АЛТЫНОРДА
Блог Дастана Ельдесова

Дастан Ельдесов. Когда появится «Казахмультфильм»?

скачанные файлы (1)В Казахстане растет детская преступность. Нынешние подростки отличаются особой жестокостью. Преступления с применением оружия среди детей выросли за последние годы в 8 раз! В советское время такие сведения взорвали бы страну, у нас же – это дежурная информация. Как и о росте детской проституции. Мы что-то упустили, не доглядели, не досмотрели, мы не можем никак растопить сердца и разнести стену отчуждения, что начали терять своих детей в прямом и переносном смысле.

Самая печальная повесть на свете

Естественно, социализация подростков в условиях экономической и политической нестабильности на фоне снижения культурного уровня и разложения нравственных устоев общества способствует формированию нигилизма и культа силы среди подростков. Это вызывает резкий рост числабезмотивныхжестоких преступлений, что ныне мы наблюдаем. В последние годы наблюдается расширение круга и количества преступлений, которые совершают девочки-подростки и девушки. Это не случайно, как и увеличение числа девочек, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни. В чем причины возросшей детской преступности?

Здесь начинается самая печальная повесть на свете – о положении культуры в Казахстане. Писатели, поэты, художники, артисты в целом остались за бортом востребованных в стране людей – их деятельность не поддерживается государством на системной основе, поэтому их профессии опустились на самую низкую планку социальной и материальной значимости. «Инженеры человеческих душ» уже не имеют должного влияния на души наших граждан, особенно подрастающего поколения. Соответственно, дети растут не только без знаний о красоте окружающего мира и человеческой мысли, слова, образа. Из-за «потери души» они начинают жить жизнью простого потребителя, бездумно прожигая жизнь.

4224974.c71yuslka2

Из-за системной ошибки властей открылся широкий доступ к ничегонеделанью, пьянству, наркомании, преступности среди детей и подростков, который подкрепился отсутствием моральных обязательств, уважения, памяти. Несколько лет тому назад прошла информация, которая попала и в российские СМИ как квинтэссенция обозначенной проблемы: после закрытия дома детского творчества в поселке Киевка, райцентре Нуринского района Карагандинской области произошел всплеск детской преступности.

Например, в Японии художественно-эстетическому воспитанию отводится огромная роль. В стране восходящего солнца считают, что глубокими знаниями в области техники и точных наук человек с развитым образным ассоциативным мышлением овладевает быстрее. Поэтому-то в Японии не только научно-техническое развитие, но и красота и совершенство во всем, не говоря о традиционно развитом искусстве и дизайне.

                               Мультики учат бездумной и пустой жизни

С падением «железного занавеса» в страну хлынул поток всевозможной детской мультипликационной продукции сомнительного характера. Эта проблема не изучается, хотя многие мультфильмы говорят «грязным» языком, а персонажи – агрессивны и безобразны, нередко они ведут себя и разговаривают как взрослые, будто фильмы не для маленьких детей. Самое страшное, они ничему доброму не учат, наоборот, учат бездумной и пустой жизни.

А между тем психологи утверждают: далеко не все мультики полезны для детской психики. Некоторые мультики детям смотреть крайне вредно даже в подростковом возрасте, они могут формировать у ребенка склонность к агрессии, а также быть причиной различных зависимостей, фобий и даже психических расстройств. Например, в России родители подали в суд иск на телеканал за трансляцию мультфильмов «Гриффины» и «Симпсоны», основываясь на утверждении психологов, что данные фильмы развращают детей, вызывают агрессию и апатию

В советское время абсолютно все мультфильмы начинали транслироваться только после прохождения жесточайшего контроля. Существовала строгая проверка каждого кадра касательно его воздействия на детскую психику. Недаром говорят, что мультфильмы смотрят три поколения, если в них есть настоящее искусство. А у нас сейчас взрослые не смотрят «агрессивные» мультики, поэтому «теряем» детей.

Вкусы наших детей необходимо формировать с раннего детства. Поэтому будет лучше, если ребенок будет смотреть отечественные мультфильмы, а также старые и добрые советские мультики – они учили добру не одно поколение. В них присутствует столь важный воспитательный элемент, хорошо прослеживаются многие поговорки и пословицы, так как именно они находятся в основе советских фильмов.

скачанные файлы (2)

Когда появится «Казахмультфильм»?

Искусство учит мыслить. Это краеугольный камень любого вида искусства, в том числе и искусства анимации. Но у нас отечественная отрасль мультипликации находится в плачевном состоянии. Более подробно раскрыл мультипроблему президент ассоциации анимационного кино Казахстана Гали Мырзашев.

