Центральная Азия – «котел этнических противоречий». Что лежит в основе этих противоречий и может ли взорваться этот «котел»? Известный американский политолог Збигнев Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» (1997 г.) назвал Центральную Азию не только «котлом этнических противоречий», но и частью «Евразийских Балкан» – в Европе слово «Балканы» вызывает ассоциации с этническими конфликтами и соперничеством великих держав в этом регионе. Балканы принято называть европейской пороховой бочкой.
Пешки в шахматной игре
Интересно, что Збигнев Бжезинский отмечал в основном негативные процессы без каких-либо перспектив для их позитивного разрешения. Поэтому сложные политические события в его книге подаются только в негативном для России и ее соседей исходе. Тем не менее, кое-какие его прогнозы сбываются, в частности в Украине.
Так же примечательно, что политолог рассматривал Афганистан без отрыва от среднеазиатских республик бывшего Союза. В частности, 17 лет тому назад он писал: «Афганистан следует рассматривать не только как часть этнической головоломки в Средней Азии, но также с политической точки зрения во многом скорее как часть «Евразийских Балкан».
Не может не привлечь внимания и его следующая оценка нашего региона: «Все шесть стран являются мусульманскими. Долгое время многие из них находились под преходящим влиянием Персии, Турции и Российской империи, однако этот опыт не укрепил в них дух общих региональных интересов. Напротив, вследствие разного этнического состава они уязвимы для внутренних и внешних конфликтов, что в совокупности делает их привлекательными для вмешательства со стороны более могущественных соседей».
В контексте безопасности нашей страны Збигнев Бжезинский отмечал: «В связи с тем, что в северо-западных и северо-восточных регионах Казахстана в значительной степени доминируют русские, Казахстан может столкнуться с опасностью территориального отделения, если в отношениях между Казахстаном и Россией будут наблюдаться серьезные ухудшения».
Надо признать, что многие положения «шахматного» анализа американского политолога актуальны до сих пор. Например, несмотря на инициативы и стремления Турции и Казахстана, тюркоязычные государства не смогли отстоять общие региональные интересы, не говоря о несостоявшемся Союзе центрально-азиатских государств. Наши страны как были, так и остались уязвимы для внутренних и внешних конфликтов. Хотя «Балканы» переместились в Украину, ситуация в Центральной Азии не стала от этого стабильной и предсказуемой: крымский синдром, наоборот, показал слабость ее позиций.
Признаки патовой ситуации
Пришло время определить реальные угрозы для безопасности Казахстана с учетом внутренних и внешних конфликтов в контексте старых и новых «Балкан». Основную угрозу, по мнению многих международных экспертов, представляет возможная дестабилизация в регионе после вывода войск США из Афганистана. Однако, скорей всего, эта угроза не будет представлять для Казахстана особой опасности: в Афганистане останется небольшой контингент войск США, а афганцы устали от войны – это видно по переговорам правительства Афганистана и США с талибами.
В данной ситуации странам ЦА важно обезопасить себя от угроз роста наркотрафика, распространения радикальных религиозных течений со стороны Афганистана и других стран. Актуальны также угрозы из-за наличия конфликтных факторов в отношениях стран самого региона – это и ухудшающаяся политическая ситуация в ряде стран, конфликты внутри центрально-азиатских элит; риски и угрозы имеют одинаковую степень влияния на том, что касается терроризма, водных, энергетических и транспортных ресурсов и т.д.
По этой причине своевременны предложения китайской стороны. В частности, министр общественной безопасности КНР Го Шэнкунь считает, что ШОС необходимо объединить усилия и выработать совместные меры по противодействию вмешательству во внутренние дела стран, в том числе усилить контроль над НПО и соцсетями, из-за возможности повторения «цветных революций». (Вербовка боевиков, распространение радикальных идей, образование сомнительных организаций и т.п. идет и в соцсетях.) «Китайская сторона готова совместно со всеми странами-членами ШОС изучить возможность создания Центра ШОС по противодействию вызовам и угрозам безопасности», – сказал он, выступая на IX встрече секретарей Совбезов стран-членов ШОС в Душанбе 17 апреля, передает РИА «Новости».
По его словам, такие организации как «Исламское движение Узбекистана», «Исламский джихад», «Исламское движение восточного Туркестана» возвращаются в регион, появляются и активно действуют новые террористические организации, такие как «Солдаты халифата», а действия движения «Салафия» и других религиозно-экстремистских организаций «приобретают более открытую и наглую форму».
Эта угроза характерна и для нашей республики: толерантное отношение в религиозной сфере привело к распространению деструктивных сект и идей. Ответной мерой кроме профилактики правоохранительных органов должно стать повышение роли и уровня светского образования, науки, усиление позиций просветительской работы, духовной, нравственной культуры, научного атеизма.
