Аннексия Крыма, война на юге-востоке Украины, взаимные санкции России и Запада – все это противоречит букве и духу Договора о ЕАЭС. Своими недавними заявлениями президент РФ Владимир Путин и вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский дискредитировали это Соглашение.
Куда заведет нас интеграция?
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 2 сентября предупредил о возможных негативных последствиях для нашей страны от санкций, введенных ЕС и США против России и ответных мерах Москвы: «Взаимные санкции применили друг против друга государства, производящие в общей сложности 60% мирового ВВП <…> Это приведет к снижению роста экономики наших партнеров, что повлияет и на нас».
Иными словами, президент страны не исключает ухудшения экономической ситуации, и действия Кремля в сфере политики и экономики могут сделать непривлекательной для Астаны дальнейшую интеграцию в Таможенном союзе. В интервью агентству «Хабар» 24 августа Назарбаев отметил, что Казахстан может выйти из Евразийского экономического союза, если будет угроза его суверенитету. Президент говорил о потенциальной возможности выхода, и это серьезный сигнал для правительства и парламента – что делать в такой опасный период для страны?
Ведь при подписании Договора о ЕАЭС казахстанская сторона руководствовалась исключительно экономическими интересами – ныне даже эта основополагающая конструкция Соглашения неоднократно нарушалась Россией, не говоря о политических и военных кульбитах северного союзника по ТС за последний год.
Те же экономические санкции против западных стран РФ принимала в одностороннем порядке, хотя как член Таможенного союза и будущий член ЕАЭС должна была согласовывать эти действия с Казахстаном и Беларусью. Вполне возможно, что Россия попросит членов по ТС поддержать эти санкции, т.е. Казахстан будет втягиваться в экономическую войну между Россией и Западом. А это нанесет огромный урон экономическим и политическим интересам Казахстана.
Мало того, Кремль хотел, чтобы союзники присоединись к его санкциям против Украины, принятым также по воле Москвы: РФ вопреки условиям Договора диктует Казахстану и Беларуси, с кем торговать, а кому отказать в экономических связях!
Даже прием потенциальных членов в Таможенный союз в одностороннем порядке решает Москва, в частности, Армению с ее военным конфликтом с дружественным нам Азербайджаном, хотя Казахстан выступает против этого. Т.е. нет того афишированного консенсуса, согласования членов ТС и ЕАЭС – почти все решения (часто без согласования) принимаются Кремлем.
Конечно, речь о Евразийском союзе шла еще несколько лет тому назад, но нынешняя политическая и экономическая ситуация в мире и в регионе кардинально изменилась за несколько лет. Аннексия Крыма, война на юге-востоке Украины, взаимные санкции России и Запада – это не полный перечень событий военного, политического, экономического характера, противоречащих букве и духу Соглашения об экономической интеграции. По большому счету Казахстан не может быть в союзе со страной, де-факто ведущей военные действия в другой стране. Это противоречит миролюбивой политике нашей станы.
Не говоря об информационной войне РФ, которая представила Украину и украинцев хунтой, фашистами, агрессорами и т.д., аннексию Крыма – правом народа на самоопределение, а участие российских военных в войне на юго-востоке Украины – как решение частных лиц – заблудившихся (?) военнослужащих, отпускников, добровольцев. Да, официально Россия не участвует в военных действиях, санкций Совета Федерации не было, но от этого никому не легче – идет настоящая война с использованием российской военной техники и с участием российских военнослужащих.
Однако путинская Россия не скрывала и не скрывает своих имперских амбиций и предлагает восстановление империи под вывеской Евразийского союза. Для этого Россия готова и на военное вторжение, аннексируя часть территории страны, не пожелавшей войти в состав Таможенного союза.
Ясное дело, об украинском кризисе Казахстан будет иметь свое видение, свою точку зрения. В конце концов, все, что происходило и происходит в Украине – это внутреннее дело суверенной страны, к выбору которой мы должны отнестись с уважением.
«Для Казахстана не является препятствием соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом», – заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходевстречи с президентом Украины Петром Порошенко в Минске26 августа. Назарбаев отметил, что его страна настроена на развитие двустороннего сотрудничества с Украиной.
А уже 29 августа Владимир Путин заявил, что на территории Казахстана «государства не было никогда. У казахов не было государственности». Точно так же говорили и говорят в России об Украине: мол, это государство – недоразумение, появилось по прихоти большевиков, которые «нарезали» украинцам много территорий. Раз не было такого государства, то не должно быть и сейчас. Вслед за Путиным вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский предложил разобраться с Украиной, потом и с Казахстаном. Своими заявлениями Путин и Жириновский не только дискредитировали Договор о ЕАЭС, но дали понять, что украинский сценарий более чем вероятен и в Казахстане.
Отложить ратификацию Договора о ЕАЭС
А ведь Казахстан не только член Таможенного союза, но и ближайший (если не самый близкий) союзник России, и теперь из-за выражения собственного видения украинских событий президентом РК – такая словесная атака первых лиц северного соседа, что, несомненно, является своеобразным давлением на Казахстан накануне ратификации Договора о ЕАЭС.
