Вся жизнь древнего человека была окутана магией и ритуалами. Из первобытной магии появилась не только религия, но и медицина, искусство, письменность и т.д. Власть каганов представлялась божественной, но она не состоялась бы без шаманских ритуалов. Вся Природа, Вселенная были одухотворены, и путь к тайнам и духам лежал через камлание (от древнетюркского «кам» – жрец) шамана.
Волчица – родоначальница тюрков
Об одном из предков древних тюрков, рожденной легендарной Волчицей, в древней китайской летописи сказано: «Был затронут дуновением духа, поэтому обладал способностью вызывать ветер и дождь», то есть был камом. Удивительное волшебство тюркских колдунов зафиксировал и Фирдоуси. В битве при Герате между персами и тюрками колдуны бросали огонь в небо и вызвали ветер, тучу, из которой на персов посыпались стрелы, которых на самом деле не было, т.е. был своего рода гипноз. Умение шаманов породить непогоду отмечалось и в более позднее время – в ХIII веке: «Тут оказалось, что эти самые найманский Буйрух и ойратский Худуха могут волшебством вызывать ненастье. Принялись они за свое волшебство, но ненастье-то обернулось наоборот и разразилось над ними самими ливнем и ураганом» («Сокровенное сказание»). Поверье в магический камень яда (джада), способный влиять на погоду, придавать большую силу его обладателю, долго жило и в душах казахов. С его помощью можно было предсказывать и будущее. Одно из упоминаний о магическом камне яда казахи связывали с именем знаменитого Богенбай-батыра, потомки которого впоследствии потеряли камень батыра. Яда (колдовство) было известно и в Х1Х веке для вызывания дождя. Сам камень будто бы извлекался из желудка коровы, лошади.
Шаманизм как система верований и обрядов отличается от других духовных учений именно слитностью с природой. Поэтому не удивительно, что его представители могли влиять на природу – при соответствующем настрое, изменении сознания (медитации), специальных упражнениях. При камлании человек способен получать энергию из космоса. Сильные шаманы могли управлять такой энергией и влиять на погоду.
В силу одухотворенности природы, по представлениям шаманов, всякое враждебное действие человека против нее непременно каралось духами. Поэтому большое значение придавали очистительным ритуалам на природе, поклонению духам гор, воды, животных и т.д. Даже в ХIХ веке проводились охранительные обряды от духов животных перед и во время охоты у алтайских народов. Медвежья лапа, перья, когти беркута и т.д. почитались ими как охранители дома, семьи, имеющие особые чудодейственные свойства.
Природе не только поклонялись. Нарушение каких-либо экологических норм (например, сезона охоты или осквернение воды, огня и т.д.) влекло суровое наказание. «Тот, кто мочится в воду или на пепел, предается смерти» – это пункт из Ясака (Постановлений Чингиз-кагана). По нему запрещалось купаться и мыть одежду в проточной воде. Такие запреты многими исследователями воспринимались как темные суеверия, и как таковые получили отражение в художественных романах и фильмах. Ныне эзотерические познания древних жрецов нашли научное объяснение: вся живая и неживая природа обладает активностью и реагирует, нередко адекватно, на действия человека. К тому же качество воды («живая» и «мертвая» вода) напрямую зависело от отношения человека к ней, не говоря о необходимости экологической чистоты водоемов. (Как отстал современный человек от древних канонов взаимодействия с природой!)
Шаманизм не отрицал прямую связь человека с растительным и животным миром: отсюда священные деревья и тотемные животные (Ворон, Орел, Бык, Волк и др.). Например, Ворон считался хранителем духа небесного начала, а Орел – материи, земного начала.
Некоторые тотемные животные были не просто культовые, духовные. Порой они определяли жизнь целого рода, народа. Таким зверем у древних тюрков была волчица. Как ни парадоксально, но каганы своим могуществом обязаны этим умным, сильным и дерзким хищникам – вечным властителям в мире животных Степи. Ибо многое переняли из социально очерченной волчьей стаи с ее железной субординацией во главе с вожаком.
Было не просто внешнее подражание, уподобление хищникам, что моделировало мощный физический и психологический облик воинов. Нередко шаманы обращались к духам Волков, своих покровителей. Такую картину о кыпчакском хане-жреце Боняке описал русский летописец: «Когда настала полночь, встал Боняк, отъехал от войска и начал выть по-волчьи, и волк откликнулся на вой его, и завыло множество волков. Боняк же, вернувшись, поведал Давыду (союзнику), что победа у нас будет над венграми завтра».
Вознесение к Небу
Обладая эзотерическими знаниями, практической магией и обширной информацией о природе, выдающиеся шаманы становились и политическими лидерами. Они были вождями племен, основателями государств. Слово «кам» входило в некоторые титулы гуннской правящей элиты. Один из них – ата кам (буквально «отец-шаман») – носил верховный жрец; еш кам означал «сподвижник кагана по управлению государством». Вторым после Чингиз-кагана в его улусе был шаман, носивший титул Теб-Тенгри («подобный Тенгри»), который возглавил в свое время церемонию возведения на престол Чингиза-кагана. Шаманом был и второй сын Чингиза Чагатай.
