АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Дастан ЕЛЬДЕСОВ. Особенности казахской семьи

скачанные файлы (2)        Великая восточная метафора гласит: «Бог создал из глины человека и вдул в него душу». Она была основой и в представлениях древних тюрков. Божественная искра – кут (душа, благодать) – посылалась небесным божеством человеку перед его рождением как его двойник и покидала его во время смерти. Божественность души охранялась древними обрядами, начиная с зачатия и кончая возвращением к духам предков (ср. каз. қайтыс болу «скончаться», от қайту «возвратиться»).

Семья, куда попадало небесное семя, также была освящена традициями, нарушение которых, по поверью, негативно влияло на продолжение рода. В силу всеобъемлющих прав семьи ритмы как мирного, так и военного времени подчинялись ее законам. Согласно древним представлениям, бог покровительствует браку, рождению детей, вообще семье: «Бог – помощник того, кто создает дом и женится» (турецкая пословица).

                                               «Похороны» невесты         

       В древности к супружеству готовили с детства. Уже в 9-12 лет родители сватали сыну невесту и на некоторое время оставляли его в «зятьях» в доме будущей жены. Подростковая привязанность, наиболее крепкая в возрастной психологии, благотворно влияла на будущий брак.

       В основе современного брака по любви лежит, прежде всего, любовное (сексуальное) влечение. Как показали исследования, оно обычно проходит в течение четырех лет. В традиционном же кроме него учитывались и другие составляющие: социальная (материальная), генетическая (родовая), психологическая, интеллектуальная и другая совместимость, которые трудно определить подросткам. Поэтому решали родители и заодно учили детей азам супружества. И в наше время есть браки, в которых присутствуют отдельные элементы традиционного брака, и они являются более крепкими. Их неудачно определили как браки «по расчету».

       Традиции древней семьи неплохо сохранились на Востоке. Например, в Индии в выборе супруга участвуют и молодые люди, и их родители, и даже семейные астрологи с учетом многих составляющих счастливого брака. Как следствие – очень крепкие браки с редкими разводами и выход Индии в абсолютные лидеры по росту численности населения.

       Вступление в брак с давних пор считалось вторым рождением человека. Недаром в основе свадебного обряда многих народов лежит погребальный ритуал. Его многие элементы дошли до наших дней: причитания матери по выходящей замуж дочери, закрытое лицо невесты и т.д. Удивительно, но многие элементы древнего ритуала в известной мере сохранились в казахском свадебном обряде и костюме.

 Высокий свадебный головной убор казахской невесты саукеле и камзол (ср. тюрк. кам «жрец») – из ритуальной одежды древних для погребения. В прошлом перед замужеством в доме невесты совершали мнимый погребальный ритуал: одевали ее в ритуальную одежду, причитали по «умершей», шаманы совершали соответствующие обряды. Затем увозили «покойную» с закрытым лицом к жениху. (Кстати, одежда «золотого человека» в высоком головном уборе из Иссыка – для погребения.)

Так «обманывали» духов невесты, ее семьи и дома, чтобы она была свободной от них в новом доме и приобщилась к духам, энергетике семьи и рода будущего мужа. Для этого проводили очищающие обряды, баксы под музыку совершал ритуал «воскрешения» невесты – беташар (открывания лица): он знакомил «пришедшую с иного мира» (келін от келу «приходить», ср. невеста от «неизвестная»; возможно, название головного убора «саукеле» от «сау келеді» – придет во здравии, придет живой) с почитаемыми предками и родственниками мужа, его семейными и родовыми преданиями и ритуальной камчей открывал ей лицо от покрывала.

                                       Особенности традиционной семьи

  Нередко в замужестве женщина получала и новое имя (в наше время – фамилию мужа). Обряд изменения имени – это своего рода продолжение ритуала беташар: открывалось лицо «иного» человека с новым именем с целью ввести в заблуждение духов. В первое время невесте также запрещалось называть по именам близких родственников мужа, чтобы не привлечь к ним внимания злых духов. При обращении к новым родственникам она использовала термины родства или иносказательные имена.

