После селя в Алматы отношение горожан к горам, возможно, несколько изменится – стихия в очередной раз напомнила об опасности, которая таится в горах. Впрочем, это общеизвестная истина, несмотря на которую люди все равно тянутся к ним, например, те же альпинисты или туристы. Высоко в горах возле Ледника Молодежный есть даже небольшое кладбище, где покоятся погибшие альпинисты.
Что такое багги?
С мая прошлого года можно подняться почти за час по серпантину от Шымбулака к Леднику Молодежный с головокружительной красотой и горой впечатлений. Кто был в горах выше горнолыжного курорта Шымбулак, тот имеет представление о горной дороге, по которой можно подняться выше к метеостанции, где расположена селезащитная плотина, а еще выше – к гляциологической станции у подножия Ледника Молодежный.
Мало того, что здесь крутые склоны, горные подъемы, так почти вся дорога усыпана большими и малыми камнями, есть участки дороги вдоль крутого обрыва, по краю пропасти. По такой крутой и опасной дороге способны подниматься лишь военные грузовые машины, джипы (если, конечно, не жалко их побить о камни), вездеходы. А с прошлого года – еще багги!
Немного о багги. История багги очень романтична, потому что представляет собой коллективное творчество по созданию спортивного вездехода – она начинается в 1950-х гг., когда появились необычные автомобили, быстро мчащиеся по бездорожью и преодолевающие всевозможные препятствия. Необычны, потому что машины были без крыльев, дверей, стекол, кузова – постепенно снималось все лишнее, мешавшее езде с препятствиями.
Багги выглядели некрасиво, но функционально. На автомобильных кладбищах можно было найти все необходимое для их изготовления, что особенно привлекало молодежь. Сначала это были автомобили, более предназначенные для туризма, чем для спорта. Багги очень устойчивая к переворотам машина, на ней можно легко и быстро проходить резкие повороты, при этом быть уверенным, что багги не перевернется.
Прошлым летом я поднялся на багги к Леднику, правда, пассажиром. Впечатления остались надолго. Оказалось, в гляциологической станции есть даже местная «гостиница» из круглых вагончиков с печкой-буржуйкой. Для туристов, альпинистов, военных и т.д. Конечно, было бы лучше приехать сюда с ночевкой, поговорить с гляциологами, альпинистами, увидеть закат и рассвет на кончике горных вершин, посмотреть на ночные горы, пожить хоть денек походной жизнью, чтобы почувствовать ее «вкус». Вспомнить свои студенческие годы где-нибудь в археологической экспедиции, ночи у костра с песнями, с рассказами о тайнах жизни и вселенной…
Интервью на краю пропасти
Мне удалось взять интервью у директора компании BAGGI.KZ Эрика Бекова.
— Расскажите немного о компании BAGGI.KZ, о багги.
— Основали компанию трое ребят. Все бывшие спортсмены, которые участвовали в соревнованиях на мотоциклах, а на выходные ездили по горам и долам, невольно прорабатывая будущие маршруты. В какой-то момент созрела идея, что такое удовольствие можно предложить клиентам, и ребята пересели на квадроциклы. Но вскоре они поняли, что квадроциклы опасны для неопытных водителей, и пересели уже на багги, притом основательно. На «фронте» активного отдыха с 2008 года, поэтому BAGGI.KZ знают в Алматы – нанимают различные компании для сопровождения туров. Например, «Yamaha» тесно сотрудничает с BAGGI.KZ.
Багги бывают спортивные и прогулочные, полноприводные. Суть багги в том, что машина имеет крепкий каркас, своеобразную капсулу для защиты водителя и пассажира; двигатель смещен назад. Преимущество багги в том, что центр тяжести занижен к самому низу (поэтому берет боковые наклоны) и верх закрыт надежной дугой безопасности. Это отличает багги от альтернативы – квадроцикла, который ничем не закрыт, что повышает его травмоопасность. К машине быстро привыкаешь – она легкая в управлении.
— Когда начинается и заканчивается сезон туров на багги?
— Летний сезон начинается с ранней весны – с апреля и заканчивается поздней осенью – в конце октября, в начале ноября. В ноябре идет подготовка техники, отдыхаем – некоторые сотрудники уходят в отпуск. Зимний сезон начинается с декабря: работы поменьше, но в разы сложнее из-за снежного покрова. Например, в Каскелене зимой можно предложить только два маршрута. Снега там немного, и полноприводные машины могут пробить дорогу.