Поэтому в возведении тюркских каганов, которые часто были и верховными жрецами, прослеживаются шаманские обряды. Кагана, как и шамана при посвящении, «возносили» на белом войлоке к Небу и несли по кругу, по солнцу. Перед поднятием будущего кагана заворачивали в войлок или обтягивали его горло шелковым платком и слегка душили, чтобы он в полубессознательном состоянии сказал, сколько лет продлится его правление. Доведение до полуобморочного состояния практиковалось в шаманизме. В этом обряде отразились элементы камлания: в экстазе, трансе кам «летал» и предсказывал.
В основе шаманского ремесла лежали раскрытие и развитие интуиции человека, открытие его «третьего» глаза, управление подсознательным. Сам же шаман мог достичь феноменальных, порой сверхъестественных способностей. В сказаниях упоминается способность шамана появляться одновременно в нескольких местах, используя свои проекции. Возможно, жрецы могли принимать облик животного, того же волка, на эфирном (астральном) уровне. Недаром же говорили об одном тюркском предводителе: «Хан по его свойствам есть волк».
Существовала еще более сложная шаманская техника, позволявшая создавать астральных животных, относительно не зависимых от своего творца, нечто вроде искусственных духов. Таких духов нередко создавали в целях охраны – к примеру, святилищ или погребений. Известно, что при интенсивных поисках до сих пор не могут найти могилу Чингиз-кагана. Современные казахские баксы (шаманы) говорят, что ее никогда не найдут – этого не допустят аруахи (духи предков).
Обладая «третьим» глазом, шаманы были и прорицателями. Многие каганы соотносили государственные дела, включая военные походы, с их предсказаниями. Интересно, что прорицатели были против похода Бату-хана в Венгрию. Несмотря на победы над коалиционными войсками европейских стран и захват Венгрии, войска хана не остались в ней.
Белые шаманы или утраченное ремесло
Повседневным занятием большинства шаманов была работа с больными, с духами болезней. Такие понятия, как энергетика, очищение тела и сознания, психоанализ, гипноз и другое (под другими словами и значениями) были обычные в практике кама. При этом целители не лечили людей, как в наше время, а помогали им лечиться самостоятельно, работая над собой. Многие элементы камлания: удары в бубен, звон колокольчиков и подвесок, горловое пение, взывание, транс могли вызывать потрясение у больного, очищение его сознания, выравнивание его душевного состояния через преодоление негативных мыслей и поступков. С помощью интуиции и дара предвидения шаман угадывал причины болезней, которые устранял психоанализом. Звон бубенчиков, песнопение и «театральное» представление кама благотворно влияли на психику больного. Ныне научно доказано, что причиной многих болезней является мысль человека.
Согласно шаманским канонам, исцеление напрямую зависело от расслабления больного, которое шаманы достигали и путем массажа для очищения и активизации энергетических точек, гибкости суставов и мышц. Ибо закомплексованность, «зажатость» мысли переходит в тело, вызывая болезни. Шаманское целительство и массаж расслабляли тело и освобождали мысль, и человек, свободный духом, повышал уровень своей энергии, поддерживал порядок в психическом плане.
Всестороннее знание растительного и животного мира позволяло древним фармацевтам изготовлять лекарства, которые вместе с шаманскими заговорами давали превосходные результаты. Делали и операции, когда шаман проникал в тело больного и извлекал опухоль или что-нибудь иное, не используя инструменты, как в наше время филиппинские мастера.
В наше время говорят о памяти на клеточном уровне, т.е. большую информацию от своих предков мы передаем детям через свое тело. Культ предков, известный многим народам, улучшает эту память. Незнание же прошлого своего рода, его известных представителей погашает генетическую информацию, что вызывает сбой на клеточном уровне и появляются «блуждающие души» и болезни. Такое состояние может повлечь и нарушение или несоблюдение каких-либо погребальных обрядов после смерти близкого человека. Народная медицина оценивает знание своих предков как обязательное семейное достояние. При некоторых заболеваниях она советует чтение сказаний и мифов; особенно благотворно влияет их профессиональное исполнение с музыкальным сопровождением.
Современные шаманы признают, что древние жрецы были куда могущественней, чем нынешние. Утеряны многие тайны, эзотерические знания и техники, белое шаманство. Даже незначительные действа камов ныне вызывают удивление. К примеру, в прошлом шаман засовывал ногу в костер и быстро дотрагивался ею до определенной точки на теле больного. Знаменитый Кокчи Теб-Тенгри, возглавлявший церемонию возведения Чингиз-кагана, голый садился на лед, от тепла его тела лед таял и поднимался пар. Людям казалось, что шаман (на белом коне) возносился на Небо.
Традиционно шаманы делились на белые (небесные) и черные (обычные). Только белые, высшие жрецы могли руководить моление Небу, общаться с Божеством Неба и даже подниматься на Небо. В то время черным шаманам не полагалось даже присутствовать на таких молениях. Из среды небесных шаманов часто выходили каганы и высшие чины каганатов. Позже моление Небу у алтайских народов, устраиваемое раз в три года на вершине горы, происходило без участия шаманов. И белое шаманство стало неразгаданной тайной.
Поразительно, что за тысячелетия внешний облик шаманов почти не изменился: на петроглифах он изображен с тем же бубном, сакральным инструментом для общения с духами. Как и его коллега времен саков и гуннов, современный шаман носит на груди бронзовое зеркало, прикрывая один из чакров, энергетических центров, расположенных в центре груди. Чудесное зеркало усиливало небесное зеркало, без которого нельзя камлать. Тысячелетний символ Солнца – бронзовое зеркало отражало лучи света и взгляды, энергию людей, магически очищая их и природу.