нельзя здравомыслящему человеку принимать во внимание. Однако в тексте есть несколько «крупиц золота». То есть какие-то факты, которые ранее были неизвестны широкой общественности. Так-что даже такие материалы историков-любителей представляют определенную ценность.
— Если бы вам предложили открыть телеканал типа «Хистори», каким образом вы бы сформировали контент?
О, хороший вопрос! Конечно, я, прежде всего, начал бы цикл передач по тюркской истории. Для этого следует наладить устойчивые контакты с другими тюрками во всем мире, чтобы обмениваться материалами. Но, еще, нужно продумать вопрос о создании «орта-тюрк». Это должен быть такой язык, который будет понятен всем тюркам от Северного Кипра до Северной Якутии, от Молдавской Гагаузии до Забайкальской Тофаларии. Особая страница в нашей истории – национально-освободительные и антиколониальные войны, а также весь 20-тый век. Также я хотел бы ввести на таком канале образовательные программы. К примеру, по источниковедению, архивному делу, музейному делу, краеведению и так далее. Это помогло бы всем желающим абсолютно бесплатно получить какие-то навыки профессионального историка. Это очень актуально для нас. В Казахстане все поголовно должны стать, в той или иной мере, историками. Таковы требования сегодняшнего дня. Это жизненно необходимо для нашего будущего.
— Нужно ли поднимать вопрос о установлении Ашаршылыка как дня национального траура? Был ли это геноцид?
Вот вы правильно сказали. Именно Ашаршылык, а не Голодомор. Не надо путать два близких, но все же разных термина. Я уже более 5-ти лет занимаюсь этой темой. Уверен, нам нужна такая траурная дата в календаре. И не следует смешивать Ашаршылык с массовыми политическими репрессиями. Даже чисто хронологически это разные события. Ашаршылык – это массовое истребление казахов, а репрессии – это уже «точечные удары» по нашей нации. Политические репрессии – это 25 тысяч погибших соотечественников. Их память мы чтим 31 мая. Вторая мировая война – 700 тысяч казахстанцев. Их память мы чтим 9 мая. А Ашаршылык — это не менее 3-х миллионов представителей нашего народа, умерших страшной смертью! То есть, половина нации! И нет никакой даты, когда мы могли бы официально почтить их память, дать поминальный ас, сходить в мечеть. Разве это нормально? Только в прошлом году в Астане открылся памятник жертвам массового голода 30-тых годов. А до этого момента сколько открылось памятников в нашей стране, которые посвящены героям советских комедий и мультфильмов. Что-то с памятью нашей стало! При этом повсеместно сохранились памятники Ленину, а также большевикам. Особенно, участникам Гражданской войны. Разумеется, Ашаршылык не был геноцидом. Почему? Потому-что это было во много раз хуже! Геноцид – относительно мягкий термин. Поэтому убийство половины нашего народа с помощью искусственного голода правильнее именовать специальным термином. Народный вариант (я имею в виду Ашаршылык) уже давно существует. Возможно, в будущем историки, политологи, правоведы придумают другой, официальный термин. Во время Второй мировой войны нацисты, усвоив уроки коммунистов, стали копировать их действия! Они осадили Ленинград. Из-за блокады в городе на Неве погибло от голода не менее одного миллиона человек. Это тягчайшее преступление перед человечеством! Однако на Нюрнбергском процессе ни один советский обвинитель не заговорил о геноциде ленинградцев. Не имели коммунисты на то морального права! Иначе им бы сказали: «А вы сами, граждане -сталинцы? Вы ведь сами убили миллионы людей искусственным голодом, еще задолго до прихода Гитлера к власти. Значит, вы тоже совершали геноцид!»
— В стране присутствует серьезное засилье российской историографии, как решать этот вопрос?
А как могло быть иначе? Наша история еще не написана. Российская историография просто заполняет давно образовавшийся вакуум. Недавно я был на Конгрессе историков Казахстана. Просто невероятно, как много совершенно противоположных мнений по тем или иным событиям нашего прошлого! Взять хотя бы наш этноним. Есть серьезные ученые, которые предлагают называть наш народ «алаш», а не «қазақ»! И у них есть довольно убедительные доводы. Ревизия истории – процесс долгий. Предстоит провести еще огромную работу, чтобы никто не ставил под сомнение реальность великого прошлого нашей нации. Это конечно, неправильно, что страна, где образовавшая государство нация имеет самую большую в мире собственную этническую территорию, до сих пор полностью не прочитала свою летопись. Мой университетский преподаватель, известный археолог, доктор исторический наук, профессор Виктор Зайберт недавно сказал мне следующее: «Нам не нужна нарочито красивая, легендарная, сказочная история. Нам нужна объективная, правдивая, патриотичная история Казахстана». И в этом он, безусловно, прав. Невероятно! Еще много лет назад Виктор Федорович доказал, что впервые на планете Земля человек сел верхом на лошадь в Казахстане. Это важнейший факт для нашей номадной цивилизации. Однако, до сих пор у теории Зайберта есть противники. Причем, у нас в Республике. Пока придется терпеть засилье российской историографии. Считаю, что это временное, хоть и затянувшееся, явление.
— История на ваш взгляд это тема для журналиста или для ученого?
История – это тема для любого человека, вне зависимости от его профессии. Например, известный российский исследователь Второй мировой войны Артем Драбкин по образованию, если не ошибаюсь, биолог. Тем не менее, он занимается сбором интервью ветеранов. Это очень полезное дело. Такие воспоминания потом сослужат хорошую службу и литераторам, и журналистам, и историкам. Любой человек фактически становится историком, когда начинает интересоваться историей своей семьи. Например, каждый нормальный казах помнит имена своих жеты-ата. Он рассказывает своим детям, например, кем именно были его прадед во время коллективизации, его дед по время войны, его отец во время эпохи застоя. И это уже существенный вклад в развитие отечественной истории. Почему? Потому-что его дети, сидя на уроках истории в школах или вузах уже будут знать об основных вехах новейшей истории. Им будет легче учиться, понимать смысл происходивших событий, делать собственные выводы. На эту тему я могу говорить долго.
— Какие новые исследования вы предложите читателям?
Сейчас много работаю над книгой «Голощекин». Это очень тяжело. Например, трудно спокойно слушать воспоминания очевидцев Ашаршылык. В своем расследовании я пришел к выводу, что ближайший друг и соратник Сталина совершил умышленное преступление, когда пытался убить весь казахский народ! У него это почти получилось! От полного истребления нас спасла чистая случайность! Я знаю его мотив, у меня есть неопровержимые улики и показания свидетелей его чудовищный злодеяний на нашей земле. Осталось только завершить следствие, укрепить доказательную базу и передать дело в суд. Рассматривать «дело Голощекина» будет весь наш народ. Нация и вынесет свой вердикт. Это станет подлинным судом Истории. Надеюсь, приговор будет максимально строгим. Филипп Исаевич этого заслуживает сполна. В далеко идущих планах написание книги «Мирзоян». Необходимость в этом также давно назрела. Многие почему-то считают его замечательным руководителем, который заботился о наших предках. Очень распространенное заблуждение! И по сей день, длиннейшая улица в главном городе Казахстана носит имя этого негодяя. Ну не парадокс ли, а?
Источник: z001.kz