В конце октября депутаты сената парламента Казахстана приняли закон «Об обязательном социальном медицинском страховании». Принятию любого закона должно предшествовать его обоснование, анализ существующих условий, предыдущего опыта в данной сфере, учет мирового опыта. По медицинскому страхованию это уместно вдвойне, потому что был опыт его введения. Без анализа и без учета прошлых ошибок любое нововведение превратится в двойную работу.
В ФОМС входят дважды?
К примеру, наша пенсионная реформа, может быть, принесла бы дивиденды другой стране и ее пенсионерам. Но в Казахстане в условиях кризиса решили залатать дыры пенсионными активами (разговоры об убытках почти в 100 млрд тенге пенсионных фондов благополучно утихли). Национальный банк РК потратит 1 трлн тенге (3,6 млрд долларов) из государственного пенсионного фонда в следующем году. 400 млрд будут использованы для нужд бюджета. Бюджет – не банк, коммерческой или другой прибыли не имеет, каким образом будут возвращаться деньги из него в ЕНПФ? Летом бывший председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов сказал, что банкам второго уровня выделят 500-600 млрд тенге из ЕНПФ. А ведь банки уже получили деньги в прошлое кризисное время и не вернули их обратно.
В конце ноября 2008 года правительство Казахстана приняло антикризисную программу, и из средств Национального фонда было направлено 1,2 трлн тенге, или около 10 млрд долларов на возвратной основе. Из них в финансовый сектор – около 4 млрд долларов, около 3 млрд долларов – на стимулирование рынка недвижимости и ипотеки и т.д. Большая часть средств ушла в банки. Но об этих возвратных деньгах ныне и не вспоминают, хотя о них в свое время неоднократно говорил президент Нурсултан Назарбаев.
То же самое случилось и с медицинским страхованием. Неужели наши законодатели забыли, что на заре независимости подобные инициативы уже были, что тогда создали Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)? По каким причинам ФОМС канул в лету? Ведь система здравоохранения РК та же, что была 15 лет тому назад – она не была реформирована, возможно, до сих пор сидят в своих креслах чиновники, кто готовил первый ФОМС, участвовал в его организации и работе.
Но раз первый Фонд вышел комом, то где гарантия, что из второго выйдет толк? Закономерный вопрос, каким образом новые накопления будут защищены, чтобы новый Иманбаев не исчез с ними за границей? Ведь и экс-глава Фонда обязательного медицинского страхования утверждал, что ему удалось построить прозрачную финансовую систему социальной защиты, ясную как застрахованным, так и врачам, работодателям и контрольным органам.
Сам факт отсутствия анализа краха первого ФОМС перед принятием закона о медицинском страховании говорит о том, что официальная трактовка 15-летней давности остается в силе. По ней, в 2001 году суд заочно признал экс-главу бывшего ФОМС Талапкера Иманбаева виновным в хищениях крупных средств Фонда и приговорил к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима с конфискацией имущества. Согласно приговору суда, он причинил ущерб государству в размере 906 млн 557 тысяч 840 тенге. Более 906 млн тенге – фантастическая сумма по тем временам. К тому же Иманбаев вроде руководил ОПГ и остался в памяти народа как символ крушения системы обязательного медицинского страхования.
Фантомные боли медицинского страхования
Если главе Фонда обязательного медицинского страхования и его команде удалось провернуть такую аферу, и никто из них не понес реального уголовного наказания, то получается неплохая схема честного отъема денег у населения и предприятий. Возможно, по этой причине до недавнего времени про медицинское страхование старались больше не заикаться – тень «великого и ужасного» комбинатора Иманбаева маячила над этим проектом. И одно только упоминание о ФОМС вызывало фантомную боль у многих людей, включая чиновников от здравоохранения.
Еще в 2004 году писали о возможности вернуть средства, украденные экс-руководителем бывшего Фонда обязательного медицинского страхования: после неоднократных обращений генпрокуратуры в компетентные органы Швейцарии было блокировано движение денежных средств на счетах Талапкера Иманбаева в банках этой страны. После этого наступила тишина. И сложилась непонятная ситуация: Талапкер Иманбаев осужден заочно, находится в международном розыске с 1998 года, не депортирован, деньги не возвращены, не скрываясь, все это время проживает в США, куда выехал из республики по ученической визе.
