Этой весной стали известны новые стандарты школьного образования нашей страны. Так, первоклассники будут изучать «Введение в науку», а старшеклассники – предметы «Глобальные перспективы» и «Проектная деятельность». Физику, биологию и химию начнут учить с 5 класса. Планируется, что уже с сентября 2015 года в порядке эксперимента по новой программе начнут «открывать науку» первоклассники из 30 школ. С 2016 года в этом режиме станут учиться первоклассники по всей стране. Постепенно к 2026 году казахстанская школа целиком перейдет на новый стандарт обучения. Также, возможно, некоторые предметы в старших классах будут вести на английском языке.
Новые стандарты – очередная кампанейщина?
Казахстанская школа отличается чрезмерной загруженностью школьников из-за дополнительных предметов, вроде Самопознания, Валеологии,Религиоведения, Сөз өнері, Мұқағалитану, Абайтану, Батыр-баба и др., которые усложняют учебную программу, «размывают» знания по основным предметам. Образование нужно человеку, чтобы получить объективные представления о жизни человечества, о том, как устроен мир, а также как подготовка к высшей школе и будущей профессии. Т.е. должен быть и элемент практической целесообразности.
В СССР эту функцию образования старались выполнять с помощью основных предметов, которые попутно объясняли многое в области политики, экономики, культуры, науки, этики и т.д., а также через детские и юношеские организации. Ныне она заменена непонятным «винегретом» из системы Парфирия Иванова, религиозных праздников и представлений, информации о СПИДе, знания своей родословной и т.п.
Если коррупция в системе образования РК значительно снизила его качество, то «размытое» его содержание создает дефицит знаний, зыбкую картину мира, идеологический вакуум. Весь мир пытается выжить в условиях системного кризиса, нравственной деградации и нехватки свежих идей, в том числе и у нас. В таком кризисе именно научное познание, знание английского и других языков могло бы стать спасительной силой.
В ситуации переизбытка дополнительных предметов можно приветствовать инициативу Министерства образования и науки ввести предметы «Введение в науку», «Глобальные перспективы», «Проектная деятельность», а также изучения физики, биологии и химии с 5 класса.Новые научные дисциплины, раннее изучение основных предметов должны вытеснить многие нынешние дополнительные предметы и факультативы.
Однако новые стандарты образования могут превратиться в очередную кампанейщину, если не изменится ситуация с Единым национальным тестированием (ЕНТ). Потому что сама государственная политика подстегивает всех участников ЕНТ – местную власть, чиновников от образования, директоров школ, членов комиссий, школьников – к повышению показателей по тестированию любым способом, прежде всего списыванием. Иначе директоры школ могут лишиться работы из-за низких показателей ЕНТ.
Из официальной статистики Министерства образования и науки РК по итогам ЕНТ. Средний балл в 2014 году составил 76,9, что выше результата 2013 года – 74,5. В 2014 году не преодолели пороговый уровень в 50 баллов 20 236 выпускников (23,1%). В 2013 – 27 465 (28,8%). В 2014 году во время проведения ЕНТ изъято более 27 135 сотовых телефонов, 19 657 шпаргалок, 1 127 калькуляторов, 133 фотоаппаратов, 27 раций, 2 флешки, 2 ручных сканера, 13 – 4G, 14 блютузов, 8 WI-FI, 1 интернет-модем. В 2013 году было изъято более 28 тысяч запрещенных предметов – от шпаргалок до мобильных телефонов. Зато в 2013 году средний балл выше, чем в 2012 году – 70.9.
По данным МОН видно, рост среднего балла по ЕНТ идет с таким же ростом изъятых телефонов и шпаргалок, т.е. на лицо прямая связь между ними. Если суммировать запрещенные предметы, то более 40 тысяч (!) школьников в 2014 году списывали ответы по ЕНТ, пока у них не изъяли мобильники и шпаргалки. С учетом не пойманных «переписчиков» можно утверждать, что более половины выпускников сдают тестирование списыванием, т.е. оно фиктивное.
Ведь по правилам сдачи ЕНТ это самое списывание зачитывается (!) – тестирование по мобильникам и шпаргалкам не аннулируется, и такая сдача ЕНТ законная. Ведь в 2014 году по всему Казахстану за неоднократные нарушения из аудиторий были удалены лишь 29 выпускников.
Почему хотят скрыть результаты ЕНТ?
Теперь результаты Единого национального тестирования станут секретной информацией. Фамилии в списках с полученными баллами, которые вывешиваются в пунктах сдачи теста, будут заменяться цифрами ИИН.
По словам руководителя филиала № 36 Национального центра тестирования (НЦТ) Людмилы Гейцман, до сих пор открытые всеобщему обозрению результаты приводили к ссорам между подростками и к жалобам на несправедливые оценки у других участников теста. Открытые результаты становились также дополнительной психологической нагрузкой для тех ребят, которые получали меньше баллов, чем рассчитывали.
Результаты будут размещены на сайте НЦТ www.testcenter.kz. Чтобы получить к ним доступ, надо ввести свой ИИН и индивидуальный код тестируемого (yk-news.kz, 06.05.2015). Иными словами, результаты будут знать только руководство школы, НЦТ, отделы образования, а родители, учителя, общество не увидят картины итогов тестирования по школам.
