Мир движется к своему логическому концу: идеология потребленияоказаласьгубительной и является однойиз главных причин глобального кризиса.Нынешнее время в глобальном плане – переломное по многим параметрам. Мы являемся свидетелями крушения многих базовых основ современной цивилизации, проявляющихся в виде экономического, политического, социального, идеологического, экологического и др. кризиса. Тот же Европейский Союз, несмотря на многочисленные вводимые меры и миллиардные вливания в экономику отдельных стран, стоит перед угрозой распада.
Не говоря о войне в Украине, которая существенно повлияет на пересмотр как экономической, так и социальной политики в Казахстане.
Сбой социальной модели
На Западе кризис идет и «в мозгах», имеется «сбой» менталитета – это психологическая смена ориентиров. Существовавшие модели социального устройства полностью себя изжили, и западное общество оказалось на грани всеобщего системного кризиса. Об этом свидетельствуют социальные волнения в странах Запада – не все там благополучно, как представлялось раньше. Это волнения молодежи в пригородах Лондона, Парижа и др., крупномасштабные митинги в Греции, Испании, Италии и т.д.В 2011 году под лозунгом «Оккупируй Уолл-стрит» по США прокатилась волна выступлений против социальной несправедливости.
Из-за переноса мощностей в другие страны США потеряли за 10 лет 5,6 млн рабочих мест и сократили долю в мировом промпроизводстве с 27% до 19%, а доля КНР выросла с 7% в 2000 году до 19,7% в 2010 году. Кроме того, простые американцы недовольны резким ростом доходов менеджеров финансовых компаний, которых многие винят в разразившимся мировом экономическом кризисе.
США временами потрясают массовые убийства людей в школах, университетах, казармах, на улицах и т.д., и президент Обама не может запретить свободную продажу оружия. К ним добавились расовые волнения. В Фергюсон в штате Миссури который день не прекращаются массовые беспорядки. Жители требуют объективного расследования убийства полицейским 18-летнего темнокожего студента Майка Брауна. Похожий случай произошел два года назад: в 2012 году во Флориде американский патрульный-волонтер застрелил 17-летнего темнокожего подростка Трейвона Мартина. Что-то дало сбой в хваленном «плавильном котле» «смешения народов» США.
Иждивенческая психология породила не только экономический кризис. В немалой степени она привела к падению нравов и нравственности – это не только легальная проституция, узаконивание однополых браков и т.п., но и развращение детей и подростков. Кстати, в истории такое случалось не раз: легкая добыча материальных ресурсов и обогащение, иждивенчество и падение нравов были причинами гибели целых империй. Древний Рим – величайшую империю античности – подточила потребительская психология и падение нравов. Все богатства античного мира стекались сюда, роскошь изнежила римлян, сделала их ленивыми и распущенными сибаритами.
Казахстан на распутье
10 июля 2012 года в «Казахстанской правде» была опубликована программная статья президента Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». В ней не только подведены итоги развития казахстанского общества за прошедшие годы, но переосмыслены многие аспекты общественной жизни и даны конкретные поручения правительству Казахстана по социальной модернизации страны. В статье пунктиром обозначено наше место в глобальном социуме: кто мы, откуда и куда идем.
Президент Нурсултан Назарбаев поставил перед правительством очень важную задачу: «Правительству надо решать вопросы о создании новых объектов индустриальной и инновационной экономики в регионах с избыточным числом самозанятого населения». Создание условий для реального производственного труда, прежде всего, необходимо для села и малых городов. С начала «дикого капитализма» 90-х годов молодежь из села потянулась в города из-за отсутствия работы и бесперспективности развития аграрного сектора. Такая миграционная тенденция отчасти сохранилась и сейчас.
Ныне село постепенно выходит из кризиса, и на данном этапе важно восстановление и развитие социальной инфраструктуры аула и создание рабочих мест в сельской местности: открытие предприятий по переработке сельхозпродукций, цехов по обработке шерсти, кожи, молочных заводов, колбасных цехов и т.д. Конечно, это потребует расширения и развития животноводства, растениеводства, а также улучшения системы подготовки кадров для села, рабочих профессий.
Для претворения в жизнь программы социальной модернизации вышло Постановление правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года №1443 О проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об Общенациональной концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года».
В Постановлении правительства рассматриваются три основные социальные модели: скандинавская, континентальная и англосаксонская. В континентальной модели (Италия, Франция, Германия, Швейцария, Финляндия) социальные выплаты зависят главным образом от предыдущих взносов и статуса; предоставление бюджетного финансирования и рыночное регулирование, высокий уровень налогообложения, наличие обязательного и добровольного социального страхования. В Постановлении делается вывод, что казахстанская социальная модель развивается по основным принципам, характерным континентальной модели, но с учетом национальных особенностей.
Так, в нашей модели функционирует схема социального партнерства, основанная на распределении ответственности между государством, работодателями и гражданами. В сфере социальной защиты работодатели обеспечивают социальное страхование работников. В сфере пенсионного обеспечения ответственность возложена, прежде всего, на граждан через механизм накопительных пенсионных счетов и т.д.