Лишь в прошлом году Талапкер Иманбаев дал о себе знать и дал интервью двум казахстанским изданиям, где объяснил, почему молчал 16 лет. По его словам, никаких денег ФОМС за границей не было и нет, никаких денег Фонда он не брал, все расчеты ФОМС были совершены через счета казахстанских банков в соответствии с законодательством за исполненные договоры. Ни один человек во время следствия и суда не дал показания против него, и судебная экспертиза подтвердила, что руководство Фонда не совершило никаких незаконных действий. А приговор был сфальсифицирован.
Как заявил Иманбаев: «Я уехал из Казахстана в тот же день, когда мое дело Рахат Алиев забрал себе в налоговую полицию (изначально дело рассматривалось структурами МВД)… Было просто опасно говорить позитивно о Фонде. Даже нейтральные интервью вызывали острую реакцию. Например, после интервью газете «Аргументы и факты. Казахстан» (№ 29, 1998 г.) министр здравоохранения Василий Николаевич Девятко был освобожден от занимаемой должности» (из интервью forbes.kz). По словам бывшего руководителя Фонда, разрушение ФОМС началось после его отъезда Рахатом Алиевым.
Темная схема Фонда?
Казалось бы, для наших врачей и депутатов была возможность сравнить систему удачного, как считает Иманбаев, первого Фонда обязательного медицинского страхования, учесть его опыт, достижения и недостатки, заодно вернуть доброе имя министру Девятко и организаторам ФОМС, вернуть доверие населения к медицинскому страхованию.
Однако, загнав фантомные боли вглубь, без широкого обсуждения проблем здравоохранения, медицинского страхования в обществе (в контексте первого ФОМС) парламент принял закон, который вызовет увеличение «безработных», возрождение «серых» зарплат, большую нагрузку на работодателей, использование средств медицинского страхования не по назначению и т.д.
Ведь разработчики законопроекта кивали на опыт развитых стран и не учитывали «национальные» особенности, в том числе коррупционные возможности чиновников, причины краха первого Фонда обязательного медицинского страхования, экономическое состояние среднего и малого бизнеса и многое другое.
Например, по мнению мажилисмена Азата Перуашева, Министерство здравоохранения и социального развития решило пойти по самому легкому пути, при этом не учитывая всю концепцию медицинского страхования, которая давно внедрена в странах ОЭСР. «Дело в том, что сегодня уже существует социальный налог с заработной платы в размере 11 процентов. И нам предлагают добавить еще пять процентов с работодателя на медицинское страхование и еще два процента с самого работника», – заявил Азат Перуашев.
Он также отметил, что фактически речь идет об увеличении на 18% скрытого налогообложения, и работодатели будут вынуждены пойти на сокрытие реальной зарплаты и выдачу ее «в конвертах».
Депутат Айгуль Соловьева при обсуждении законопроекта сказала о том, как будут использоваться средства медстрахования: «Но здесь необходимы расчеты, которые покажут, каким образом должны эти деньги расходоваться – это первое. Во-первых, это должна быть система. (…) Это должно именно исходить из индивида и того, где он работает. А не так что государство вносит определенный налог в виде налога – темная схема фонда. Непонятно, сколько будет сотрудников, какие зарплаты они будут получать. Возможно, все эти пять процентов будут уходить на содержание еще одного фонда, который потом мы будем все время спрашивать о том, чем они занимаются и куда уходят деньги. Мы требуем расчета того, насколько упадет корпоративный подоходный налог, потому что многие работодатели начнут прятать зарплату».
Пока мы не разберемся с фантомными болями первого ФОМС, они охватят вновь создаваемый ФОСМС (разница названий – в слове «социальный»), порождая новые болезни как в самом Фонде, так и среди населения. Хотя в последние годы наблюдается снижение смертности от различных заболеваний, по некоторым параметрам статистика удручающая: туберкулезу, онкологическим, сердечно-сосудистым заболеваниям, материнской и детской смертности и др.
Например, Казахстан занимает 7-е место в мире по количеству заболеваний раком органов пищеварительной системы, по количеству больных по туберкулезу – 33-е место среди 212 стран мира и 4-е место в европейском регионе и т.д. Не говоря о суицидах. По средней продолжительности жизни (СПЖ) мы не достигли уровня даже советского периода. Ныне Казахстан занимает в Европе последнее место по СПЖ, среди стран СНГ – в числе аутсайдеров. Средняя продолжительность жизни в Казахстане – 68-69 лет. Мужчины доживают до 62-63, а женщины живут на 10 лет дольше. Поэтому реформа отечественного здравоохранения давно назрела. И в этом отношении продуманное и грамотное введение обязательного социального медицинского страхования сыграло бы позитивную роль и заложило бы основу для формирования модели развития отечественного здравоохранения.