Кем был Чингиз-каган по этническому происхождению? На каком языке он говорил? По разным исследованиям, он предстает монголом, татарином, тюрком, китайцем, казахом и т.д. Это не очень корректно, ибо таких этнонимов в современном значении в ХII-ХIII столетиях не существовало. Однако с помощью этимологии имен, титулов, названий родов, их генеалогии, терминов военного, государственного устройства, названий предметов обихода и т.д. попробовать определить языковую принадлежность Чингиз-кагана и его происхождение.
5 июня 2013 года в ЕНУ им. Гумилева с участием Государственного секретаря РК Марата Тажина прошло расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан. В своем выступлении Марат Тажин отметил: «Нам следует воссоздать реальную картину периода империи Чингизхана, понять, в том числе, и его этническую природу, избежав как спекуляций на эту тему, так и упрощенного традиционного подхода».
История как роман
«История – это роман событий…». Такое несколько романтическое определение французского философа ХYIII века К.Гельвеция оказалось отчасти и пророческим. В самом деле, развитие историографии, в том числе и современной, имеет тенденцию время от времени переписывать прошлое: меняются главные герои, сюжеты, концепции, как в художественном произведении.
Еще древние греки относились к истории не как к науке, а как к литературе, в которой художественная форма изложения играла существенную роль. При этом исторические события интересовали античных авторов не сами по себе, а по значимости их воздействия на умы современников. И как таковая античная историография была близка к политической науке.
Как ни парадоксально, такое отношение к истории дожило до наших дней, несмотря на открытия компаративистов, критический анализ источников, проведенный исследователями в ХIХ-ХХ вв.
Наиболее откровенно и последовательно «воздействие на умы» проводилось в СССР. Научное кредо одного из первых советских историков М.Н.Покровского «История – это политика, опрокинутая в прошлое» стало золотым правилом советской историографии. Под политический прессинг попали не только труды многих историков, но даже сами первоисточники.
С приобретением независимости Казахстана на наших глазах меняется и отношение к его истории: возвращаются его национальные герои, возрождаются культурные, исторические ценности, пересматриваются многие устарелые, ненаучные концепции, прежде всего о роли и значении Степи на евразийском континенте и т.д.
В то же время внимательное знакомство с 5-томной «Историей Казахстана» выявляет неутешительную картину. Целый пласт истории Степи, связанный с образованием Монгольской империи, Золотой Орды всецело основан на концепции и оценке советского времени (ср. с «Историей Казахской ССР» в 5 томах).
За одним из крупнейших событий второго тысячелетия – образованием империи Чингиз-кагана – до сих пор стелется шлейф загадок и предрассудков. Суеверные описания авторов XIII века («ветер гнева божьего») сменились в XVIII–XX вв. противоречивыми объяснениями феномена Чингиз-кагана и его государства. Эта империя, возникшая как бы волшебством, ставила в тупик историков, ибо не просматривались корни не только этого государства и народов, его заселявших, но и происхождение его создателя. Несомненно, это результат печально известной борьбы с «пантюркизмом» в СССР. В итоге мы не знаем ни тюркского происхождения Чингиз-кагана, ни восточных корней тюркских народов, прежде всего казахов.
Волчий племянник
Язык основного источника «Юань чао би ши» («Тайная история династии Юань», 1240 г., в русском переводе «Сокровенное сказание»), хоть и называется старописьменный монгольский, не является прямым предком современного монгольского (см. Б.Я.Владимирцов. Сравнительная грамматика монгольского письменного языка и халхаского наречия. Л., 1929). Это сказание написано на неизвестном до сих пор монгольско-тюркском диалекте. Скорее всего, это древний язык тюрков, потомки которых проживают в провинции Ганьсу КНР (см. Д.Ельдесов. Тайная история Чингиз-кагана. Простор. 11, 2004).
Общеизвестны легенды о прародительнице тюрков – Волчице. Из первоисточников прослеживается «волчье» происхождение рода Чингиз-кагана. Родословная в Степи имела вековые законы, и никто не мог их игнорировать. Основное ее правило: помни свою родословную наизусть и ничего не изменяй. Поэтому никто не мог присвоить себе «волчье» прошлое, не имея тюркского происхождения в узком смысле, т.е. не будучи из каганского, тегинского или иного привилегированного рода. Во всяком случае, упоминание в родословной Чингиза и в названии его рода «волчьего» имени наводит на такую мысль.
На прямую связь с древними тюрками (тукю-тюркют китайских авторов) указывает название рода Чингиз-кагана – боржигин (от борйигин, «Сокровенное сказание»). Рашид-ад-дин дает объяснение этого слова с позиции народной этимологии: «серые глаза», «синеокий» (ср. монг. «бор» – «серый, сивый» (о масти); тюрк. боз-бор – «серый»). Однако слово йигин-жигин со значением «глаза, очи» не зафиксировано ни в монгольских, ни в тюркских языках.
Но если посмотреть отражение названия в древнетюркском «зеркале», то значение слова становится предельно ясным: бөрi йегин – «волчий племянник»: (тюрк. бөрi «волк», тюрк. йегин «племянник», турец. йеген «племянник», ср. каз., кирг. жиен «племянник»). Такая семантика «борйигин» улавливается в первых словах сказания: «Предком Чингиз-кагана был Сивый Волк». А между тем об отсутствии следов тотемизма у предков современных монголов писал еще Б.Я.Владимирцов в своей книге «Общественный строй монголов».
В самом деле, волк-волчица считаются легендарными прародителями в Центральной Азии только у древних тюрков и древних уйгуров (см. Н.Я.Бичурин. Собрание сведений… Т.1, Л.Н.Гумилев. Древние тюрки). Свою генеалогию древние тюрки вели от волчицы, зачавшей от мальчика-царевича, убитого врагами, а уйгуры – от девушки, отдавшейся волку.