Стоит отметить, что в контексте евразийской интеграции разговор о казахском языке вообще не велся – рабочим языком в Таможенном и Евразийском союзе объявили русский язык (как в советское время). В Европейском Союзе – 24 официальных языка, а в ТС и ЕАЭС – один. При открытии в РК совместных предприятий с Россией или Беларусью официальным языком будет русский. Уже готовится единый учебник по истории для членов ТС, естественно, российскими историками, с позиций российской историографии. Унификация в языковой и исторической сфере неминуемо приведет и к общей идеологии и пропаганде в ЕАЭС (к чему способствует господство российских СМИ в РК), а там недалеко и до потери политического суверенитета.
Из-за изменений политической, военной и экономической ситуации, нарушения Россией основ Договора о ЕАЭС необходимо отказаться от него или отложить его ратификацию до лучших времен, до стабилизации обстановки на тех условиях, по которым может заработать экономическая составляющая Соглашения. Нынешняя ситуация – не для равноправной и взаимовыгодной экономической интеграции. Наоборот, в условиях санкций и изоляции российской экономики углубление интеграции с РФ чревато для Казахстана экономическими и политическими потерями.
Конечно, Казахстан не должен отказываться ради ЕАЭС от ранее заявленных стратегий и программ, в частности от цели вхождения страны в 30 развитых стран мира. Кстати, правительство, по поручению президента, займется предупреждением негативных вызовов для экономики, благосостояния и безопасности Казахстана. Однако опыт пребывания в ТС и политика Москвы в этом году свидетельствуют, что высокая цель вхождения страны в «тридцатку» не достижима в союзе с РФ – этому препятствует нынешняя политика Кремля. Эта цель может достигнута в экономической многовекторности: торговать, экономически сотрудничать с теми странами, которые способствуют экономическому росту Казахстана.
Место и будущее Казахстана напрямую будет зависеть от экономического прорыва нашей страны. Необходима специальная госпрограмма, которая учитывала бы новые реалии, новые вызовы в рамках Таможенного союза, чтобы сделать отношения в союзе равноправными и экономически выгодными. Необходимы также новые инициативы, альтернативные союзы, стратегии регионального развития. В противном случае, наша страна так и останется полузависимым государством.
Пробуждение тюркского мира
На фоне кризиса Таможенного союза актуальность представляет вопрос о деятельности организаций, способных обеспечить эффективное региональное сотрудничество. Таким в последние годы становится саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ). Эта организация имеет огромный потенциал для развития.
Если Казахстану «не везет» с условиями ТС и ЕАЭС, то Турции «не везет» с Европейским Союзом, членом которого она не может стать в течение длительного времени. Также Турция давно задается вопросом о том, что дают ей связи с НАТО. И основной вывод, к которому она приходит: альянс – главная помеха в ее стремлении действовать в качестве независимого и сильного игрока.
По этой причине Турция просится в ШОС. А если эту страну приняли бы в Таможенный союз, как предлагал президент Казахстана, то это обстоятельство в корне изменило бы его конструкцию, «идеологию» и будущее – ТС действительно стал бы сильной альтернативой Европейскому Союзу.
Пока же тюркоязычным странам, в частности, Казахстану Совет сотрудничества тюркоязычных государств служит надежным тылом – недаром эта организация держится, прежде всего, на основе единства культуры, языков, истории, традиций, взаимного уважения и равенства.
На IV саммите ССТГ в турецком городе Бодрум 5 июня президент РК сказал: «Нам необходимо сближать нашу молодежь путем предоставления им возможности обучаться в наших университетах. Главная цель – подготовить кадры, владеющие официальными языками Тюркского совета и ТЮРКСОЙ и знающие ситуацию в наших странах». Глава государства предложил поручить Тюркской академии подготовить программу по дальнейшей интеграции тюркского мира и представить ее на общее обсуждение.
Нурсултан Назарбаев обратил внимание на четыре направления, которые должны дать импульс развитию тюркского мира. В качестве первого президент Казахстана назвал раскрытие экономического потенциала тюркоязычных стран. «Общий объем ВВП шести независимых государств превышает 1 триллион 200 миллиардов долларов. В то же время во внешнеторговом обороте Казахстана доля 5 стран составляет лишь 6%. Поэтому нам следует максимально укреплять наш общий экономический потенциал», – сказал президент РК.
Глава государства подчеркнул важность использования транспортных возможностей, которые предоставляют тюркскому миру новые проекты, а также предложил рассмотреть возможность открытия телеканала, который бы представлял международному сообществу тюркский мир.
Есть еще «старая» идея президента Казахстана по созданию Союза Центральноазиатских государств (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения). Ее не следует сдавать в архив – вода камень точит. В дни и годы глобального кризиса необходимо постоянно обращаться к своим истокам. Вроде история дала реальный шанс для долгожданной консолидации среднеазиатских народов и возрождения веками существовавшего единства тюркских народов с древними государственными традициями.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