— Основные проблемы – это бессистемное и слабое финансирование, отсутствие статуса анимации, закона о меценатстве, нарушение авторских прав на мультфильмы, которые государство попросту забирает, и др. Самое главное, нет хода для реформирования отрасли по китайскому или российскому образцу.

Есть общие законы развития мультипликации, например, в советское время – устойчивая, плановая система с хорошим финансированием, и был соответствующий результат. Если ныне государство ушло от советского опыта, то почему не предлагает новые подходы? Тем более не надо изобретать велосипед – можно перенять опыт России, с анимацией которой у нас старые, добрые связи.

Сейчас наша анимация как часть входит в состав «Казахфильма», т.е. нет отдельной базы, финансирования, руководства, стратегии развития и реформирования. Поэтому мы инициировали создание самостоятельного профессионального объединения «Казахмультфильм», но эта идея не доходит до правительства. В той же России «Союзмультфильм» и «Мосфильм» – две разные творческие организации, и у каждой – свой профиль. В России мультипликаторы обратились к властям, и те в течение месяца решили все вопросы. А мы вот уже пятый год никак не можем доказать чиновникам очевидное.

Ведь анимация – это отличная от кино сценарная культура, продюсерские задачи, авторские взаимоотношения, техническое оснащение и т.д. Технология анимации имеет различные программы, каждая из которых требует индивидуального финансирования. У нас же в ТО «Анимация» при Казахфильме практикуется единый тариф и маленькое время на производство, что негативно сказывается на конечной продукции. 10-минутный фильм должен производиться около 9-12 месяцев, у нас требуют выдать его за 7 месяцев.

Создание «Казахмультфильма» привело бы к организации продюсерского центра, что позволило бы рационально использовать государственные деньги, отбирать работы на основе конкурса, вводить рыночные отношения и освободиться от диктата чиновников от культуры. Необходимо принятие закона о меценатстве, как в России. Это дало бы спонсорскую помощь мультипликации. В России студия «Мельница» учреждена богатыми гражданами – она имеет заказов на десятилетия вперед. Увы, в Казахстане нет тех олигархов, которые могли бы поддержать анимационное искусство.

В Китае 51 % – это деньги и техника государства, а 49 % – это интеллектуальная собственность творцов. Кстати, реформирование отрасли в Китае дало его бурное развитие даже в провинциях. Например, в Казахстане в год мы даем 50 минут анимации, в Китае один город – 200 минут, а по стране – более 2000 минут.

При умелом менеджменте анимация имеет хорошие постпродакшн возможности – это комиксы, альбомы «Раскрась сам» и другая продукция. Остро стоит необходимость в создании компьютерных игр, например, «Кокпар», «Как собрать юрту», игра в асыки и т.д. А также постоянная работа среди школьников с проведением различных конкурсов.

0

При грамотном развитии анимации можно вывести ее сотрудничество с телевидением на системную основу, которой сейчас нет. По «Балапану» часто крутят дубляж второсортного зарубежного мультфильма. Что обидно, телеканал существует на деньги налогоплательщиков, с мнением которых не считаются в руководстве ТВ, а значит и в министерстве культуры РК. В той же России канал «Карусель» не страдает болезнью нашего «Балапана», защищая рынок от чужаков и предоставляя только отечественную продукцию.

Напоследок Гали Мырзашев отметил:

— Отсутствие информации, определенной структуры, бессистемное финансирование анимации создает социальную напряженность, нервозность в профессиональной среде.  Если законодательно утвердить запуск хотя бы пяти 10-минутных картин в год, то через несколько лет благодаря здоровой конкуренции наша анимация сделает качественный скачок. Если каждые три года запускать полнометражный проект, то мы выйдем на международную арену. Единственная надежда – это на 7 апреля 2015 года. На эту дату назначены слушания по вопросу анимационного искусства в Мажилисе.

Вот такие максимально убедительные слова специалиста, последнего дипломанта ВГИК от Казахстана, который поднимает проблему и дает пути ее решения, заставляют задуматься над тем, а можно ли у нас вообще быть профессионалом и инициативным гражданином? Несмотря на глухоту чиновников, наши мультипликаторы во главе с Гали Мырзашевым в сотрудничестве с российскими и китайскими коллегами подготовили пакеты проектов, как «Шелковый путь», «Томирис», «Байконур» и «Бейбарс».

d.eldesov@mail.ru