«Как же умудрились без деколонизации построить суверенное государство?!»
(Из разговора за «круглым столом»)
Мировой кризис выявил скрытые доселе болезни человечества. Это не просто финансовый или экономический кризис – это глобальный всесторонний кризис, в том числе духовно-нравственного, социального, экологического и др. характера. Это кризис человеческого сознания. Мир стоит перед глобальными изменениями, и многие страны ищут самостоятельно или коллективно выходы из кризиса, но понимание природы кризиса разное.
Агония человеческой цивилизации
Сама природа посылала и посылает всевозможные знаки и ответные реакции в виде неизвестных в истории человечества болезней (СПИД, ВИЧ, новые инфекции, мутантные явления и др.), повторяющихся природных катаклизмов (экологических катастроф, наводнений, землетрясений, пожаров, аномальных изменений климата и т.д.). Участились и техногенные аварии. На эти природные реакции, экологические рецидивы, на тесную вселенскую взаимосвязь человечество не смогло или не хотело дать адекватного решения кризиса своего сознания, отношения к природе и к себе. Правительства мировых держав даже не хотят видеть связи между своей деятельностью и ростом природных катаклизмов и новых болезней.
В самом деле, многие священные писания полны не только предупреждений, но и всевозможных примеров наказания человека за его темные дела. Те же изображения потопа за грехи людей со спасенными избранными в Ноев ковчеге, или же наказания за мужеложство жителей Содома и Гоморры, которых Бог испепелил и т.д. В руинах античного городка Помпеи археологи нашли немало остатков развратных увеселений, где лавы вулкана Везувий настигли множество пар людей одного пола, среди них немало подростков и детей.
А что мы ныне наблюдаем в современном мире? Гей-парады стали своего рода показателем «демократичности». Во многих странах Запада официально регистрируют однополые браки. «Освящают» такие браки и в церквях, где есть и геи-священники. Здесь мы имеем в виду западную секуляризацию – освобождение общественного сознания от влияния религии, само состояние религиозной морали. Ведь гомосексуализм противоестествен не только человеческой природе (не встречается даже в животном мире), но порицается и Библией, и Кораном. В некоторых странах Юго-Восточной Азии развиты секс-индустрия, секс-туризм с вовлечением детей. Кстати, там происходят и немало природных стихий, как в США.
Все тщетно! Человек возомнил себя царем природы, которому все дозволено: хищнически относиться к природным богатствам, «дырявить» не только Землю, но и космос, вести бесконечные войны, хищнически эксплуатировать себе подобных с помощью ничем не обеспеченных долларовых инвестиций, неадекватного денежно-ресурсного, товарного обмена, вступать в однополые браки, тиражировать проституцию и порнографию и т.д. В последние годы усилились скрытные формы эксплуатации развитыми государствами стран остального мира.
Мировой кризис – это агония несправедливого социального устройства, социальных отношений и духовных ценностей. Мировой кризис – это игнорирование и нарушение законов Космоса, о которых знали и придерживались в древности жрецы эзотерических учений. В том же древнем тенгрианстве большое место отводилось взаимоотношениям человека с природой.
Даже при осознании небывалого в мировой истории подобного кризиса, при его очевидном «апокалипсисе», международные аналитики не поднимают проблему кризиса сознания, проблему справедливого переустройства мира.
Исторический контекст деколонизации
В последний год экономическая интеграция в рамках Таможенного союза под прессингом путинской России плавно переходит в политическую. Это притом, что экономическая составляющая в Таможенном союзе за годы его существования показала заметную невыгодность для Казахстана. Многие факты говорят о неоколониализме. Российские военные базы, космические военные силы на территории нашей страны, неравноправное использование космодрома «Байконур» с российскими «Протонами» с опасным для населения и природы гептилом, казачьи организации Казахстана, которые входят в состав союза казачьих войск России и зарубежья, доминирование российских СМИ в информационном пространстве, несамостоятельность экономики РК в Таможенном союзе, слабость и неразвитость национальной идеологии и т.д.
