Зловещая тень ядерных взрывов над Хиросимой и Нагасаки, на Семипалатинском ядерном полигоне и аварии на чернобыльской АЭС, японской АЭС «Фукусима-1» будет постоянно маячить за ядерными проектами…
Август традиционно увязывается с ядерной тематикой. 6 августа мир отметил Всемирный день действий за запрещение ядерного оружия, в день памяти жертв атомной бомбардировки японского города Хиросимы. Вот уже несколько десятилетий каждый год 6 августа в 8 часов 15 минут утра город Хиросима замирает – наступает минута молчания. Надо признать, что это трагедия не только этого города и Японии. Недаром в этом мероприятии принимают участие представители более 70 государств, в том числе США.
В конце 2009 года ООН по инициативе Казахстана провозгласила 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний, и отмечается с 2010 года. 29 августа выбран не случайно: с 29 августа 1991 года Семипалатинский полигон был закрыт указом президента Казахской ССР Н.Назарбаева.
Способность возрождаться из пепла
Две разные даты объединяют две далекие друг от друга государства – это пострадавшие страны от ядерного оружия и его испытаний. Опаленные атомом народы связаны одной проблемой – ядерной. Общая беда должна заострить внимание Казахстана к Японии, пережившей ужасы ядерной бомбардировки, но при этом показавшей удивительные и невиданные темпы промышленного развития, которое страна восходящего солнца достигла всего лишь за три десятилетия. Это притом, что Япония потерпела поражение во второй мировой войне, понесла огромные людские и материальные потери – кажется, император, армия и народ были надломлены и унижены, в том числе и от ядерной бомбардировки.
Можно выделить две основные пункты японского чуда: Япония не стала «изобретать велосипед» заново – тратить время на разработку собственных технологий, а стала перенимать у других стран научно-технический опыт, покупать патенты и лицензии. И второй пункт: принятие новой Конституции Японии с ее знаменитой 9-ой статьей о запрете на вооружение. Отказавшись от политики вооружения в пользу экономики, Япония вкладывала средства в развитие промышленности, при этом рассчитывала только на свои силы для подъема экономики, но перенимала новые технологии и технику.
Япония – одна из редких великих держав, которая не была вовлечена в разорительную гонку ядерных вооружений, избежала раздувания военного бюджета, гонки обычных вооружений и вообще непосильных расходов, т.е. того, что тяжким бременем давит на экономику других держав. Япония превратилась в великую страну благодаря отказу от милитаризации и сохранению нейтральной позиции в мире, где правит «дух войны», что принесло ей большую выгоду и авторитет на международной арене. Эта миролюбивая политика приносит колоссальные плоды, в том числе в экономическом, научном, образовательном, социальном плане. Кто впервые вступает на японскую землю, поражается: все сделано для человека и во имя человека.
Здесь следует уточнить, что это была не первая масштабная реформа в этой стране. Еще в 1868 году правительство Японии взяло курс на модернизацию страны под девизом «богатая страна, сильная армия». Для ознакомления с положением дел на Западе была создана «Миссия Ивакуры», которая привезла из 15 стран бесценную информацию о современных принципах общества. Однако модернизация затронула не только экономику, но и военную сферу, что привело к милитаризации страны, переходу власти де-факто к военным, в итоге к участию в войне на стороне Германии и… ядерной бомбардировке.
Золотая нить идеологии
Послевоенная реформа в Японии кардинально отличается от модернизации ХIХ века. Это не только отказ от милитаризации. Это изменение идеологии: японская интеллигенция признала, что в милитаризации страны было виновато все японское общество, а не только военные – подсудимые Токийского военного трибунала. Из этого следовало, что прежние ценности были неправильными, и их следовало всячески преодолевать.
Теперь реформы шли под лозунгом «традиции плюс инновации». Была принята верховной властью Японии т.н. «культурный национализм» как элемент новой идеологии демократической Японии, при этом сохраняя внешние, традиционные для японцев атрибуты, такие как формальное сохранение императорской системы, традиционное воспитание, традиционное понимание иерархии, белый флаг с красным кругом и т.д. Это не оставило почву правым радикалам под «знаменем патриотов», под которым они намеревались консолидировать «не склонный к демократии» японский народ.
Иными словами, новая идеология переключила внимание народа, который испытывал чувство неполноценности после поражения в войне, от «обыкновенного фашизма», военного патриотизма к демократическим и общечеловеческим ценностям, которые были как бы осенены национальными атрибутами. И была найдена золотая середина по пути к новой Японии.
Если мы проанализируем более 20-летный путь становления Казахстана, то заметим, что до сих пор не найдена та золотая нить развития, которая привела бы республику к успеху. Нередко были движения от одной крайности к другой, от одного закона, проекта к другому, порой противоречащему друг другу. Особенно это заметно в сельском хозяйстве, где развитие животноводства ограничивает «Земельный кодекс»: многие места для выпаса скота вокруг населенных пунктов стали частными или сданы в аренду. Отдельные его пункты не способствуют появлению крупных хозяйств. Такая картина наблюдается и в некоторых других сферах экономики.
