Казахстан будет перенимать опыт Турции в сфере туризма. Об этом сказал президент Нурсултан Назарбаев 5 июня в рамках IV саммита совета сотрудничества тюркоязычных государств: «Сегодня рассматривали вопросы разные, например, сегодня рассматривались вопросы туризма. В туризме, естественно, Турция сильно продвинутое государство. Договорились о том, чтобы перенимать опыт Турции в развитии туризма, готовить кадры для сервиса гостиничного и вообще для обслуживания».
Туризм – новая стратегия
«Нам следует побольше привлекать туристов в страны тюркского мира. Например, в прошлом году число китайских туристов достигло 100 миллионов. Их расходы за рубежом составили 102 миллиарда долларов. Прогнозируется, что этот показатель в предстоящее десятилетие вырастет в два раза. В связи с этим нам необходимо объединиться и модернизировать сферу туризма. Так как и в тюркском мире – достаточно природных объектов и исторических мест, которые представляют большой интерес для мирового сообщества», – продолжил президент Казахстана.
Глава нашего государства на прошлогоднем саммите предложил создать в рамках Секретариата рабочую группу по развитию отрасли. Как следствие, Казахстан в рамках Тюркского совета назначен координатором программы по созданию единого туристского продукта «Современный Шелковый путь». Ожидается, в частности, утверждение совместных туристских маршрутов вдоль Великого шелкового пути, ориентированных на развитие этнокультурного и экологического туризма. Казахстан и Турция планируют осуществлять программы обмена опытом.
Есть ряд наших государственных программ, законов, проектов, осуществить которых можно с учетом турецкого опыта. В частности, это государственная программа развития туризма в Казахстане, государственная программа индустриального развития, программа развития малого и среднего бизнеса, концепция «зеленая экономика», переход казахского языка на латинскую графику и др.
Тему туризма мы поднимали в статье «Уроки бунтующей Турции» (altyn-orda.kz, 24.08.2013). Кроме природных данных Турции, в статье были отмечены следующие основы успеха турецкого туризма: развитость сельского хозяйства, разнообразного производства, местных промыслов, инфраструктуры, культуры обслуживания и услуг, дешевизна путевок, огромные государственные и иностранные инвестиции в туристическую отрасль и т.д. Эти положения могут лечь в основу изучения и перенятия турецкого опыта.
Для развития туризма в нашей стране также существенно повышение общей культуры населения, изучение языков, изменение менталитета, поведенческого стереотипа, отношения к туристам и т.д. В той же Турции местные жители вежливы, предупредительны с туристами, обслуживающий персонал на начальном уровне владеет языками своих клиентов. В этом плане своевременно решение Казахстана готовить необходимые кадры для туристической отрасли в турецких университетах. К тому же наши студенты в Турции смогут пройти стажировку, работая гидами, ознакомиться изнутри с туристической отраслью, как это делают студенты из России, Украины. Необходима также государственная поддержка отечественных туроператоров.
Пока же, имея хороший потенциал для развития туризма, в рейтинге государств по уровню конкурентоспособности сектора путешествий и туризма Travel and Tourism Competitiveness Index Казахстан занимает 88 место из 140 возможных. Международные консалтинговые и исследовательские компании достаточно критично оценили казахстанские туристические перспективы. Они обеспокоены сокращением числа въездных туристов-нерезидентов на 16,2%. В основном это происходит из-за высоких цен, низкого качества сервиса и инфраструктуры, слабой PR-кампании Казахстана за рубежом.
Все для производства, все для туристов!
«Промышленный» туризм пришел на побережье Средиземного моря с начала 90-х годов прошлого века, до этого этот регион был только сельскохозяйственным. Таковым он остается до сих пор: возле аэропорта – теплицы, в деревнях возле отелей – теплицы, которые в этой стране защищают растения от жары, в то время как у нас – от холода. Выращивают огурцы, помидоры, кабачки, баклажаны, перец, картофель и т.д. Теплый климат позволяет выращивать овощи круглый год. Растут даже бананы – в Алании, в год собирают два урожая, это не «кормовые» большие бананы, а маленькие и очень вкусные.
К тому же развитие сельского хозяйства подстегивает туризм: основу рациона в отелях составляют овощи, картофель, фрукты, рис, мясо курицы, яйца и т.д. Во многих провинциях даже есть свои символы: в Алании – бананы, в Анталии – апельсины, в Сиде – гранаты и т.д. В Анталии символика оранжевых апельсинов встречается повсеместно, вплоть до светофоров, где вместо желтого цвета – оранжевый, да и сами светофоры такого же цвета. Сиде с турецкого языка переводится «гранат». Нередко один гранат весит один килограмм, из которого выжимают 4 стакана сока.
В Турции особенно заметна следующая закономерность: местное производство развивает туристическую отрасль и наоборот. Всем известны турецкие изделия из кожи, меха, золота, серебра, шерсти, хлопка, шелка и т.д. Возле отелей магазинчики завалены всевозможными сувенирами местного производства. У нас же даже традиционные народные ремесла в упадке; дело дошло до того, что внушительная часть сувениров, национальной одежды изготовляется в Китае.