Столь мощное освобождение вновь «родившейся» от своего эго, несомненно, облегчало вхождение в семью мужа – хранителя и продолжателя рода. Семья и рождение детей требуют от супругов, особенно жены, постоянного обновления, гибкости души, изменения сознания, отношения к жизни и людям. Недаром говорят, что у женщины сорок душ. Ибо это основа традиционной семьи, присущей многим народам.

watermarked

      Воспитание детей в Степи, условно говоря, было раздельное: мать воспитывала дочерей, отец – сыновей. С малых лет их готовили к взрослой жизни: девочек – к ведению домашнего хозяйства, роли жены и матери, мальчиков – к жизни охотника, воина, хранителя семьи и рода. По этой причине не было маменькиных сынков, как часто бывает ныне, не говоря о неполных семьях, где обычно воспитанием занимается одна мать.

       Естественно, традиционное воспитание готовило детей, прежде всего, для брака, от благополучия которого всецело зависела жизнь человека. В первую очередь от наличия детей. Они были не только работниками и воинами, но и заботились о старых родителях, и бездетный человек часто был обречен. Т.е. дети кроме заботы выполняли функцию современного пенсионного обеспечения. От многодетности зависела и судьба рода. Поэтому сирот в Степи не было – их брали на воспитание более обеспеченные сородичи. Нормой было и усыновление детей своих побежденных врагов. Мало было и одиноких женщин в силу многоженства, левирата (замужество вдовы за брата, родственника мужа) и родовой ответственности за его членов.

                                      Права человека или семьи?

       В настоящее время у нас преобладает западная модель семьи, которая не соответствует ее традиционному статусу. Дело в том, что разрекламированные права человека, а не семьи, западный вариант эмансипации женщины и пенсионное обеспечение пришли в противоречие с семейными традициями и ценностями, которые в известной мере ограничивают свободу личности: на первом месте семья, рождение детей и их воспитание.

       Например, западная женщина нередко вступает в брак после 35 лет. Вначале образование, работа, карьера, только потом семья, и рождение ребенка, порой единственного, сопряжено с большим риском. К тому же половое воспитание подростка ориентировано в первую очередь для секса. Изменилось само сексуальное поведение европейских женщин. Поэтому молодые люди ищут сексуального партнера, а не жену или мужа: их не готовили с детства к роли матери и отца. Современный мужчина потерял свою мужественность и ответственность за продолжение рода. В силу этого разводы и бездетность стали чуть ли не правилом, а однополые браки давно вошли в «моду», не говоря о проституции.

К позднему замужеству «подгоняются» даже медицинские нормы. Например, американские медики пришли к выводу, что для здоровья и долголетия целесообразно рожать первого ребенка в 35 лет (!). Для этого они сравнили здоровье женщин, рожавших первенца в 18 и 35 лет. Здоровье женщин, рожавших в молодом возрасте, впоследствии было хуже по сравнению со здоровьем «поздних» мам, но при этом не учитывалось ни здоровье детей, ни их количество.

       Наши же медики оптимальным возрастом женщины для рождения первого ребенка считают 18-28 лет. В 30-40 лет рождение первенца сопровождают определенные трудности, да и по здоровью он уступает малышу молодой мамы. По некоторым медицинским, воспроизводительным, психологическим и иным показателям, оптимальным считается рождение 3-4 детей. К сожалению, у нас тоже идет тенденция позднего замужества, а по количеству разводов мы вышли в лидеры.  

Запад ставит на первое место права человека, в том числе и в выборе сексуального партнера, логическим завершением которого явилось официальное разрешение однополых браков в ряде западных стран.  

Пенсионное обеспечение лишило тысячелетиями выработанную необходимость в детях – теперь человек сам себя обеспечивает в старости. И нередко бездетный пенсионер получает больше многодетного, хотя по логике многовековой истории должно быть наоборот. В самом деле, пенсия (отчасти и заработная плата) должна быть напрямую связана с количеством детей – ведь сыновья и дочери многодетного работают или будут работать на государство, а бездетного – нет. По сути, человек должен делать пенсионные накопления не себе, а своим родителям, а его дети – ему.

Многие болезни современности вызваны игнорированием института семьи, законов природы. Есть даже медицинский термин «синдром одиночества». Ибо бездетного покидает энергия природы и пустоту заполняют страсти и болезни – он ведь «холост». И, наоборот, продолжение рода требует обязательной заботы о своем здоровье и здоровье членов семьи. Издавна в рождении детей люди видели и свое физическое бессмертие. Недаром Шекспир написал: «И ты, когда тебя не сменит сын, свой полдень пережив, уйдешь один».

 

                                                             (d.eldesov@mail.ru