АЛТЫНОРДА
Блог Дастана ЕльдесоваНовости Казахстана

Дастан ЕЛЬДЕСОВ. Казахский героический эпос и родной язык…

скачанные файлыКазахский (тюркский) эпос напрямую связан не только с магией и ритуалом, но и с праязыком человечества. Речь идет о едином праязыке человечества, который предположительно зародился в Урало-Алтайском регионе (в Сибири и Центральной Азии) и восходит в своей истории происхождения к гиперборейцам.

Нынешняя цивилизация «перемалывает» многие ценности и явления духовной жизни минувших времен – она живет только поверхностными, нередко лишь потребительскими интересами. Неудивительно, что в такой ситуации безвозвратно теряются многие пласты культуры, имевшие огромное значение в становлении и развитии человечества. Эта проблема особенно актуальна при определении национального развития в эпоху глобализации.

Жырау – нераскрытый феномен

С древнейших времен слову придавали огромное значение. Творение не было безответственным, оно сопровождалось словом, выражавшим некое подобие божественного порядка («в начале было Слово»), как способность слова воздействовать на людей и окружающий мир, в том числе и на мир духов и божеств. Слово и обозначаемый им предмет воспринимались древним человеком почти идентично. Недаром способом номинации создается Вселенная в одном из космогонических мифов саяно-алтайских тюрков. Нередко многие противостояния разрешались не силой, а словом.

О первооснове слова, его могущественной силе в деле созидания, влияния не только на умы людей, но и в становлении, формировании государственности ведем речь с исследователем, кандидатом филологических наук, преподавателем КНУ им. аль-Фараби Кайратом Жанабаевым.

Вы работаете над проектами вместе с выдающимся казахским фольклористом Едыге Турсуновым, в частности занимаетесь исследованием жырау. Расскажите об этом феномене.

Действительно, жырау – нераскрытый феномен из-за идеологических, политических советских приоритетов, которому ныне мы должны уделять большое внимание. Жырау – это тот ключ, который в «жерновах» глобализации может сохранить нас в нашей национальной ойкумене и дать нам развитие. Знание этого феноменального явления является одним из ключевых вопросов постижения тайн возникновения философии, религии, поэтического творчества, в том числе казахской и тюркской культуры. В параллели с мировыми носителями – миннезингеров, древнегреческих аэдов, корейских ванов, индийских магадхов и т.д. открываются этапы развития эпоса, его законы, а также как формируется жырау, как текст связан с военным обрядом и т.д.

aUOx1RmcRGQ

Жырау – это создатели и исполнители жыров, то есть эпических произведений, героические певцы при ханах, восходящие в своем искусстве к прорицанию. С появлением казахского ханства жырау находится в ханском совете, и понятия «жырау» и «государственность» тесно взаимосвязаны. Почти все жырау работали в одной паре с ханами (Асан и аз-Жанибек, Шалкииз и Би Темир, Бухар и хан Аблай и т.д.). Поэтому наша история объединена, «спаяна» творчеством жырау, и эти идеи связаны с нашей независимостью. И многое решает раскрытие этого феномена в школьной, студенческой аудитории.

Сакральный вождь в ханском совете

Какую функцию выполнял жырау? Откуда черпал знания и откровения?

— Жырау вобрал в себя прорицательскую функцию шаманов, знания древних жрецов, форму объяснения мира, словесную магию, знания календарных систем, родословной (шежире) не как сухой истории, а как связь с аруахами и т.д. Мифологическая, тенгрианская система сформировала человека, который все это знал, все это обобщил и стал сакральным вождем этого знания для ханского совета. В основе их искусства лежал магический «сгусток» древних словоформ, имевших мощную аккумулятивную силу, которые сформировали предшественники, древние знания и огромный аналитический дар. Жырау были духовными вождями племен. Поэтому ханы полагались на них как прорицателей, как носителей сакрального знания и способа общения с аруахами.

Как прежде шаманы, жырау связывали природные явления с возможными социальными проблемами, предупреждая страшный голод – джут. Например, год белого зайца, о котором многие знали как о трудном периоде, но жырау заранее предупреждал в стихотворной форме хана, чтобы тот подготовился сам и подготовил народ, чтоб не случилось трагедии.

Что касается внешних и внутренних дел, то им была известна до мелочей ситуация в каждом роду или племени. Получая достоверную информацию, жырау делал точный анализ. Например, Асан Кайгы предопределил крах Золотой Орды. Жырау не гадает – у него опыт предков, знания шежире, истории, современного и будущего мира, жырау – «банк идей», аналитическая и интеллектуальная база ханского совета.

В своей книге «Возникновение баксы, акынов, сэри и жырау» Едыге Турсуновпишет, что жырау происходили в основном из среды военной аристократии и пользовались авторитетом в народе и в ханской ставке. В их искусстве наряду с другими жанрами присутствует и жанр предсказаний. Они считались «вещими» людьми: предсказывали политические события и климатические изменения, влияющие на жизнь социума.

Чем еще отличался жырау от других поэтов?

Можно выделить: акын, сал, сере, жырау. От них зачатки жанров: от акына идет лирика, от сал – комедия, сере – трагедия, жырау – эпос. Об этом писал Турсунов. А у нас в школе и вузе в изучении литературы акыны и жырау объединены, и получилась «каша».