Это особенность развития РК характерна и в области идеологии, культуры, религии, образования, науки, сдобренной коррупцией. Если бы власть и народ, как император и народ Японии, могли публично признаться в своих ошибках, покаяться и изменить «национальную идеологию» – давать и брать взятки, победить коррупцию, то страну ожидал бы успешный путь развития.
В контексте нынешней казахстанской действительности японский лозунг звучал бы иначе: «новые традиции плюс старые технологии». Об инновациях в Казахстане заговорили поздно, к тому же в страну нередко завозили устаревшие технологии и продукцию «не первой свежести».
Новые традиции и отрицание старых пришло чуть ли не с первых дней после обретения независимости. 15 января 1992 года был принят закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», в результате которого в страну хлынули всевозможные религиозные организации и секты как с Запада, так и Востока, вместо заведений культуры, науки и образования открылись тысячи мечетей, церквей, синагог, молельных домов.
Такой религиозный «винегрет» не способствует сплочению народа, не говоря об «агентах зарубежного влияния», о возросших рисках экстремизма, терроризма и угрозах государственной безопасности. И 11 октября 2011 года принят закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», открывающий государству достаточные возможности для регулирования процессов, проистекающих в религиозной сфере. Но уже потеряно время и религиозное поле отчасти «посеяно» нетрадиционными «семенами».
Ядерная энергетика противоречит инновациям
Правительство Японии приняло решение поднять уровень опасности катастрофы на АЭС «Фукусима-1» до максимально возможного уровня – 7 баллов по Международной шкале ядерных событий (INES). Последний и единственный раз в истории мировой ядерной энергетики седьмой уровень опасности был присвоен катастрофе на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Иными словами, на «Фукусиме-1» не авария, а катастрофа.
После японского «Чернобыля» некоторые страны пересмотрели свои ядерные программы и внесли новые коррективы: ужесточение условий эксплуатации АЭС, закрытие старых и замораживание строительства новых станций. Такие государства, как Германия, Бельгия и Швеция, наложили запрет на строительство новых атомных станций. Канцлер ФРГ Ангела Меркель распорядилась временно вывести из эксплуатации атомные электростанции, построенные до 1980 года. В самой Японии прошли многотысячные митинги против функционирования в стране АЭС, некоторые политики и ученые выступили за отказ от ядерной энергетики в пользу альтернативной.
Все-таки необходимо, чтобы общество, правительство осознало очень тесную связь между последствиями Семипалатинского полигона и развитием ядерной энергетики – возможным строительством АЭС, возможным размещением Международного банка ядерного топлива (МБЯТ) в Казахстане. Ясное дело, если на государственном уровне не делаются даже попытки исследовать масштабы последствий ядерных взрывов с последующим медицинским, социальным, экологическим обслуживанием, то не должно стоять на повестке дня строительство АЭС, тем более – размещение МБЯТ. Здесь вопрос не только экологический, гуманитарный, но и научной состоятельности. Ибо зловещая тень ядерных взрывов и аварии на японской АЭС «Фукусима-1» будет постоянно маячить за ядерными проектами.
Даже в словах российских чиновников сквозит неуверенность в целесообразности строительства АЭС с экономической точки зрения. Ведь опасные АЭС вынуждены строить в густонаселенных странах с ограниченными энергетическими ресурсами, к которым Казахстан не относится. Западный Казахстан не только малонаселен, но и богат нефтью и газом. К примеру, в некоторых странах Европы хотят строить новые АЭС, чтобы уменьшить зависимость от российского газа и нефти.
Стало быть, Казахстан хотят освободить от своих энергоресурсов, чтобы сделать зависимым от российской АЭС!? Здесь надо напомнить, что создатели японской АЭС не понесут никакой ответственности, так же как в свое время избежали ответственности «отцы» чернобыльской АЭС. По «ядерной» логике, виновата была и будет эксплуатирующая АЭС сторона. Недаром весь мир говорит об ошибках японских ядерщиков, японского правительства, но почему-то молчит об ответственности за аварию американцев – «отцов-основателей» «Фукусимы».
Наши ядерщики никак не могут или не хотят осознать всю опасность атомной энергетики, хотя чернобыльская и японская катастрофы показали, на что способна эта черная энергия, не говоря о семипалатинской трагедии. И в будущем человечество будет ориентироваться на экологически чистые и безопасные источники энергии, возможно, и не столь эффективные, как ядерная энергетика, которая уйдет в прошлое как чрезвычайно опасная для человечества и планеты. Ядерная энергетика – это вчерашний день, и ее лоббирование противоречит инновационному развитию страны.
Кстати, будущее МБЯТ тоже туманно, это признают и в США. «Аналитики Конгресса и Госдепартамент бьются друг с другом по поводу того, должны ли Соединенные Штаты продолжать финансирование банка ядерного топлива в Казахстане… В нем (в докладе аналитического органа Конгресса) Соединенным Штатам Америки рекомендуется приостановить выделение финансов для этого проекта до тех пор, пока не будет возможно проведение дальнейшего планирования и исследования» (http://www.zonakz.net/articles/70219).
Дастан ЕЛЬДЕСОВ