Борьба с экстремизмом, терроризмом, сепаратизмом должно выйти на передовые рубежи с повсеместным укреплением государственных границ и боеспособности армии. Для противодействия такому варианту развития государству, помимо сильной армии и специально обученных сил быстрого реагирования, нужна стратегия ответа на внешние и внутренние вызовы и риски.
Конечно, Казахстан – член Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), однако эта организация не показала свою эффективность, в частности в известных событиях в Кыргызстане. К тому же в ней преобладают российские военные интересы. По этой причине силы ОДКБ при непредвиденных обстоятельствах могут быть втянуты в войну с Украиной, что не допустимо. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа на днях заявил: «Вы видите, что НАТО сегодня предпринимает шантажные действия по всему фронту границ государств-членов ОДКБ, подтягивая незначительные контингенты, проводя учения, демонстрируя, что они крайне не довольны действиями России в последние месяцы». В данном вопросе Казахстан должен придерживаться нейтралитета и в рамках ОДКБ.
Другую угрозу для безопасности страны представляет небывалая масштабная коррупция, которая затронула буквально все сферы деятельности государства. Крупные коррупционные скандалы в военной отрасли, в правоохранительных органах, в таможне, в министерствах и ведомствах, хищения государственных средств в особо крупных размерах наносят непоправимый ущерб не только экономике, но и представляют прямую угрозу для безопасности республики, для чего нужен новый закон о коррупции.
Коррупция, непотизм, кумовство подтачивают систему государственного управления, исключают или мешают социальному лифту. Не секрет, что во многих министерствах и ведомствах сидит «зеленая» молодежь, порой без необходимого опыта работы и знаний. Одной из главных причин украинского кризиса была небывалая коррупция при бывшем президенте Януковиче, что признал президент РФ Владимир Путин.
В ЦА необходима рокировка: вместо «Балкан» – Пространство демилитаризации
Как бы это не звучит идеалистически, человечество на пороге глобальных изменений на уровне идеологии, сознания, изменения основ международного права и крушения старого мира. Нечто схожее уже было после второй мировой войны в Японии и Германии. Например, послевоенная реформа в Японии кардинально отличается от всего мирового опыта. Это не только отказ от милитаризации. Это изменение идеологии: японская интеллигенция признала, что в милитаризации страны (и войне) было виновато все японское общество, а не только военные – подсудимые Токийского военного трибунала. Из этого следовало, что прежние ценности были неправильными, и их следовало всячески преодолевать. Германия также отказалась от милитаризации, идеологического наследия прошлого с покаянием перед мировым сообществом.
Почему то, что реально в Японии, не осуществимо в странах Запада, в России, Китае и т.д.? Ныне отказ от милитаризации, идеологического наследия прошлого должен произойти на мировом уровне. В той же России до сих пор не произошла деидеологизация пересмотра «ценностей» советской империи на пороге глобального изменения международных отношений, формата мировых ценностей. Крымский синдром должен подтолкнуть мир к выработке новых правил международного права, глобальной идеологии и безопасности.
Казахстан самостоятельно или в составе миролюбивых стран, например, с Китаем, Индией и т.д., мог бы предложить новые мирные инициативы, новую модель мироустройства и жизни в стенах ООН, на разных международных форумах и саммитах, на платформе «G—Global» и т.д.
В этом процессе наша республика может сыграть ключевую роль, предложив мировому сообществу не только мирное урегулирование украинского кризиса, но и новые правила мировой политики, экономики, идеологии, гуманизации международных отношений, новые духовные ценности, нравственное возрождение, отказ от милитаризации, подходы с позиции справедливости, разума, мирных переговоров и т.д. В том числе отказ от конфронтации Запада и Востока. Мирные инициативы, новая модель жизни должны стать национальной идеей Казахстана, оплотом его безопасности.
Нынешнее развитие цивилизации губительно, и оно привело к глобальному кризису. Недаром многие всевозможные мировые саммиты и форумы в различном формате посвящены выходу из экономического, экологического, политического, финансового и другого кризиса, чего не наблюдалось раньше. В такой ситуации есть шанс на мирное урегулирование украинского гордиева узла, если возобладают голоса миролюбия и новых мирных инициатив.
И сейчас гораздо важнее позиция остального мира – именно у него накопилась масса претензий к «золотому миллиарду» и требований об изменении глобальной архитектуры. От реформирования мировой финансовой системы, расширения числа постоянных членов Совета Безопасности до кардинального переформатирования основы международного права, международных отношений и отказа от милитаризации: вместо права силы должно прийти право закона и разума.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