Между тем жырау представляют собой исключительный слой литературы. Жырау – концентрированное выражение тюркского национального духа. В мировой культуре есть два типа известных носителей: те, которые создают тексты – это ритуальные певцы, вроде аэдов, и те, кто распространяют тексты, вроде рапсодов в древней Греции, у нас – это жырау и акыны. Оба класса отличают разный социальный статус и связанные с ним функции: первые пели при дворах и ставках, вторые – в народе.

Как ритуальный певец жырау говорит один раз, его выступление комментируют жыршы и акыны разносят по степи, потому что эти тексты высокого порядка. Это есть момент меритократии – власти знающих, власти избранных. Жырау занимали высокое положение, потому что они сами были носителями государственности и целостности казахского единства, начиная с Асан Кайгы. И любой хан также был носителем государственности.

У нас даже писатели путают жырау с акынами: будто жырау участвовали в айтысах. В айтысах участвовали акыны, а жырау выступали от имени ханского совета, от имени союза племен, говорили о государственных делах, в моменты этнополитической консолидации. Ханская идеология пропускалась через жырау как носителей прежних знаний, и только после этого выходил текст.

Как говорил Мухтар Магауин, в самые важнейшие моменты истории или в трагические ситуации появлялся жырау и исправлял ситуацию как ритуальный посредник. Есть гармония – социум кочевой, есть хаос – весь мир, и чтобы свой мир не погиб, жырау исправляет мифологически, прежде всего, хана, при этом учит и народ, как основу ханства. Если хан, например, не может отстоять свои земли, идет деформация социума.

V37aYZhj7CU

Небывалого расцвета достигла эпическая и лиро-эпическая поэзия жырау в т. н. «среднетюркскую эпоху», в исторический период образования, героической жизни и распада Казахского ханства XV-XVIII вв. Именно в это время творили Асан Кайгы, Казтуган, Доспамбет, Шалкииз, Маргаска, Жиембет, Умбетей, Ахтамберды, Бухар.

                          Жырау ушли в прошлое, но тайна осталась

— От жырау берет начало эпос. Какая между ними связь?

— Жырау – прорицатель. Он не только член ханского совета, но и руководитель ханского совета, т.е. имел право решающего голоса, например, при объявлении мира или войны. Самая интересная его функция – роль военного «идеолога» и «оратора». В древности песни были незаменимым оружием, чтобы «завести» воинов перед боем. Это были ундеу (воззвания, призывы).

Чокан Валиханов писал, что аруахи и Небо любят музыку и песни. Когда жырау начинает играть и петь эпос, начинается другое время, потому что духи аруахов здесь. Как только жырау прикасается к кобызу, тот мир и этот пересекаются – мир предков и поколений. После смерти героя тоже поется песня, посвященная ему; год спустя – уже как аруаху. Отсюда огромное число эпических сказаний: «Алпамыс», «Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Ер Едиге», «Ер Саин», «Камбар батыр» и т.д.

Значение эпоса очень велико, в его основе – героическая песня, и названия эпосов не просто имена батыров, а боевые кличи. А боевые кличи (ураны) – обращения к аруахам – создавали мощную энергетическую поддержку воинов. Для кочевого человека очень важна честь рода, которая заключалась в уране – обычно имени предка, родоначальника племени. Хорошо описана сцена воздействия урана на воинов в романе Ауэзова «Путь Абая»: «с криками «Иргизбай! Иргизбай!», «Топай! Торгай!», «Олжай! Олжай!» – весь отряд бросился за ним, растекаясь по склону, как пожар».

Выкрикивая имена предков – аруахов, воины себя возбуждают психологически, и эта огромная энергетическая масса движется вперед: «Я с именем предка иду в бой!» – это пропуск в иной мир. Воины ничего не боятся, они летят как снаряд. Почему Чингисхан вошел в Европу? Потому что значение урана было велико – дело предков, дело чести. Как пел Махамбет: «Ереуіл атқа ер салмай, егеулі найза қолға алмай… ерлердің ісі бітерме?!»  («Сможет ли герой завершить свое дело, если не будет смысла подвига?»). Подвиг является основой эпоса.

A8SIKgHTOlQ

— Что дает лично Вам изучение жырау?

— Когда Е. Турсунов относит сложение песен-жырау к I тысячелетию до н. э., то мы невольно задумываемся о том, какое громадное историческое пространство охватывает история тюркской эпической поэзии. Все древние тексты – уникальный «заповедник» древнего мышления, целые коды древних знаний, уводящие нас к единой прародине, единому языку. Не говоря об эстетике текстов – это высший класс.

Я придерживаюсь версии, согласно которой казахский (тюркский) эпос напрямую связан не только с магией и ритуалом, но и с праязыком человечества. Речь идет о едином праязыке человечества, который предположительно зародился в Урало-Алтайском регионе (в Сибири и Центральной Азии) и восходит в своей истории происхождения к гиперборейцам. Недаром исследования ученых говорят: родиной единого праалфавита является Центральная Азия. Эти идеи были выдвинуты известным тюркологом Алтаем Аманжоловым, а до него, еще в 20-х годах ХХ века, говорил об этомнемецкий исследователь Герман Вирт, который писал, что германские руны искажены, а единый источник находится в Центральной Азии и Сибири. Тюркский эпос («Манас», «Кобланды», «Алпамыс» и др.) хранит эти воспоминания о Золотом веке. И то, что руны германцев, скандинавов, тюрок совпадают – загадка, которая решается просто. Наш регион – родина единого праалфавита и единая человеческая прародина. Вся истина – в рунах.

d.eldesov@mail.ru