Однако многие факты колонизации не изучены на научной основе и с учетом международного права не приняты соответствующие документы и законы. По этой причине именно в Казахстане актуальна деколонизация. Эта проблема напрямую связана с государственной безопасностью и будущим страны в контексте Таможенного и Евразийского союза. После принятия 25 октября 1990 года Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» и 16 декабря 1991 года Конституционного закона РК «О государственной независимости РК» необходимо было принять и Декларацию «О деколонизации РК» как основу независимости.
Эту идею в той или иной степени поднимали и поднимают в Казахстане многие политики, публицисты, организации. Наиболее полно разработана и научно обоснованна программа деколонизации известным политиком Жасаралом Куанышалиным, поднявшим эту проблему еще в 1991 году. Поэтому за основу проекта Декларации «О деколонизации» можно взять разработки Куанышалина.
«Как известно, в 1731 году Младший жуз «добровольно», а в 60-ые годы Х1Х века весь Казахстан вошел в состав России. Если начальное общее название было «колонизация земель», то конечное название – «колонизация народа». В многонациональном государстве есть два пути «поглощения» коренных жителей как этноса другим народом – это физическое уничтожение (геноцид) или духовная ассимиляция (этноцид), или даже использование двух видов для «усиления», однако по разным причинам не доведенное до конца, например в связи с приобретением бывшей колонией независимости. Этот вид колонизации можно назвать как «катастрофическое бедствие». Казахи – испытавшая катастрофическое бедствие трагическая нация.
Бывшая до российской колонизации общей площадью 4,2 млн. кв. км казахская земля «сжалась» до 2,7 млн. кв. км современного Казахстана. Это результат очень сложного изменения евразийского пространства русской трехвековой колонизации (раньше – Российской империей, позже – Советским Союзом). Это произошло из-за «присвоения» Россией большей части и «преподнесения щедрого подарка» другим странам (Китай, Узбекистан) территорий Казахской Степи.
Ко времени приобретения независимости из 2,7 млн. кв. км территории около 650 млн. кв. км самой плодородной земли целых районов, областей запада, севера, востока и юга республики, особенно города, были заселены переселенцами русского, славянского происхождения (ср. в Алма-Ате казахов было всего 17 %). Около 450 млн. кв. км занимали экологически опасные полигоны (Семипалатинский, Нарынский, Азгырский и др.), космодром Байконур, урановые рудники и военно-промышленные предприятия бывшей империи.
В течение трех веков Москва планомерно проводила политику «очищения» нашей родины от казахов с целью постепенного превращения ее в «исконно русские земли». Наряду с военными операциями по подавлению многочисленных восстаний империя провела рукотворную «компанию» голода в 1918-1921 годах и 1931-1933 годах как геноцид против казахского народа. Вследствие этого по данным переписи 1959 года казахи на своей родине превратились в национальное меньшинство и составили всего 29,8 % (ср. в начале ХХ века – более 85 %), что явилось демографической катастрофой» (Жасарал Куанышалин. Вольный перевод – Д.Е.).
Следует отметить, что вступление казахской Степи под Российский протекторат предполагало такую форму межгосударственных отношений, при которой одна страна признает над собой верховный суверенитет другой, прежде всего в международных отношениях, сохраняя автономию во внутренних делах и собственную династию правителей. Уничтожив ханскую власть, Россия грубо нарушила свои договорные обязательства – это было уже завоевание Степи.
Исторические факты свидетельствуют об «особом» месте казахской Степи в политике Российской империи и Советов. Ни одна республика бывшего Союза не сравнится с Казахстаном по степени уменьшения численности населения за советское время, заселения его земель переселенцами из России и других республик, ущемления национальных прав, потери национального языка и культуры. До 1986 года в числе первых руководителей Казахстана побывало 18 человек. Из них 15 были назначены Москвой командно-административным методом. Из числа представителей коренного населения права руководить республикой были удостоены лишь М. Мурзагалиев (1921 г.), Ж. Шаяхметов (1946-1954 гг.) и Д. Кунаев (1960-1962 и 1964-1986 гг.).