— Расскажите о маршруте «Шымбулак – Ледник Молодежный».
— Этот высокогорный маршрут открыли в мае 2014 года. Ледник Молодежный виден с базы «Шымбулак», и путь с небольшими изгибами идет на Ледник. После выхода из Шымбулака (высота над уровнем моря 2200 м.) покажутся Ворота Туюксу, где последние дома и скалы как ворота. Так называется место, где проход в Малом Алматинском ущелье сужается, проезжаем возле характерных трех скал, похожих на крепость, их называют «Бастион». Подъем на каждый километр пути составляет около 150-200 метров. Затем условная середина маршрута – метеостанция Мынжилки (3100 м.), где находятся метеостанция, селезащитная плотина и беседка для путников. (Говорят, она появилась после поездки принца Гарри по этому маршруту – было ветрено, укрыться негде, а с ним было и начальство, которое и дало указание поставить здесь беседку. – Автор). Здесь остановка на 5-10 минут для адаптации. Выше метеостанции проезжаем горную речку, после немалого изгиба по пути встречается «хмурая» скала «Жандарм». Конечная точка маршрута – гляциологическая станция «Т-1» (3500 м.), которая издали видна на фоне Ледника Молодежный. За станцией у подножия ледника имени Маншук Маметовой находится маренное озеро. Здесь красивые горные места для фотографирования. Маршрут всем очень нравится, особенно иностранцам – они в восторге от тура в горы, от красот здешней местности.
— Какая там температура воздуха, продолжительность маршрута, какая скорость передвижения?
— Конечно, в горах даже летом прохладно, особенно в облачную погоду, поэтому нужно брать теплую одежду – не ветровку, а куртку, спортивную обувь, желательно солнцезащитные очки. Не надо забывать, что машины открыты всем ветрам. Летом температура варьируется, но мороза нет (шутка). Максимальное количество машин 5. Продолжительность маршрута 2,5-3 часа. Скорость передвижения от 10 км/час до 60 км/час. Последняя по времени (вечерняя) поездка по желанию клиентов может быть с ночевкой (со своим спальным мешком) в гляциологической станции. Здесь имеются т.н. «капсулы альпинистов» – это жилые, теплые помещения.
— Какие меры безопасности в пути?
— Конечно, в первую очередь – соблюдение дисциплины, машины должны соблюдать не только дистанцию (около 10 метров), но и идти по следу, траектории, проложенной первой машиной (инструктора). Маршрут условно состоит из двух участков: первая – лесная, где много растительности, вторая – каменистая. Т.е. на дороге будут встречаться большие камни, поэтому их надо объезжать, чтобы не «вспороть» низ автомобиля, не вырвать рычаг. Есть сложные участки, где сыпняк и круглые камни – они ползучие, машина на них «плавает», поэтому не надо там сильно газовать или останавливаться. Категорически запрещается ехать вблизи обрыва – должно быть 1,5 метра запаса проезжей части. Запрещаются обгоны: при попытке обгона в первый раз – предупреждение, во второй раз такого водителя пересаживаем на пассажирское место. Эти и другие условия оговариваются в договоре, который подписывают клиенты.
— Какие требования к водителям и пассажирам? Есть ли ограничения?
— К вождению допускаются водители со стажем не менее 6 месяцев. Багги двухместные, т.е. из двух клиентов один обязательно должен быть с водительским удостоверением. Колонну машин ведет обычно один инструктор. Нередко выезжают с родителями дети – старше 5 лет ребенок садится на сидение и пристегивается ремнями. Людям со слабым здоровьем высокогорные маршруты нежелательны.
— Какие есть другие маршруты?
— Клиентам предлагаются разные маршруты по степени сложности, цене, они определяются с ними, записываются, формируются группы, затем им назначаются конкретное время тура. Стационарные маршруты (постоянно действующие): Каскеленские овраги и Шымбулак – Ледник Молодежный, есть также однодневный тур в поселке Фабричный. Выездные маршруты по расписанию, по мере комплектования группы (максимальное количество – 8 человек). Выездные двухдневные туры: Ушконыр, Тургеньские Асы, Кетпенские хребты, Кегень, ущелье Туюк. Все маршруты проработанные, апробированные.