Значение «йегин» уточняется в рамках тюркской удельно-лествичной системы престолонаследия, по которой младший брат наследовал старшему, а старший племянник – дяде (Л.Н.Гумилев. Удельно-лествичная система у тюрок в VI–VIII веках.// Сов. этнография. – 1959. – № 1). То есть, племянник являлся царевичем. Знаменитый Куль-тегин (древнетюркс. тегин – «принц-царевич») был племянником Капаган-кагана. В данном случае йегин и тегин являются синонимами. Кроме этого, йегин у древних тюрков являлся титулом. В сказании встречаются титулы – дигин, чигин, отчигин (тюрк. «царевич огня», то есть наследник, младший сын), в основе которых йегин-тегин.
Этимология названия «борйигин» – «волчий племянник», «волчий царевич», несомненно, указывает на связь с генеалогией древних тюрков, которые сами себя называли в честь прародительницы бори, а китайцы – фули (от бури). Внук Чингиза, сын Чагатая, назван этим именем – Бури.
Алтай – родина предков Чингиза
В русской летописи XII века неоднократно упоминается орда Бурчевичей в южнорусских степях, известных в восточных источниках как борджиоглы (тюрк. «сын волчьего хозяина»). Случайное ли это сближение родовых названий – борджиоглы и боржигин – или имеются родственные корни в лице древних тюрков?
В 1220 году 30-тысячный корпус под командованием Джебе и Субетая сразился на Кавказе с объединенными силами кыпчаков и аланов. Не одолев их, полководцы Чингиз-кагана сказали кыпчакам: «Мы и вы – одного племени и происходим из одного рода, а аланы нам чужие. Мы с вами заключим договор, вы же оставьте нам аланов».
Боржигин является материнским родом, как и род волчицы у тюрков: «в дуалистическом миропонимании VI–VIII вв. символика пола была определяющим принципом» (Л.Н.Гумилев). Легендарная прекрасная Алан без мужа родила Бодончара – родоначальника поколения борйигин. Само имя предка означает «племенной вождь» (древнетюрк. бодун – «племя, народ», чур – «вождь»). Это титул, ибо Бодончар подчинил небольшое племя.
Так и «дышат» «вечным камнем» древних тюрков титулы, встречающиеся в генеалогии Чингиз-кагана: тудун – титул тюркской чиновной аристократии, кулюк – герой, букв. «славный, знаменитый» от древнетюрк. ку – «слава», бильге – «мудрый», отчигин (то есть оттегин) – «принц огня» и т.д. Тюркским является и титул каган.
Род Чингиз-кагана был пришлым среди местных племен, кочевавших между рек Онон и Керулен: его предки «явились, переплыв Тенгиз (внутреннее море)», то есть озеро Байкал. Чингиз и члены его рода отличались и внешне от типичных монголоидов. Каган выделялся высоким ростом, голубыми глазами, рыжими волосами и бородой, за что его прозвали Солнцеликим. Родиной предков Чингиза можно считать горы Алтая, где скрылись остатки древних тюрков, на связь с которыми указывает значение «борйигин». Есть и хронологическое соответствие: по генеалогии возраст рода кагана определяется приблизительно в 400–500 лет.
Недаром армянский летописец Григор Акнерци писал о воинах Чингиза: «Мы слышали, что они из туркестанской родины своей перешли в какую-то восточную страну, где жили долгое время».
Рашид-ад-дин напрямую связывает происхождение боржигинов с тюрками. В сочинении историка о происхождении тюрков (и предков Чингиза) говорится, что они были загнаны в горы. Горная долина, где они скрылись, называлась Аргунэ-кун (древнетюрк. арғу – «долина между горами», қон – «оседать»). Для того чтобы выйти наружу, они расплавили гору, состоявшую из железной руды. Как известно, древние тюрки первыми в Центральной Азии освоили промышленную добычу железа на Алтае и вошли в историю как «плавильщики железа».
Род Чингиз-кагана не забывал о «расплавленной горе», плавке железа и кузнечном деле и отмечал наступление нового года приготовлением кузнечных мехов, горна и угля (Рашид-ад-дин).
Само имя Чингиз-кагана Темучжин (кит. форма) означает «кузнец» (тюрк. темурчи, монг. төмөрч(ин)). По «Сокровенному сказанию», в то время, когда Йесугай-багадур пленил татарского предводителя Темучжин-Уге (древнетюрк. уге – «мудрый», титул правителя), у него родился сын, «его и нарекли поэтому Темучжином».
Известный французский зоолог Ж.Кювье по одной найденной кости восстанавливал строение вымерших животных. В «Тайной истории» есть возможность проследить не только отдельные кости (роды). В нем можно найти целые «скелеты», основания по истории возвышения Чингиза, об истоках его государства и этногенезе народов, его заселявших, если рассматривать отражение основных терминов и событий в тюркском «зеркале».
Например, в сказании встречается слово «ордо» (ставка хана, дворец). Слово «орду» встречается еще в тюркских рунических надписях. Путем чередования «т/д» образованы тюркские слова «орту» – «середина» и «орду» – «ставка хана» (ср. улус орду – «центр улуса, управления»). К тому же есть историческое свидетельство Рубрука: «Отсюда двор на их языке называется ордой, что значит середина, так как он всегда находится посередине их людей» («Путешествие в восточные страны», глава XXI). Рубрук фиксировал элементы устной речи, в основном тюркские слова.
(Продолжение следует)
Дастан ЕЛЬДЕСОВ