Диалектика единства ЧЕРЫРЕХ
«Чрезвычайно актуальной проблемой перед казахским народом предстало единство ЧЕТЫРЕХ: единство ЗЕМЛИ, единство ЯЗЫКА, единство РЕЛИГИИ и единство ЭКОНОМИКИ. Поэтому необходимо подготовить «Программу деколонизации». Для этого нужно создать в составе правительства специальную государственную комиссию с большими полномочиями из представителей парламента, общественных организаций, ученых. На основе «Программы» необходимо предложить на рассмотрение парламента проект «Закона о деколонизации» (Жасарал Куанышалин. Вольный перевод – Д.Е.).
Основными пунктами Декларации «О деколонизации» должны быть следующие:
1. Признание факта завоевания Российской империей казахской Степи и, соответственно, Казахстана бывшей колонией Российской империи и Советов.
2. Признание «присвоения» казахских земель Россией и депортации (изгнания, выселения) казахов с плодородных земель и заселение их переселенцами из России до революции и в 30-ые годы ХХ века.
3. Признание голодомора 1918-1921 годов (погибло около 1,6 млн. казахов) и 1932-1933 годов (погибло около 2,2 млн. казахов) в Казахстане геноцидом казахского народа. В эти годы от рукотворного голода погибло около 60-65% коренного населения от дореволюционной численности, а 1,5-2 млн. казахов вынуждено откочевали за пределы Казахстана.
4. Карательными мерами колониальной политики необходимо считать наряду с подавлением восстаний 1916 года, 1918-1921 годов, 1929-1932 годов, репрессиями 1937-1938 годов и др., подавление декабрьского восстания 1986 года.
5. Освоение целинных земель в Казахстане с привлечением большого числа переселенцев считать основным инструментом колонизации земель во второй половине ХХ века.
6. К орудиям колонизации следует отнести ядерные испытания на протяжении 40 лет, которые нанесли значительный урон здоровью и генофонду казахского народа и природе Казахстана.
Проявлением этноцида (подавление национального языка, культуры, религии, их ассимиляция) в Казахстане необходимо признать: 7. двойную смену графической основы казахского языка, что сделало недоступным культурное наследие на арабской письменности, и наряду с репрессиями против творческой интеллигенции негативно повлияло на состояние языка, литературы, духовной жизни в целом. Двойная смена графики – это инструмент колониальной языковой политики, направленный на разрушение основы языка, литературы, культуры. К этому ряду этноцида следует отнести русификацию казахского языка: принятие за его графическую основу русский алфавит с буквами (ё, ц, ч, щ, ь, ъ и др.) для обозначения неприсущих казахскому языку фонем, написание заимствованных слов из русского языка в русской орфографии. Что в совокупности вызвало «эрозию» (болезнь) фонетической, лексической, орфоэпической, синтаксической основы казахского языка, обеднение и засорение казахской лексики. Это в свою очередь вызвало непродуктивность и слабость казахской литературы и науки.
Современные стремления смены основы казахского языка на латинскую графику необходимо рассматривать после всестороннего изучения советского периода и языковой реформы. И для начала необходимо провести реабилитацию (оздоровление, восстановление) языка, по мере возможности возродить языковые нормы 20-х годов ХХ века, на научной основе определиться с русскими словами и фонемами в казахском языке и добиться его знания большинством населения страны.
8. Массовое закрытие казахских школ, особенно в 50-ые годы прошлого столетия, освобождение от обязательного изучения казахского языка в русских школах с 1955 года, внедрение среднего специального и высшего образования на русском языке несло ассимиляцию коренного населения: в советское время родным языком владела лишь четвертая или пятая его часть. До сих пор научно не изучены ассимиляционные явления в казахском языке и пути его реабилитации, негативное влияние двойной смены алфавита.