При этом в Постановлении упоминается: при сравнении финансовых показателей зарубежных социальных моделей необходимо отметить, что в Казахстане доходы государственного бюджета практически в два раза ниже, чем в любой из рассмотренных стран – порядка 20% от ВВП. Зачем тогда их рассматривать как примеры?
Конечно, вызывает удивление сопоставление социальной модели Германии, Швейцарии, Финляндии и др. с нашей. Нам бы хотя бы изучить опыт социально ориентированной модели экономики, к примеру, Беларуси с ее бесплатным образованием, бесплатным медицинским обслуживанием, минимальной безработицей, со средней продолжительностью жизни (72 года), которая выше, чем у нас и т.д.
Пригодится ли советский опыт или когда будет революция «в мозгах»?
Как невозможен возврат к советской уравниловке и дефициту, так невозможен и дальнейший рост иждивенческих и откровенно негативных настроений, при которых честный труд не является синонимом успеха, процветания и уважения. Однако это не означает, что нельзя перенять успешные стороны советской социальной модели, где тоже было стремление к обществу всеобщего труда. Советская социальная практика, к сожалению, осталась за рамками рассмотрения правительством как модели и опыта, пройденного республикой в советское время.
Основным в статье президента Казахстана стал вопрос изменения идеологии развития социума, которая сложилась в 1990-е годы. Эта пресловутая западная идеология потребления, которая критиковалась в советское время, но без должного анализа в известной мере перенятая в первые годы независимости республики. Нурсултан Назарбаев отметил, что «сегодня стала очевидной иллюзорность концепциипотребительского общества, которая была широко распространена с 60-х годов прошлого столетия. Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса. Этой ложной идее, которая никак не может быть реализована не только во всем мире, но даже в развитых странах, можно найти конструктивную альтернативу».
Легкая нажива, асоциальная направленность бизнеса и предпринимательства, незаконная деятельность, рейдерство, коррупция, воровство государственных средств и т.п. – эти и другие «приобретения» 90-х породили не только социальную дифференциацию, но и социальный нигилизм, инфантилизм. «Серьезным барьером на пути социальной модернизации является такое распространенное явление, каксоциальный инфантилизм. В его основе – извращенная мотивация к труду, «навязанная» в переходный начальный период «дикого капитализма» 90-х годов. Это возвело в абсолют неверные формулы достижения благополучия – «меньше работать – больше получать», «делать деньги из воздуха»и т. п. Доморощенное мещанство, помноженное на социальный инфантилизм, способно стать тормозом модернизации» (Нурсултан Назарбаев).
Это известное изменение приоритетов, в частности, проявляется в выборе молодежью будущей профессии и работы. Никто сейчас не мечтает о работе металлурга, комбайнера, строителя, токаря, а хотят стать банкиром, юристом, чиновником – мало кто хочет быть «синими воротничками», а только «белыми». Дело дошло до того, что открываемые предприятия по индустриальной программе нередко простаивают по банальной причине – из-за отсутствия специалистов, рабочих высокой квалификации. Сельское хозяйство также испытывает нехватку квалифицированных кадров. Отдельные предприятия вынуждены сами готовить для себя специалистов.
Неудивительно, что ныне на рынке труда очень востребованы рабочие высокой квалификации: токари, фрезеровщики, сварщики, крановщики, каменщики, механизаторы, рабочие профессии в машиностроительной отрасли и т.д. Это закономерное явление: за годы независимости закрылись «за ненадобностью» многие СПТУ и ПТУ, и профтехобразование надолго было забыто. Ныне предлагают ввести в средней школе обязательную профориентацию среди старшеклассников, но для начала надо восстановить систему СПТУ и ПТУ, как в советское время.
В целом нужна системная и плановая подготовка специалистов, как в советское время. Для чего необходимо восстановление и развитие социальной инфраструктуры села – условия жизни в сельской местности должны быть приближены к городским, чтобы привлечь молодых специалистов ехать в аулы.
Как заявил президент Казахстана, «казахстанскому обществу нужензакон о социальных стандартах и гарантиях социальных прав, который бы содержал минимальные ключевые индикаторы». Такой закон способствовал бы формированию условий для социальной модернизации страны, выравниванию уровней жизни в разных социальных группах и территориальных делениях. В странах Скандинавии уровень жизни в маленьких деревушках приближен к городскому.
Чувство самосохранения в сложнейших условиях крушения идеологических основ современной цивилизации, перспективное развитие страны как равноправного субъекта мировой политики вызвало необходимость критического анализа и переосмысления социальных и идеологических ориентиров. Несомненно, это вызовет поиск своего самостоятельного пути с учетом опыта развития других стран – это будет своеобразная революция «в мозгах». Анализ ситуации в стране и мире и полученные на его основе выводы говорят о необходимости изменения идеологии, проведения реальных реформ во всех сферах общественно-политической и социально-экономической жизни общества.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