До сих пор хозяевами отелей на берегу моря являются местные жители. Есть семьи, которые владеют несколькими отелями. Конечно, многие хозяева сдают свои отели в аренду или продают, в том числе и иностранцам, потому что большинство из них являются частными. И теперь, даже если есть огромные деньги, невозможно купить прибрежные участки, потому что везде понастроено. Правда, и сейчас на побережье открываются каждый год до 20 новых отелей, которые заполняются туристами.
Летом строительство запрещено правительством, чтобы не мешать отдыхающим – строительство ведется только зимой – с ноября до апреля. Зимой отели тоже работают, но только 5-звездочные высшего класса, в котором должен быть крытый бассейн с морской водой, а этого не все отели могут позволить. При этом отели строятся не из панелей, а из красного кирпича. Будущий владелец обязан построить его за 5-6 месяцев и открыть к курортному сезону, в противном случае хозяин будет терпеть убытки.
Земля очень плодородная и внешне отличается от нашей. Несмотря на отсутствие дождей летом, кроме ананаса, кокоса, все растет. В горах много родников, и эта вода идет на поливку. Хотя туристы считают Турцию раем, сами турки так не считают, потому что летом жара (в июле, августе) доходит до 50 градусов. Такой климат сокращает продолжительность жизни, которая составляет около 70 лет. А ведь Турция бурно развивается и стремится войти в состав Европейского Союза.
В Турции развиваются различные виды туризма. Например, Белек – это не просто туристический центр, но и спортивный – один из мировых гольф-центров. По этой причине здесь отдыхают в основном европейцы. Естественно, основное занятие туристов – гольф, который в моде у европейцев с малых лет, несмотря на дорогое снаряжение. Конечно, гостиницы дорогие. Здесь отдыхают и тренируются и футболисты. Кстати, самую сладкую клубнику выращивают здесь. Первая клубника созревает в июне – ее турки не кушают, а отправляют за границу или делают варенье, сок, она хоть и сочная, но кислая. А вот второй урожай собирают в декабре уже для себя – это уже очень сладкая клубника.
Что нужно делать для развития туризма?
Как ни странно, надо начинать с развития сельского хозяйства, а также строительного бизнеса, малого и среднего бизнеса, улучшения автомобильных дорог. В Казахстане в последнее время государством уделяется большое внимание развитию туризма, но как видим из турецкого опыта, развитию этой отрасли способствует сельское хозяйство, которое у нас переживает трудные времена, особенно животноводство, а также неразвитость многих отраслей растениеводства, хранения и переработки сельхозпродукции, тепличных хозяйств.
Привозные фрукты, овощи, крупы, мясо и другие продукты делают питание туристов очень дорогим. С этой проблемой тесно связаны заведения общепита, которые у нас малочисленные и тоже дорогие. Видимо, необходима государственная программа по развитию общепита, связь туризма с которым очень тесная. Недаром туризм развит в тех странах, где разнообразная и недорогая национальная кухня. Например, в Таиланде есть «передвижные кухни» на мотоциклах или просто на велосипедах, где повара прямо на улице приготовят вам покушать на ходу, притом недорого. В Турции во многих отелях используется клубная система отдыха «все включено»: в стоимость проживания входит питание: завтрак, обед, ужин, поздний ужин, напитки, включая алкогольные (местного производства).
В Казахстане туризм очень дорогой: транспорт (авиабилеты), гостиницы, обслуживание, услуги, питание, сувениры и т.д. В итоге почти за те же деньги за путевку в Боровое можно слетать в Турцию. К тому же туризм не может успешно развиваться в стране с низким уровнем развития транспортной инфраструктуры и проблемной экологией. Места отдыха у нас превращаются в стихийные свалки, не говоря об экологических проблемах многих регионов страны. В Турции везде чисто, дороги в отличном состоянии. К сожалению, у нас плохие дороги и тротуары – не умеют даже качественно уложить асфальт, класть брусчатку.
У нас мало гостиниц среднего класса. В провинциальных городах отелей стоимостью ниже 10 тысяч тенге за сутки нет, а сервис не тянет даже на «две звезды». Приехать можно только в Алматы и Астану.
Что мы испытываем сами, находясь в поездке по Алматы или Астане, то же самое приходится на долю туриста: дорогой общепит, неухоженные тротуары, разбитые дороги, неубранный мусор, пробки на дорогах и т.д. Смешно сказать, но у нас нет бесплатных туалетов, а в платных порой отсутствует вода и бумага, а ведь туристы много передвигаются и они не должны тратить время на поиски туалетов.
Есть и приятные новости. В частности для развития туризма планируется предоставить льготное финансирование. Также специальные службы и государство не будут рассматривать происхождение денег, инвестируемых в казахстанскую туристическую отрасль. «В плане реализации мероприятий по концепции мы рассматриваем такие моменты, как налоговые преференции для инвесторов, амнистия капитала. Есть опыт Турции: они объявили – происхождение всех денег, которые вкладывают предприниматели в туристический сектор, не будет рассматриваться специальными службами и государством. И они порядка 60 млрд долларов благодаря этой инновации внесли в развитие туризма», – 6 июня сообщил председатель комитета индустрии туризма министерства индустрии и новых технологий РК Марат Игалиев.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