Желание МОН засекретить результаты ЕНТ – есть стремление скрыть коррупционную составляющую тестирования, неправильную оценку знаний школьников с помощью ЕНТ или, как выразилась Людмила Гейцман, избежать «жалоб на несправедливые оценки у других участников теста». Естественно, если скрывать данные ЕНТ, то общество не узнает, как вчерашние троечники «успешно» сдали тестирование и забрали гранты на обучение в вузах у честных и успевающих выпускников.
Т.е. коррупция при сдаче ЕНТ и порочная практика списывания не только по-прежнему будут процветать, но и приобретут официально секретные формы. Отныне никто не сможет заподозрить в несправедливых оценках при тестировании, ибо нет данных. С превращением тестирования в «государственную тайну» общество не узнает о больших и маленьких «рекордах». Помните, как в 2011 году в Жанакорганском районе у 505 школьников при сдаче ЕНТ средний балл составил 107 из 125! Это позорное явление стало известно лишь благодаря открытости результатов ЕНТ.
Интернет пестрит советами бывалых «переписчиков» – оказывается, сдача ЕНТ «инновационно» упрощена, благо пронести даже телефоны не представляет большой трудности. Оказывается, есть места для сотки, где их не фиксируют металлоискатели, или можно пожертвовать ремнем с бляшкой, монетами, одним из 2-3 телефонов и т.д., потому что повторно не проверяют (?). То есть проверка металлоискателем – фикция, раз столько мобильников проносят в аудитории.
Ныне много «тестовых» курьезов. Например, обычного троечника руководство школы подняло как «триумфатора» за лучший результат по ЕНТ по школе – это же «спаситель» рейтинга школы по району! Или в школах выделяют комнату, где учителя получают вопросы и отправляют ответы по сотовой связи ученикам во время ЕНТ.
Характерный разговор был у меня с племянником моего друга, который сдавал ЕНТ в одном из райцентров. Первый барьер прошел по знакомству – с металлоискателем стоял отец одноклассника и он пропустил без проверки. В аудитории сел рядом с дочкой акима – глушители сотовой связи отключили. Попросил разрешения у «контролера» снять на сотовый телефон тесты – разрешил. Выслал вопросы по сотке своей учительнице. Пока ждал ответы, самостоятельно ответил только на один (!) вопрос. В итоге поступил на грант в алматинский вуз.
В такой ситуации мало кого волнуют вопросы: а зачем нам ЕНТ, где половина выпускников пытается обманом получить грант? По какой причине случается разница между низкими школьными экзаменационными оценками и высокими результатами тестирования? Чтобы не отвечать на такие вопросы, МОН решило незаконно засекретить результаты ЕНТ.
Паллиативные решения
В Казахстане изменили систему оценок после сдачи ЕНТ, передает корреспондент Tengrinews.kz. Теперь при выставлении в аттестат будет учитываться и результат на ЕНТ, и годовая оценка по предмету.
«Приказом министра образования и науки от 23 апреля 2015 года внесены изменения в части выставления в аттестат по предметам, сданным в рамках ЕНТ, в соответствии с решением государственной комиссии по проведению ЕНТ, среднеарифметической оценки по результатам ЕНТ и годовой оценки по предмету (раньше в аттестат шла оценка, полученная на ЕНТ). В спорном случае округление оценки производится в сторону повышения оценки», – пояснили в МОН.
О необходимости возврата к традиционным экзаменам, с учетом годовых оценок школьников «Алтынорда» не раз писала. Пришло время признать, что ЕНТ привело к значительному снижению образовательного уровня в средней и высшей школе. Наиболее оптимальный выход – совмещение традиционного экзамена с тестированием, глубоких знаний с поверхностными, творческих исканий с набором готовых ответов, индивидуального со стандартным. ЕНТ не должно быть основным видом контроля, а дополнительным к традиционному экзамену, к тому же без «телефонного» списывания. Их сочетание даст дифференциальный подход к оценке знаний.
Также была информация, что условия проведения ЕНТ в нынешнем году станут жесткими. Предполагается, что за любое нарушение – найденный мобильный телефон или шпаргалку – виновник будет безоговорочно удаляться из аудитории и в следующий раз сможет сдать подобный экзамен только через год (yk-news.kz, 10.04.2015).
Такое законное требование было всегда, но редко его придерживались. Ведь каждый год проведение ЕНТ сопровождалось различными скандалами вплоть до повторной его сдачи, и каждый год МОН обещало создать условия, чтобы не было коррупции, утечек кодов правильных ответов, «мобильного списывания» и т.д.
А ведь есть же у нас школы, которые показывают отличные показатели не только по результатам ЕНТ, но и по различным школьным олимпиадам, по дальнейшей учебе в вузах: физико-математические школы, казахско-турецкие лицеи и др., а также Назарбаев интеллектуальные школы (правда, в НИШ не проводят традиционное ЕНТ). Изучение и распространение опыта этих учебных заведений – один из выходов из «тестированного» тупика, ибо в образцовых школах присутствует ставка на реальные знания без шпаргалок и телефонов, требовательность и ответственность, отсутствие коррупции и бегства за дутыми показателями.