9. Признание факта идеологических, религиозных гонений в советское время. Смена алфавита явилась кардинальным «хирургическим» средством искоренения ислама: ныне редкий казах читает Коран на арабском языке. Религия в любой стране имеет свою национальную специфику. «Степной» ислам органически сосуществовал с древним тенгрианством: в течение веков между ними был достигнут удачный симбиоз. Смена конфессии какой-либо частью народа вызывает проблемы его единства. Если в царское время христианизация Степи потерпела неудачу, то в советское время кремлевские вожди насильно очистили «мозговое поле» для идеологической экспансии, этим облегчив современную религиозную экспансию в виде различных зарубежных сект, вытеснение толерантного «степного» ислама.
10. Признание целенаправленного подрыва экономической самостоятельности казахов с последующим уничтожением традиционного экономического уклада. Ибо трудно было колонизовать мобильных кочевников: основой их свободы был скот. Чтобы сломить свободолюбивый характер казахского народа, царское правительство решило лишить кочевников скота и заставить их осесть. Колонизация Россией казахской Степи началась с разрушения экономической основы уклада жизни казахов – со строительства военных крепостей на пути кочевий. Так появилась линия Орск-Оренбург-Кокшетау-Павлодар-Семей, которая преградила пути кочевий на северно-западные, северные, северо-восточные территории казахов. Позже Оренбургская и Сибирская линии сомкнулись на юге – соединились Сырдарьинские и Сибирские укрепления. Усеченная со всех сторон казахская Степь стала очень тесной для Великой Кочевки, что привело к столкновениям между казахскими родами из-за пастбищ, которые искусно поддерживались царским правительством.
Следующим этапом и завершением царской политики явилась советская «коллективизация», в результате которой в Казахстане численность скота сократилась в 10 раз, что вызвало великое бедствие. Для освоения богатых природных ресурсов здесь создали индустриальную базу, однако рабочая сила была из центральных регионов России и Украины. Казахи, как кочевники и скотоводы, не вписывались в будущую систему. «Поэтому Голощекин выбрал те методы коллективизации, которые не могли не вызвать полный развал казахского хозяйства и фактическое вымирание целого народа. Так был взят курс на широкомасштабный геноцид» («Малый Октябрь» и коллективизация в Казахстане).
Вспомни имя свое
Раньше казахов называли в основном по именам, но при этом не путали, ибо знали имя отца, деда и т.д., какого рода-племени. Ассимиляция в колониальное время коснулась большинства казахов, в том числе и через русификацию фамилии, отчества и имени. И ныне казахские фамилии-отчества пишутся по-разному: Майра Мұхамедқызы, Мұхтар Құл-Мұхаммед, Мұхтар Шаханов, Аманқос Мектеп-тегі и т.д. Конечно, каждый человек волен иметь свое имя, какое сочтет нужным. Однако есть документы, есть устоявшиеся стандарты, в которых нужно указывать фамилию, имя, отчество. И бывает путаница: это фамилия или отчество, мужское имя или женское, например Бахыт Нұржан. Наиболее оптимальным кажется следующее написание: Марат Нәукенұлы Бөтей – имя, отчество, фамилия (или имя деда).
Само название нашего государства – Республика Казахстан – имеет тавтологическую ошибку (повторение), которая в свою очередь порождает другие ошибки. Ведь «стан» и означает «место», «страна»: получается «Республика страны казахов». Актом деколонизации должно быть изменение названия государства на Қазақ Республикасы или Қазақ Елі, а одним из положений получения гражданства страны должно тестирование на знание государственного языка. В конце концов, казахи должны приобрести и свой язык, и свое имя, и имя свой Родины, приобрести подлинную Независимость.
Вместо заключения
В контексте глобального кризиса многими ощущаются будущие «тектонические» изменения в мироустройстве. Это изменения духовного порядка, переоценка прежней системы ценностей, в которой в большей мере довлело наследие колониального прошлого, видоизмененные «ценности» неоколониализма. Однако эти изменения должны начинаться с каждого человека отдельно, социума, страны.
Декларационные основы деколонизации не должны преследовать узкие национальные цели, быть самоцелью. В конце концов, их можно разработать в формате национальной перспективы, программы или стратегии с учетом современных глобальных вызовов. Однако их основой должно быть сохранение и укрепление независимости Казахстана, соотвественно которому разработаны государственная идеология, стратегия развития страны, международные отношения.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